Сравнительный анализ особенностей и характерных черт систем социальных отношений на Западе (США, Европа) и в Японии




Критерии США, Европа Япония
Этнические особенности Плюроэтническое общество Моноэтническая нация замкнутого типа
Религиозный фактор Монотеизм, преимущественное влияние христианства (католицизма и протестантизма) Политеизм, влияние буддизма, синтоизма, конфуцианства
Воспитание цивилизационных ценностей Культивирование идеи личной выгоды, индивидуального успеха, самостоятельности, боязни наказания Культивирование идеи взаимопомощи, коллективизма, долга и благодарности, чувства стыда
Индивидуальные ценности Приоритет личных интересов, интересов семьи. Любовь, семья, удовольствия как основные ценности. Постоянное стремление к повышению своего материального состояния Приоритет общественных интересов. Усердие, исполнение долга – как основные ценности. Постоянное стремление к духовному самосовершенствованию
Общественные ценности Государство находится на службе каждого гражданина. Предприятие – это место работы Каждый гражданин – это органическая клеточка государства. Предприятие – это «дом», «семья», коллектив
Характерные национальные черты Прагматизм, индивидуальный эгоизм, уважение закона, целеустремленность Трудолюбие, упорство, долготерпение, вежливость и деликатность, коллективизм
Отношение к труду Труд это –необходимость, которая дает средства к существованию Труд – это долг, который позволяет постоянно самосовершенствоваться
Философия фирмы Основная цель –получение прибыли Основная цель – развитие предприятия. Приоритет

 

    интересов клиента
Ключевой принцип организации Экономически эффективный проект предприятия Предприятие – большая «семья»
Основные требования к менеджменту Профессионализм, инициативность, выполнение взятых обязательств Умение работать с людьми, социальная коммуникабельность, умение адаптироваться к системе социального патернализма
Процесс принятия решений Все решения принимаются соответствующим руководством, директивный характер указаний «сверху вниз» Проведение всестороннего (на всех уровнях) обсуждения проекта решения, движение информации «снизу вверх»
Стиль управления Преимущественно авторитарный Преимущественно сопричастный
Отношение между работниками Уважение иерархического статуса, конкуренция между сотрудниками Широкий круг общения, ценится готовность к сотрудничеству, преимущественно неформальные отношения
Метод найма и кадровая политика Найм работников через сеть университетов, школ бизнеса и приглашение работников из других фирм. Индивидуальная оценка и аттестация работников, оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов Система «пожизненного найма», мобильность внутри компании, переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме
Способ разрешения конфликтов На основе законодательства и решений арбитражных комиссий На основе корпоративной этики не выходя за рамки предприятия.

Российский опыт социального аудита. Особенности российской модели социального аудита обусловлены многими факторами, том числе: историческими традициями, национальным менталитетом, спецификой социоэкономических отношений, а именно:

·государство воспринимается россиянами как главенствующий орган и верховный арбитр в управлении общественными отношениями;

· важная роль в формировании социальных сообществ отводится коммунитаризму;

· приверженность россиян принципу социальной справедливости;


· неуважение к частной собственности и законам;

· общее благо как основная цель социальной деятельности и альтернатива личной выгоде;

· традиции благотворительности и меценатства российского бизнесоциальный аудит и др.

Принципиально важной особенностью российской модели является то, что социальный аудит рассматривается как инструмент системы социального партнерства. Включенность российского социального аудита в систему социального партнерства значительно расширяет круг заказчиков обследования социоэкономических отношений.

Стратегическая направленность также характерна для российской модели социального аудита (за рубежом преимущественно используется в оперативном и тактическом социальном менеджменте). В России же стратегический характер социального аудита во многом определяется возможностью его использования на более высоких уровнях (федеральном, региональном, отраслевом и др.), а также относительно более длительным периодом формирования нравственных норм и деловой этики, правил взаимоотношения между бизнесом и обществом.

Рассматривая российскую практику и перспективы развития, заинтересованность в социальном аудите разных сторон способствует следующему. (Таблица 19).

Таблица 19.

Для региона · выявить потенциальные угрозы и риски обострения социальных отношений, основные причины их возникновения;

· выявить нарушения норм законодательства в сфере социальных отношений, несоответствие социальной ситуации правовым и этическим нормам;

· определить пути минимизации социальных рисков, достижения социального консенсуса на основе принятия согласованных мер по развитию человеческого фактора социально-экономического развития;

· оценить в сопоставлении социальные стороны деятельности отдельных предприятий;

· выявить несоответствия заявленных целей предприятий практике в названной сфере;

· добиться финансово-экономической отдачи от социально


 

  ответственного поведения; · увеличить репутационный капитал предприятия для инвестиций и персонала; · проанализировать стратегический эффект от активной и ответственной социальной практики власти, бизнеса и профсоюзов.
Для руководства предприятия и бизнес- сообщества Возможность использования информации как всего комплекса социального аудита, так и отдельных его элементов: кадровый аудит, аудит управления персоналом, подготовки и переподготовки кадров, формирование общего корпоративного интереса, формирования оптимального баланса интересов участников производственного процесса.
Для органов власти: · получить более широкую и объективную информацию о социальных отношениях в различных отраслях экономики (на предприятиях – для регионального и местного уровня), чем приводимые данные официальной статистики, документы политических партий, заявления руководителей; · вскрыть латентные формы социальной напряжённости и своевременно принять необходимые меры; · эффективнее регулировать социальные отношения через механизмы социального партнёрства; · более объективно проводить конкурсы по социальной тематике на основе критериев социального аудита; · аргументировано привлекать бизнес к участию в финансировании социальных проектов, в том числе по охране окружающей среды; · использовать результаты объективного аудиторского обследования в борьбе с теневыми формами организации трудовой деятельности.
Для профсоюзов позволит эффективнее защищать работника в диалоге с работодателем, используя результаты независимого анализа коллективных договоров и их исполнения, соответствия корпоративной этики общепринятым этическим и правовым нормам, информированности работников о стратегических целях и текущем положении дел предприятия, обоснованности взаимных требований работников и работодателей друг к другу.

Впервые в России в 2008 году была проведена процедура социального аудита на ОАО «Череповецкий Азот» в Вологодской области. Целью исследования стало изучение существующих рисков в сфере социальных отношений на предприятии, путях их минимизации, а также изучение отдельных явлений, воспринимаемых персоналом в качестве нарушений законодательных и этических норм и создающих существенные препятствия формированию позитивного имиджа руководства компании в глазах сотрудников. Задачами исследования стали: выявление степени лояльности трудового коллектива по отношению к руководству; выявление уровня информированности трудового коллектива о перспективах развития завода и текущих делах на предприятии; оценка качества социально-бытовых условий


на предприятии; выявление факторов, влияющих на текучесть кадров. Для решения этих задач использовались индикаторы по следующим параметрам:

1. отношения собственности на предприятии;

2. содержание труда;

3. нормативы труда;

4. условия труда и охрана труда;

5. организация и оплата труда;

6. существующие программы повышения квалификации и профессионального роста;

7. трудовые споры и технологии их разрешения;

8. социальные программы предприятия (программы жилищного строительства и работы с молодыми кадрами; системы медицинского и пенсионного страхования; система охраны здоровья и рекреационных возможностей);

9. экологические программы предприятия;

10. кадровая ситуация;

11. гендерное неравенство;

12. информационная политика предприятия;

13. перспективы развития предприятия. Итоговые индикаторы были сведены в 5 групп:

а) индикаторы оценки образа руководства работниками или персоналом; б) индикаторы оценки работниками ряда аспектов информационной

политики, осуществляемой на предприятии;

в) индикаторы оценки персоналом существующей системы организации и оплаты труда, системы социальных гарантий;

г) индикаторы оценки персоналом кадровой ситуации на предприятии; д) индикаторы гендерного неравенства

Опыт проведения исследования показал востребованность именно такого набора параметров и индикаторов. Между тем, подобные исследования могут служить примером эффективного использования


фрагментов информации для получения лишь частичной картины социальной ситуации. Полная картина могла бы быть получена при внедрении в России стандартизированных методик социального аудита, что предполагает: во-первых, разработку критериев оценки ситуации на предприятии, территории, во-вторых, разработку стандартов социальной ответственности как на предприятии, так и на территории.

Реализация концепции социального аудита в долгосрочной перспективе позволит оптимизировать процессы управления, принятия административно- управленческих решений на федеральном, региональном и локальном уровнях.

Таким образом, в России существует объективная основа непосредственной заинтересованности в социальном аудите, прежде всего, самого бизнес-сообщества и представляющих его организаций. Таким образом, привлечение к социальному аудиту институтов гражданского общества позволяет государству выступать не в качестве контролера, а, преимущественно, как координатора социоэкономических отношений и тем самым придавать более гибкий характер системе регулирования отношений в социальной сфере.

Социальный аудит в России имеет возможность стать эффективным инструментом социального партнерства, позволяющим осуществлять диалог между заинтересованными сторонами на основе достоверных результатов добровольного, независимого и объективного аудиторского обследования, имеющего целью достижение консенсуса в регулировании социоэкономических отношений.

Как любое новшество, социальный аудит и вызывает неоднозначную оценку. Однако, не вызывает сомнения тот факт, что в сильно усложнившемся и нестабильном мире все социально-экономические факторы осознают необходимость нового мышления, основанного на идеи устойчивого развития, важнейшим компонентом которого является

«социальное измерение». Социальный аудит, даже с учётом его дальнейшего


совершенствования, конечно, не решит современных социальных и экологических бед. Однако его по праву можно рассматривать как своеобразную социальную инновацию, способную со временем трансформироваться в действенный механизм регулирования социально- экономических процессов в условиях глобализации.

Используемая литература:

1. Мешков В. Социальный аудит – инструмент управления стабильным развитием. Ежеквартальный обзор «Независимый директор». Некоммерческое Партнерство содействия профессиональной деятельности

«Объединение независимых корпоративных директоров» (Зима 2010г.)

2. Федоров С.М. Французский опыт социального аудита. Журнал

«Корпоративная социальная ответственность» - https://www.csrjournal.com/1089-francuzskijj-opyt-socialnogo-audita.html

3. Чеченов А.А. Исторические корни социального аудита в России. Журнал «Труд и социальные отношения». № 10, 2009г.

4. Шулус А.А., Попов Ю.Н. Социальный аудит. Учебное пособие. Издательство: «Академический проект», 2008г.

 

 

Заключение

В области организации, управления и администрирования имеются два учебника – аудиторный и практика. Первый является полномочным представителем таких наук как наук организация, управление и администрирование, а второй – искусства организации, управления и администрирования.

Усреднённо, молодой, начинающий руководитель (менеджер), получивший управленческое образование на дневном отделении вуза, в основном “накачан” научно-теоретической информацией. По мере приобретения практического опыта, переходя с одной должности на другую, он осваивает искусства, соединённые в “одном лице” - искусство организации, управления и администрирования по отношению к другим, а


также искусство самоорганизации, самоуправления и самоадминистрирования. Это позволяет ему “накачиваться” практическими знаниями и приобретать практические навыки, умения.

Поэтому аудиторное обучение руководителей и специалистов организации, управлению и администрированию в большей мере связано с научно-теоретической информацией, которая воспринимается и оценивается относительно своего опыта, а также текущих практических потребностей.

Мощной составляющей в этом обучении являются так называемые интерактивные методы – тренинги, деловые игры, анализ и решение конкретных ситуаций (кейсов), обмен опытом, вебинары и т.д. Главное требование к ним – увязка с учебными задачами и технологическая отработка.

Следует учесть, что в учебном труде (как и в других видах труда) для обеспечения требуемых результатов необходимы мотивация и умение учиться. Поэтому любая его разновидность – обучение (подготовка), переобучение (переподготовка) и повышение квалификации - примерно на 50 процентов обеспечиваются преподавателями, а на 50 процентов зависят от самого обучаемого. То есть, с любым учебным источником информации нужно уметь работать для извлечения пользы.

В последние годы все большее распространение в России получает концепция самообучаемой организации и самообучающегося работника. Её практическая суть заключается в том, что она позволяет любой социальной организации саморазвиваться за счёт нахождения работниками внутренних инновационных возможностей.

В рамках этой концепции ведущее место занимают предельно практичные технологии обучения персонала. Их арсенал включает такие разновидности как стажировки (рядом с профессионалом, в его отсутствие и групповые стажировки); обучение по принципу “открытой книги”; инновационные формы и методы; обучение на основе индивидуальных и


групповых проектов; обучение/самообучение по индивидуальным потребностям; ротация персонала (профильная и непрофильная).

Чтобы превратить эту концепцию в реальную систему, как всегда, от руководства социальной организации требуется практическое мастерство по владению “тремя китами” – организации, управлению и администрированию. И авторский коллектив надеется, что данный учебник в чём-то способствовал повышению этого мастерства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: