По следующим данным рассчитайте коэффициент корреляции Пирсона и сделайте выводы:
.
Следующая таблица представляет значения премий, выплаченных десятью страховыми обществами (Х), и их резервы для выплаты непредъявленных премий (Y).
X | ||||||||||
Y |
Оценить тесноту связи между выплачиваемыми премиями и резервами страховых обществ.
По группе акционерных коммерческих банков региона имеются следующие данные:
№ банка | ||||||||||
Активы банка, млн. руб. | ||||||||||
Прибыль, млн. руб. | 39,6 | 17,8 | 12,7 | 14,9 | 4,0 | 15,5 | 6,4 | 10,1 | 3,4 | 13,4 |
Оценить тесноту связи между прибылью и активами банков.
По данным аудиторского отчета о деятельности 12 коммерческих банков построена следующая таблица:
№ банка | ||||||||||||
Кредитная ставка, % | ||||||||||||
Доходность от кредитных операций, % |
Оценить степень тесноты связи между размером кредитной ставки и доходностью кредитных операций.
На основе выборочных данных о деловой активности однотипных коммерческих структур оценить тесноту связи между прибылью (Y, млн. руб.) и затратами на 1 руб. произведенной продукции (Х)
X | ||||||
Y |
Имеются данные о количестве копий (тыс. шт.), сделанных копировальными машинами различных марок в издательских центрах города и стоимости технического обслуживания копировальных машин (тыс. у. е.):
Количество копий | 14,5 | 16,8 | 10,1 | 18,4 | 17,3 | 20,1 | 16,3 | 11,6 | 12,9 | |
Стоимость техобслуживания | 1,4 | 2,3 | 2,5 | 1,5 | 2,8 | 2,05 | 2,7 | 2,1 | 1,7 | 1,95 |
Рассчитайте линейный коэффициент корреляции и проверьте его значимость.
Имеются данные по 10 группам населения о среднегодовом доходе и уровне потребления мяса жителями штата Канзас (США):
Среднегодовой доход в среднем по группе, тыс. дол. | 35,8 | 48,3 | 67,3 | 120,7 | 21,4 | 90,4 | 85,1 | 63,8 | 39,7 | 58,5 |
Годовое потребление мяса на душу населения в среднем по группе, кг | 22,1 | 29,5 | 41,1 | 47,3 | 20,3 | 46,0 | 45,3 | 40,1 | 30,1 | 38,2 |
Рассчитайте линейный коэффициент корреляции и проверьте его значимость.
По однородным предприятиям имеются данные о количестве рабочих с профессиональной подготовкой и количестве бракованной продукции:
№ предприятия | ||||||||||
Количество рабочих с проф. подготовкой, % | 19,0 | 25,3 | 33,6 | 65,8 | 50,9 | 29,3 | 41,6 | 33,9 | 54,0 | 26,6 |
Количество бракованной продукции, % | 17,0 | 15,6 | 13,5 | 7,0 | 7,9 | 9,2 | 8,0 | 14,8 |
Рассчитайте линейный коэффициент корреляции и проверьте его значимость.
Периодически в средствах массовой информации обсуждаются высокие должностные оклады президентов благотворительных организаций. Дана информация о десяти крупнейших филиалах общества United Way.
Город | Должностной оклад президента, тыс. дол. | Собранная сумма пожертвований в расчете на душу населения, дол. |
Атланта | ||
Чикаго | 25,6 | |
Кливленд | 21,3 | |
Денвер | 15,2 | |
Детройт | 29,3 | |
Хьюстон | 15,89 | |
Канзас-Сити | 22,3 | |
Лос-Анджелес | 19,32 | |
Миннеаполис | 31,21 | |
Сиэтл | 24,18 |
Рассчитайте линейный коэффициент корреляции и проверьте его значимость.
Имеются следующие данные о росте пар братьев и сестер:
Рост брата, см | ||||||||
Рост сестры, см |
Оценить степень тесноты связи между ростом братьев и сестер.
У 8 учащихся колледжа зафиксировано следующее количество баллов, полученных за самостоятельные работы по математике (х) и по гуманитарным предметам (y):
Студент | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
X | ||||||||
Y |
Оценить степень тесноты связи между успеваемостью по математике и гуманитарным предметам.
Имеются данные о спросе на книжную продукцию и структуре оборота издательства «Прогресс».
Стратегическая единица | Спрос на продукцию, тыс. экз. | Доля стратегической единицы в общем обороте издательства |
Классика | ||
Детская литература | 1,0 | |
Зарубежный детектив | 49,5 | |
Российский детектив | 20,5 | |
Женский роман | 6,8 | |
Фантастика | ||
Приключения | 1,0 | |
Специальная литература | 14,3 | |
Рекламная продукция | 4,9 | |
Прочая литература | 2,0 |
Оценить степень тесноты связи между спросом и структурой оборота.
Представлены данные о тираже бесплатной рекламной газеты «Реклама для вас», распространяемой в различных регионах РФ, и стоимости размещения в ней рекламы стандартного размера (1/4 газетной полосы):
Регион | Тираж, тыс. экз. | Стоимость рекламы, тыс.у.е. |
Ростовская область | 1,4 | |
Курская область | 0,9 | |
Воронежская область | 1,3 | |
Московская область | 1,8 | |
Ставропольский край | 1,6 | |
Хабаровский край | 1,2 | |
Вологодская область | 1,0 | |
Волгоградская область | 1,2 | |
Краснодарский край | 1,0 | |
Ленинградская область | 1,6 |
Рассчитайте линейный коэффициент корреляции и проверьте его значимость.
Компания «Вест» продает кухонные принадлежности, рассылая каталоги по почте. Данные, иллюстрирующие количество рассылок (тыс. адресов) и объем выручки компании (млн. у. е.):
Количество адресов рассылки, тыс. | ||||||||||
Выручка, млн.у.е. |
Рассчитайте линейный коэффициент корреляции и проверьте его значимость.
Администрация страховой компании приняла решение о введении нового вида услуг − страхования на случай пожара. С целью определения тарифов по выборке анализируется зависимость стоимости ущерба, нанесенного пожаром, от расстояния до ближайшей пожарной станции:
Общая сумма ущерба, млн. руб. | 26,2 | 20,3 | 31,3 | 25,9 | 27,5 | 45,1 | 14,5 | 22,3 | 19,6 | 31,3 |
Расстояние до ближайшей пожарной станции, км | 3,4 | 1,8 | 4,6 | 2,3 | 3,1 | 5,5 | 0,7 | 3,0 | 2,6 | 4,0 |
Рассчитайте линейный коэффициент корреляции и проверьте его значимость.
Компанию по прокату автомобилей интересует зависимость между пробегом автомобилей и стоимостью ежемесячного обслуживания:
Пробег, тыс. км | 6,5 | 13,5 | 18,5 | |||||||
Стоимость обслуживания, у.е. |
Рассчитайте линейный коэффициент корреляции и проверьте его значимость.
При исследовании годового дохода и сбережений населения получены следующие данные:
Доход, тыс. у.е. | ||||||||||
Сбережения, тыс. у.е. | 3,5 | 4,0 | 2,0 | 1,5 | 1,8 | 1,3 | 2,5 | 1,5 | 1,0 | 0,5 |
Рассчитайте линейный коэффициент корреляции и проверьте его значимость.
Имеются следующие данные о динамике безработицы и преступности.
Год | Лица в трудоспособном возрасте, не занятые в экономике, тыс. чел. | Число зарегистрированных преступлений |
117,1 | 54 929 | |
134,7 | 77 915 | |
191,9 | 86 615 | |
215,0 | 72 404 |
Определите наличие связи между числом преступлений и численностью лиц, не занятых в экономике.
По ряду районов определены среднесуточное количество йода в воде и в пище и пораженность населения заболеванием щитовидной железы.
№ района | Количество йода в воде и пище, у.е. | Пораженность населения заболеваниями щитовидной железы, % |
0,2 | ||
0,6 | ||
1,1 | ||
0,8 | ||
2,5 | ||
4,4 | ||
16,9 |
Оцените тесноту связи между данными признаками.
Имеются данные о динамике удельного веса работающих женщин и коэффициенте разводов в Англии за 1890-1950 гг. Измерьте тесноту связи между данными признаками.
Годы | Процент работающих женщин | Коэффициент разводов |
4,6 | 5,8 | |
5,6 | 7,9 | |
10,7 | 8,8 | |
9,0 | 13,4 | |
11,7 | 17,4 | |
16,7 | 16,5 | |
25,6 | 30,8 | |
24,6 | 23,1 |
По результатам ранжирования стран по уровню эффективности экономики и степени политического риска определите коэффициенты ранговой корреляции и сделайте выводы
Показатель | Ранг стран | ||||||
А | B | C | D | K | M | P | |
Эффективность экономики | |||||||
Степень политического риска |
Экзаменаторам по курсам “Экономическая теория” и “Высшая математика” было предложено проранжировать 10 студентов по уровню знаний ими соответствующих предметов. Оцените тесноту связи между уровнями знаний по экономической теории и высшей математике, используя коэффициенты корреляции Спирмена и Кендэлла.
Ранг по ВМ | ||||||||||
Ранг по ЭТ |
С помощью ранговых коэффициентов определите, в какой степени связаны жизненные планы молодежи разного пола.
Перечень жизненных планов | Доля ответов | |
юноши | девушки | |
1. Получение высшего образования | 57,5 | 51,0 |
2. Получение интересной работы | 57,3 | 59,0 |
3. Возможность путешествовать | 53,8 | 52,0 |
4. Улучшение жилищных условий | 49,7 | 51,0 |
5. Достижение высокого материального положения | 48,5 | 50,0 |
6. Повышение квалификации | 42,0 | 45,0 |
7. Получение среднего образования | 22,6 | 32,0 |
8. Организация дополнительного заработка | 19,4 | 25,0 |
С помощью ранговых коэффициентов определите, существует ли связь между намерениями учащихся после окончания учебного года в зависимости от пола и от места проживания.
Намерения учащихся | Распределение учащихся | |||
по полу | по месту жительства | |||
девушки | юноши | крупные города | малые города | |
1. Продолжить обучение на дневном | 79,4 | 71,8 | 75,5 | 80,7 |
2. Учиться и работать | 10,4 | 13,0 | 11,6 | 8,8 |
3. Работать | 3,9 | 7,6 | 6,0 | 3,8 |
4. Другое | 0,8 | 1,3 | 1,1 | 0,3 |
5. Затрудняюсь ответить | 5,5 | 6,3 | 5,8 | 6,4 |
Рассчитайте коэффициенты ранговой корреляции для данных, представленных в таблице. Сделайте выводы.
Какие программы новостей вы смотрели более или менее регулярно в течение последнего месяца | Среднедушевой доход | |
низкий | высокий | |
1. «Утро», ОРТ | 27,6 | 21,9 |
2. Новости, ОРТ | 22,4 | 16,7 |
3. Время, ОРТ | 45,7 | 44,8 |
4. Вести, РТР | 41,2 | 51,5 |
5. Новости, REN-TV | 7,4 | 9,9 |
6. Сегодня, НТВ | 10,9 | 25,9 |
7. Намедни, НТВ | 11,8 | 28,9 |
8. Времечко, ТВ-Центр | 8,5 | 16,9 |
9. Новости, РБК | 3,8 | 6,4 |
10. Информ – TV, С.-Петербург | 3,2 | 4,9 |
11. Областные, городские каналы | 20,5 | 17,1 |
12. Зарубежные программы новостей | 0,8 | 2,9 |
По данным 10 предприятий с помощью коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и Кендэлла измерить тесноту зависимости между объемом выпускаемой продукции (у), млн. руб., и стоимостью основных производственных средств (х), млн. руб.
№ | ||||||||||
Х | 1,5 | 1,8 | 2,0 | 2,2 | 2,3 | 2,6 | 3,0 | 3,1 | 3,5 | 3,8 |
Y | 3,9 | 4,4 | 3,8 | 3,5 | 4,8 | 4,3 | 7,0 | 6,5 | 6,1 | 8,2 |
С помощью коэффициентов ранговой корреляции оцените тесноту связи между высказываниями респондентов в 1994 и 1996 годах.
Доверие к действующим в Российской Федерации общественным структурам и институтам власти (% к числу опрошенных) | ||
Варианты | 1994 год | 1996 год |
Президент РФ | 20,1 | 20,0 |
Правительство РФ | 14,0 | 14,0 |
Совет Федерации | 11,1 | 11,0 |
Государственная Дума | 16,4 | 15,0 |
Руководители регионов | 13,3 | 17,0 |
Милиция | 13,2 | 13,0 |
Суд | 14,0 | 15,0 |
Прокуратура | 14,0 | 14,0 |
Армия | 38,2 | 31,0 |
Профсоюзы | 16,1 | 17,0 |
Политические партии | 5,4 | 9,0 |
СМИ | 18,5 | 13,0 |
Руководители предприятий | 15,1 | 11,0 |
Банковские, предпринимательские круги | 9,5 | 8,0 |
Экспертами оценивались вкусовые качества разных вин. Суммарные оценки получены следующие:
Марка вина | Оценка в баллах | Цена, у. е. |
1,57 | ||
1,60 | ||
2,00 | ||
2,10 | ||
1,70 | ||
1,85 | ||
1,80 | ||
1,15 | ||
2,30 | ||
2,40 |
Согласуется оценка вина с его ценой. Проверьте эту гипотезу методами ранговой корреляции.
Имеются следующие данные о числе полученных неудовлетворительных оценок в летнюю сессию по одному из факультетов:
Пол студента | Пол экзаменатора | Итого | |
мужской | женский | ||
мужской | |||
женский | |||
Итого |
Можно ли считать, что пол экзаменатора и студента как-то влияет на результаты экзамена? С какой вероятностью здесь можно говорить об отсутствии связи между полом и результатами экзамена?
Экзаменационная сессия студентов-заочников по специальным дисциплинам характеризуется следующими данными:
Положительные оценки | Неудовлетворительные оценки | Итого | |
Работают по специальности | |||
Не работают по специальности | |||
Итого |
Рассчитать коэффициенты контингенции и ассоциации. Сделайте выводы.
По материалам одного из обследований домашних хозяйств получены следующие данные:
Доход | В составе совокупных доходов семьи | Всего | |
есть доход от предприни-мательской деятельности | нет дохода от предприни-мательской деятельности | ||
Выше прожиточно-го минимума | |||
Ниже прожиточного минимума | |||
Итого |
Рассчитать коэффициенты контингенции и ассоциации. Сделайте выводы.
Оцените тесноту связи между заболеваемостью и наследственностью:
Родители больны гипертонией | Обследовано на предприятии | ||
всего | больные гипертонией | здоровые | |
Да | |||
Нет | |||
Итого |
По данным социологического опроса получено следующее распределение ответов на два вопроса: 1) Считаете ли Вы, что Ваши доходы достаточны для удовлетворения основных потребностей (да, нет)? 2) Вы работаете: в бюджетной организации или коммерческой структуре?
Ответ на второй вопрос | Ответ на первый вопрос | Итого | |
да | нет | ||
бюджетная организация | |||
коммерческая структура | |||
Итого |
Определите, есть ли связь между ответами на эти вопросы. Сделайте выводы.
На основе опроса 400 работников коммерческих структур и 400 работников бюджетных организаций получено следующее их распределение по ответам на вопрос, довольны ли они своей заработной платой:
Работающие | Довольны зарплатой | Недовольны зарплатой | Итого |
в коммерческих структурах | |||
в бюджетных организациях | |||
Итого |
Рассчитать коэффициенты контингенции и ассоциации. Сделайте выводы.
Исследовалась социально-демографическая характеристика случайных потребителей наркотиков в зависимости от их семейного положения в одном из регионов РФ (тыс. чел.). Результаты обследования характеризуются следующими данными:
Группы потребителей наркотиков | Семейное положение | Итого | |
замужем (женат) | не замужем | ||
потреблял | 10,0 | 14,5 | 24,5 |
не потреблял | 2,5 | 4,5 | 7,0 |
Итого | 12,5 | 19,0 | 31,5 |
Рассчитать коэффициенты контингенции и ассоциации. Сделайте выводы.
В ходе проведенного обследования оценки уровня жизни работающих на предприятиях различной формы собственности было опрошено 100 респондентов. Результаты представлены в следующей таблице:
Форма собственности | Удовлетворенность уровнем жизни | Итого | |
предприятия | вполне удовлетворен | неудовлетворен | |
государственное | |||
частное | |||
Итого |
Рассчитать коэффициенты контингенции и ассоциации. Сделайте выводы.
Распределение предприятий по источникам средств для их покупки характеризуется следующими данными:
Источник средств | Зарождающийся бизнес | Зрелый бизнес | Итого |
Банковский кредит | |||
Собственные средства | |||
Итого |
Рассчитать коэффициенты контингенции и ассоциации. Сделайте выводы.
По данным таблицы определить, имеется ли связь между успеваемостью и прослушиванием лекций студентов одного из факультетов.
Посещаемость | Успеваемость | Итого | |
успевают | не успевают | ||
посещают лекции | |||
не посещают лекции | |||
Итого |
Рассчитать коэффициенты контингенции и ассоциации. Сделайте выводы.
Определите тесноту связи между рассматриваемыми в таблице признаками.
Отношение к введению налога на домашних животных | Итого | ||
положительное | отрицательное | ||
Владельцы домашних животных | |||
Не имеющие домашних животных | |||
Итого |
Определите зависимость между типом поселений и отношением к реформам.
Отношение к реформам | Тип поселений | Итого | |
Большие города | Села | ||
Реформы:- продолжать | |||
- прекратить | |||
Итого |
Оцените наличие связи между банковскими работниками, распределенными по полу и содержанию работы.
Работа | Мужчины | Женщины | Итого |
Интересная | |||
Неинтересная | |||
Итого |
По данным следующей таблицы оцените тесноту связи между восприятием рекламы и приобретением рекламируемого товара:
Восприятие рекламы | Количество респондентов | Итого | |
приобрели товар | не приобрели товар | ||
Запомнили рекламу | |||
Не запомнили рекламу | |||
Итого |
С помощью коэффициента взаимной сопряженности определите является ли работа на компьютере фактором ухудшения зрения.
Работа за компьютером | Динамика состояния зрения за 3 года | Всего | |
не ухудшилось | ухудшилось | ||
Не работает | |||
Недавно работает | |||
Давно работает | |||
Итого |
Оценка студентами профессиональных качеств преподавателей представлена в следующей таблице:
Критерии оценки качест- ва преподавателей | Оценка | Ито-го | |||
высокая | средняя | низкая | затрудняюсь ответить | ||
Знание предмета | |||||
Умение обучать | |||||
Восприимчивость к новому | |||||
Способность к саморазвитию | |||||
Итого |
Рассчитайте коэффициент взаимной сопряженности К. Пирсона.
На основании изучения материалов о пользовании средствами массовой информации была построена следующая таблица:
Группы опрошенных по регулярности просмотра телепередач | Всего опрошенных | с уровнем образования | ||
начальное | среднее | высшее | ||
Ежедневно | ||||
Несколько раз в неделю | ||||
Один раз в неделю | ||||
Реже одного раза в неделю | ||||
Практически не смотрю | ||||
Итого |
Оцените связь между уровнем образования опрошенных и регулярностью просмотра ими телепередач.
По нижеприведенным данным оцените степень тесноты связи между средним баллом успеваемости студентов в зимнюю сессию и характером источников, используемых для подготовки к экзаменам:
Группы студентов по характеру используемых для подготовки к экзаменам источников | Всего студентов | из них со средним баллом успеваемости | ||
до 3,5 | 3,6 – 4,2 | 4,3 – 5,0 | ||
Только конспект лекций | ||||
Только учебник | ||||
Конспект и дополнительная литература | ||||
Учебник и дополнительная литература | - | |||
Учебник и конспект | - | - | ||
Итого |
По результатам анкетного обследования работников отдельных отраслей промышленности оцените связь между удовлетворенностью качеством работы организаций, обслуживающих население, и видами предоставляемых услуг.
Виды услуг | Всего опрошенных, пользующихся услугами | из них обслуживанием | ||
удовлет-ворены | не- удовлетворены | затруднились ответить | ||
Общественное питание | ||||
Медицинские услуги | ||||
Услуги учрежде-ний культуры | ||||
Торговое обслуживание | ||||
Транспортное обслуживание | ||||
Бытовое обслуживание | ||||
Итого |
Анализ 100 публикаций и выступлений в средствах массовой информации политиков разной направленности свидетельствует о наличии определенной связи между их политической позицией и отношением к политическим соперникам.
Политическая позиция | Отношение к политическим соперникам | Итого | ||
сотрудничество | диалог | конфронтация | ||
Консервативная | ||||
Либеральная | ||||
Демократическая | ||||
Итого |
Используя коэффициент взаимной сопряженности, оцените тесноту связи между указанными признаками.
Оцените взаимосвязь между оценками опрошенных респондентов экономического положения России.
Как бы Вы оценили экономическое положение России | Всего опрошенных | из них со среднедушевым доходом | ||
низким | средним | высоким | ||
Очень хорошее | 1,0 | 0,4 | 0,1 | 0,5 |
Хорошее | 3,0 | 1,1 | 1,1 | 0,8 |
Среднее | 66,5 | 17,7 | 19,9 | 28,9 |
Плохое | 154,3 | 52,5 | 52,0 | 49,8 |
Очень плохое | 50,1 | 20,9 | 18,2 | 11,0 |
Затрудняюсь ответить | 25,1 | 7,4 | 8,7 | 9,0 |
Итого | 300,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Данные исследования зависимости между удовлетворенностью жизнью респондентов города и типом предприятия, на котором они работают, приведены в таблице (тыс. чел.):
Типы предприятия | Удовлетворенность жизнью | Итого | |||
вполне | скорее удовлетворен | скорее не удовлетворен | совсем не удовлетворен | ||
Государственное | |||||
Акционерное общество | |||||
Совместное | |||||
Частное | |||||
Итого |
Определите коэффициент взаимной сопряженности Пирсона. Проанализируйте полученные результаты.
В следующей таблице приведено комбинационное распределение респондентов как потенциальных инвесторов по возрасту и склонности к риску. К группе рискующих отнесены респонденты, имеющие намерение приобрести ценные бумаги, несмотря на риск, осторожные не рискуют без гарантий, нерискующие избегают риска вообще.
Возраст, лет | Тип инвестора | Итого | ||
рискующий | осторожный | нерискующий | ||
До 30 | ||||
30 – 50 | ||||
50 и старше | ||||
Итого |
Определите коэффициент взаимной сопряженности Пирсона. Проанализируйте полученные результаты.
Линейные коэффициенты корреляции между величиной заработной платы (у), квалификацией (х1) и стажем работы работников фирмы (х2) оказались равными: . Определите: 1) совокупный коэффициент корреляции между величиной заработной платы и двумя определяющими ее факторами; 2) частные коэффициенты корреляции. Сделайте выводы из проведенных расчетов.
Взаимосвязь между основными показателями деятельности коммерческих банков характеризуется следующими показателями:
№ п/п | Сумма активов, млрд. у.е. (Y) | Кредитные вложения, млрд. у.е. (Х1) | Собственный капитал, млрд. у.е. (Х2) |
Определите парные, частные и множественный коэффициенты корреляции; ранговые коэффициенты корреляции Спирмена и Кендэлла (между Y и X1); проверьте их значимость.
Компания, производящая моющие средства, предприняла рекламную акцию в магазинах с демонстрацией антисептических свойств нового моющего средства. В этот же период компания использовала обычную теле- и радиорекламу. Через некоторое время было решено проанализировать сравнительную эффективность различных видов рекламы по данным об объеме продаж моющего средства (Y), расходах на теле и радиорекламу (X1), расходах на демонстрацию товара в магазинах (X2). Расходы приведены в условных денежных единицах.
№ п.п. | Y | X1 | X2 |
Определите парные и частные коэффициенты корреляции. Рассчитайте множественный коэффициент корреляции и проверьте его значимость.
Перед сдачей экзаменов в 20 группах был проведен опрос о том, какую среднюю оценку по сдаваемым в сессию дисциплинам они ожидают получить. После сессии полученные оценки были сопоставлены с ожидаемыми и числом студентов в группах.
Средняя оценка по предмету в i-й группе студентов (Y) | Ожидаемая оценка (X1) | Число студентов в группе (Х2) |
4,1 | 3,4 | |
3,4 | 3,1 | |
3,3 | 3,0 | |
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд