1. Налогоплательщики, их права и обязанности.
2. Налоговые агенты и представители налогоплательщика.
3. Способы обеспечения исполнения налогового обязательства.
4. Меры ответственности за налоговые нарушения
-1-
Плательщик имеет право:
1. получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;
2. получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;
3. представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;
4. использовать налоговые льготы при наличии оснований;
5. на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;
6. присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
7. получать акт или справку проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту или справке проверки;
8. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;
9. требовать соблюдения налоговой тайны;
10. обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;
11. на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.
Плательщик обязан:
1. уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);
2. стать на учет в налоговых органах;
3. вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;
4. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет:
в порядке и случаях, установленных законодательством, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин);
не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составленную в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
5. вести учет дебиторской задолженности и представлять перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности:
в налоговый орган по месту постановки на учет - не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней;
в таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных платежей, - не позднее десяти рабочих дней со дня получения плательщиком (его представителем) решения таможенного органа о взыскании налогов, сборов (пошлин) пеней;
6. представлять в налоговые органы и их должностным лицам, а в части таможенных платежей - в таможенные органы и их должностным лицам документы и сведения, необходимые для налогообложения, взыскания неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, при проведении проверок, мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов;
7. подписать акт или справку проверки;
8. выполнять законные требования налогового, таможенного органа и их должностных лиц, в том числе требования об устранении выявленных нарушений законодательства;
9. сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:
9.1. об открытии или закрытии белорусскими организациями счета в банке за пределами Республики Беларусь - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета;
9.2. об участии в белорусской или иностранной организации - в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации;
9.3. о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, за исключением организации, постановка на учет которой осуществлялась при ее государственной регистрации, - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;
9.4. о создании или ликвидации обособленного подразделения организации - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня его создания или ликвидации, а также о возникновении обстоятельства, в связи с которым прекращается обязанность обособленного подразделения юридического лица Республики Беларусь по исполнению налоговых обязательств этого юридического лица, - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня возникновения такого обстоятельства;
9.5. об изменении места нахождения организации, за исключением организации, постановка на учет которой осуществлялась при ее государственной регистрации, - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;
10. представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы, в налоговый орган по месту постановки на учет по его требованию либо налоговому агенту, а по налогам, сборам (пошлинам), взимаемым другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами, - таким государственным органам, организациям, должностным лицам;
11. обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;
12. обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:
подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, - в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;
подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, - в местах реализации;
13. при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;
14. являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных Налоговым Кодексом, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины).
-2-
Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, простое товарищество, доверительный управляющий, представительство иностранной организации, осуществляющее деятельность на территории Республики Беларусь, представительство и орган межгосударственного образования в Республике Беларусь, которые являются источником выплаты доходов плательщику и (или) на которые возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).
Налоговый агент имеет те же права, что и плательщик.
Налоговый агент обязан:
1. исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);
2. по каждому плательщику вести учет начисленных и выплаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин) и выдавать плательщикам по их обращениям справки о доходах, исчисленных и удержанных налогах по форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь;
3. представлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);
4. выполнять другие обязанности.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогового агента обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Законными представителями плательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании актов законодательства или учредительных документов этой организации.
Законными представителями плательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с законодательством.
Уполномоченным представителем плательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.
Уполномоченный представитель плательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном актами законодательства.
Уполномоченный представитель плательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.
-3-
Исполнение налогового обязательства обеспечивается следующими способами:
1) залогом имущества;
2) поручительством;
3) пенями;
4) приостановлением операций по счетам в банке;
5) арестом имущества.
В случае изменения сроков исполнения налогового обязательства, уплаты пеней обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней может быть обеспечена залогом.
Договор о залоге имущества заключается между залогодателем — плательщиком (иным обязанным лицом) и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). К договору о залоге применяются правила, предусмотренные законодательством для данного вида договора.
Залогодатель не вправе отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им без согласия залогодержателя.
В случае изменения сроков исполнения налогового обязательства, уплаты пеней обязанность по их уплате может быть обеспечена поручительством.
Договор поручительства заключается между поручителем и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика и включает в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство плательщика, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов, сборов (пошлин), пеней.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручителем своих обязательств налоговый орган вправе взыскать причитающиеся суммы налога, сбора (пошлины), пени с поручителя или плательщика.
Пенями признаются денежные суммы, которые плательщик должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными.
Сумма пеней уплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога, сбора (пошлины).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины).
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины).
Процентная ставка пеней принимается равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения налогового обязательства. Размеры ставок пеней приведены в таблице 1.
Пени уплачиваются (взыскиваются) после уплаты (взыскания) причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).
После исполнения налогового обязательства плательщик может быть освобожден от уплаты пеней в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Приостановлением операций плательщика по счетам в банке признается по решению налогового или таможенного органа прекращение банком всех расходных операций по данному счету.
Указанное ограничение не распространяется:
—на операции, связанные с осуществлением платежей в бюджет либо государственные внебюджетные фонды. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, по обязательствам лица, операции по счетам которого приостановлены;
—операции, связанные с исполнением банком решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов лица, операции по счетам которого приостановлены, при отсутствии в банке решения о приостановлении операций по счетам, принятого органом Комитета государственного контроля, и постановлений о наложении ареста;
—иные операции в случаях, установленных законодательными актами.
При наличии решения о приостановлении операций плательщика банк не вправе открывать этому лицу новые счета.
Решение о приостановлении операций плательщика по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в случаях:
1) неисполнения плательщиком в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней;
2) непредставления плательщиком в налоговые или таможенные органы налоговых либо таможенных деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам);
3) непредставления плательщиком в налоговые органы или их должностным лицам документов бухгалтерского и налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов и сведений для проведения проверки.
Решение налогового или таможенного органа о приостановлении операций плательщика по его счетам в банке подлежит безусловному исполнению банком.
Приостановление операций плательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения о приостановлении таких операций до исполнения налогового обязательства, уплаты пеней в полном объеме либо до отмены решения о приостановлении операций плательщика по его счетам в банке.
Решение о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций плательщика по его счетам в банке доводится налоговым или таможенным органом до руководителя (представителя) банка, плательщика.
Приостановление операций по счетам плательщика отменяется решением руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления документов, подтверждающих устранение плательщиком нарушений, послуживших основанием для приостановления операций по его счетам в банке.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение банком решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика являются основанием для привлечения этого банка и его должностных лиц к ответственности.
Арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа по ограничению имущественных прав плательщика в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Арест имущества плательщика заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им, а при необходимости — в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику с предупреждением об ответственности за сохранность описанного имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения плательщиком в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней.
Арест может быть наложен на часть либо на все имущество плательщика (иного обязанного лица), за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.
Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо, достаточно и обеспечивает исполнение налогового обязательства, уплаты пеней.
В случае наличия у плательщика неделимого имущества, стоимость которого превышает сумму неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, на такое имущество может быть наложен арест.
Решение о наложении ареста на имущество плательщика принимается руководителем налогового или таможенного органа в форме постановления о наложении ареста на имущество.
Арест находящегося в жилище имущества физического лица производится по постановлению о наложении ареста на имущество с санкции прокурора.
Арест имущества плательщика — организации производится при участии его законного или уполномоченного представителя в присутствии понятых.
При отсутствии законного или уполномоченного представителя плательщика либо отказе присутствовать при аресте имущества арест производится в присутствии двух понятых с последующим уведомлением плательщика о явке его в налоговый или таможенный орган.
Арест имущества плательщика — физического лица производится в его присутствии.
При отсутствии плательщика либо отказе его присутствовать при аресте имущества арест производится в присутствии двух понятых с последующим уведомлением плательщика о произведенном аресте.
Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить плательщику постановление о наложении ареста и документы, удостоверяющие их полномочия.
Имущество, подлежащее аресту, перечисляется и описывается в описи имущества с точным указанием наименований, количества, индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости (балансовой стоимости).
Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и плательщику. При необходимости имущество упаковывается и опечатывается на месте ареста.
Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест, до определения места его хранения.
Изъятое имущество передается на хранение плательщику с предупреждением об ответственности за порчу, расходование, сокрытие либо отчуждение изъятого имущества, о чем берется подписка.
Если имущество, на которое наложен арест, не было изъято, такое имущество вверяется плательщику по описи имущества с предупреждением об ответственности за порчу, расходование, сокрытие либо отчуждение вверенного имущества, о чем берется подписка.
Лицу, которому передано на хранение описанное имущество, если таковым не является плательщик, возмещаются расходы по хранению имущества за счет плательщика.
В случае ареста продовольственных и скоропортящихся товаров, животных, требующих специальных условий хранения, содержания, реализация такого имущества осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Порча, расходование, сокрытие либо отчуждение описанного имущества не допускаются. Несоблюдение установленного порядка хранения указанного имущества является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством.
Решение о наложении ареста на имущество действует с момента наложения ареста до отмены этого решения руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа, принявшего решение о наложении ареста, либо до отмены этого решения вышестоящим налоговым или таможенным органом либо общим или хозяйственным судом.
Решение о наложении ареста на имущество отменяется руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа, принявшего решение о наложении ареста:
* при прекращении налогового обязательства, уплате пеней;
✓ при возврате налоговому или таможенного органу материалов по имуществу плательщика, на которое общим или хозяйственным судом обращено взыскание, если имущество не реализовано торговой организацией в течение двух месяцев после его переоценки (или трех месяцев после передачи его для реализации), а по недвижимому имуществу — одного года.
Имущество, переданное на хранение другим лицам, подлежит возврату плательщику. В случае отмены решения о наложении ареста на имущество после его реализации {передачи в иное использование) плательщику возвращаются денежные средства, поступившие в бюджет от его реализации (иного использования). За имущество, переданное безвозмездно, денежные средства возмещаются в размере суммы, указанной в акте передачи имущества для реализации или иного использования.
-4-
В целях совершенствования регулирования налоговых отношений, обеспечения прав юридических и физических лиц и исполнения ими своих обязанностей, защиты интересов государства в сфере налогообложения Президент Республики Беларусь 30 июня 2006 г. подписал Указ № 419 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений».
Нормативным актом предусмотрены новые подходы к определению ответственности субъектов хозяйствования, обеспечивающие соразмерность применяемых мер ответственности за налоговые нарушения объему причиненного вреда, дифференциацию размеров штрафов в зависимости от длительности просрочки исполнения обязанностей, возложенных на налогоплательщиков.
В целях совершенствования контрольной деятельности Президент Республики Беларусь 16 октября 2009 г. подписал Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», в который внесены изменения и дополнения Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2010 г. № 143.
Государство меняет подходы в контрольной деятельности. Переходит от сплошного контроля к дифференцированному, разделяя субъекты хозяйствования на группы риска. Указы прогрессивные, способствующие развитию бизнеса и являются серьезными шагами в построении цивилизованных отношений государства и бизнеса.
Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 27 июня 2003 г. № 125 «Об утверждении инструкции о мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь»
1. Нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций, выразившееся в накоплении в кассе наличных денежных средств в белорусских рублях, иностранной валюте сверх установленных обслуживающими банками лимитов остатков касс либо в несоблюдении срока возврата неиспользованных наличных денежных средств в белорусских рублях, выданных под отчет на командировочные или другие предстоящие расходы, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
2. Нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении установленных обслуживающими банками сроков сдачи наличных денежных средств в белорусских рублях, иностранной валюте, либо в использовании наличных денежных средств в белорусских рублях из выручки сверх установленных обслуживающим банком размеров использования выручки, либо в использовании наличных денежных средств в белорусских рублях из выручки без разрешения обслуживающего банка, — влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин.
3. Нарушение должностным лицом юридического лица установленного срока постановки на учет в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в качестве плательщика обязательных страховых взносов — влечет наложение штрафа в размере от четырех до восьми базовых величин.
4. Неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь — влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере двадцати процентов начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей.
5. Непредставление, несвоевременное представление должностным лицом оператора почтовой связи, его обособленных подразделений или банка в налоговый орган сведений о выданных и (или) перечисленных денежных средствах, поступивших физическим лицам переводом из-за границы, и (или) представление недостоверных сведений — влекут наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.
6. Нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и отчетности — влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.
7. Уничтожение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие — влекут наложение штрафа в размере от десяти до ста базовых величин.
8. Нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем правил хранения бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату, — влечет наложение штрафа в размере от четырех до тридцати пяти базовых величин.
9. Нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) — влечет наложение штрафа в размере до сорока базовых величин.
10. Превышение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке — влечет наложение штрафа в трехкратном размере дохода, полученного в результате превышения цен (тарифов).
11. Реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) — влечет наложение штрафа в размере до тридцати процентов стоимости реализованных товаров (работ, услуг).
12. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях, если в этих деяниях нет состава преступления, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.
13. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, — влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
14. Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, — влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.
15. Создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность — в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, если в этих деяниях нет состава преступления, — влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин.
16. Обман покупателей, заказчиков или иных потребителей работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющих реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, либо обман потребителей индивидуальным предпринимателем, осуществляющим такую же деятельность (обман потребителей), — влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати пяти базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью или без лишения.
17. Приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь — влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.
18. Нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работником индивидуального предпринимателя или юридического лица либо нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет индивидуальным предпринимателем — влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
19. Уклонение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.
20. Совершение финансовых операций со средствами, полученными путем совершения противоправных действий, влекущих административную ответственность, использование указанных средств для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности в целях утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных средств или соотносимых с ними прав — влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — в двукратном размере сумм таких операций.
21. Допуск должностным лицом юридического лица и индивидуальным предпринимателем к реализации товаров (работ, услуг) потребителям в торговых и обслуживающих объектах, на торговых местах на рынке индивидуальных предпринимателей, иных физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, без предъявления ими документа об уплате единого налога (заверенной налоговым органом его копии) с отметкой налогового органа либо справки налогового органа, подтверждающей, что индивидуальный предприниматель не является плательщиком единого налога при реализации товаров (работ, услуг) потребителям в торговых и обслуживающих объектах, на торговых местах на рынке, или справки, выданной местным исполнительным и распорядительным органом, подтверждающей, что продаваемая этими лицами продукция произведена на земельном участке, предоставленном им в соответствии с законодательством для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (в отношении продукции пчеловодства — ветеринарно-санитарного паспорта пасеки или свидетельства, оформленного на основании этого паспорта), за исключением физических лиц, реализующих лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи, другую дикорастущую продукцию, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.
22. Приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка и реализация на территории Республики Беларусь юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка в случаях, когда в соответствии с законодательством маркировка товаров является обязательной, — влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до двадцати базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.
23. Отсутствие у индивидуального предпринимателя — плательщика единого налога, осуществляющего розничную торговлю, книги учета движения товаров либо нарушение им порядка ведения такой книги — влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
24. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при наступлении сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) и просрочке более двух рабочих дней при совершении административного правонарушения должностным лицом юридического лица, более пяти рабочих дней — иным физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере пяти десятых базовой величины за каждую полную или неполную неделю просрочки, но не более пяти базовых величин.
25. Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе лицом, обязанным подать заявление о постановке на такой учет, за исключением физического лица — плательщика, — влечет наложение штрафа в размере пяти базовых величин за каждый полный или неполный месяц осуществления деятельности, но не более двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — в размере двадцати процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее семидесяти базовых величин.
26. Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при отсутствии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины), если просрочка не превысила трех месяцев, — влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от двух десятых базовой величины до двух базовых величин, а на юридическое лицо — от одной до десяти базовых величин.
27. Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) либо при просрочке более трех месяцев, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, — влечет наложение штрафа в размере двух базовых величин с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее двух базовых величин, а на юридическ<