Что за праздник без ёлки? Про новогоднее дерево и его наряды
В последние дни уходящего года в каждом доме зажигает огни новогодняя ёлка.
Интересно, что на Руси традиция наряжать ёлку не такая древняя, как может показаться.
У наших предков к ели было отношение совсем не праздничное. Еловым лапником исстари устилали путь за покойником на похоронах, чтобы острые иголки препятствовали его возращению в свой дом. Некогда и девушка, желавшая отвадить постылого ухажёра, подкладывала в его карман еловую веточку - своеобразное «нет» нелюбимому.
Однако, согласно религии кельтов, предков нынешних ирландцев, шотландцев, бретонцев и некоторых других народов, вечнозелёная ель была священным деревом, символизировавшим жизнь. В конце декабря, когда начинался новый световой год, кельты отправлялись в лес и на ветвях самой большой ёлки развешивали «подарки» для духов, чтобы они были добрее и послали хороший урожай.
Перенявшие этот обычай германцы решили, однако, не мёрзнуть в лесу, и принесли ель в дом. Они подвешивали к потолку ветви ели, потом их заменили целым деревом, подвешиваемым за корень. Наряжали такую ёлку яблоками (символ плодородия), яйцами (символ развивающейся жизни) и орехами (символ непостижимости божественного промысла). Затем к украшениям прибавились розы из цветной бумаги, печенье, кусочки сахара... На верхушке размещали звезду - знак Вифлеемской звезды. Также елку украшали дюжиной свечей, что соответствовало количеству месяцев в году.
Большой любитель всего заграничного Пётр I увидел в гостях у немецких друзей ёлку, на которой висели конфеты и яблоки. И 20 декабря 1699 года Пётр написал указ отмечать Новый год в России так же, как это делают в «просвещённой Европе» - 1 января, а не 1 марта, как делали ранее. Велено было зажигать костры и фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями. Всё было исполнено. Только ели перевернули, поставили, как в лесу растут, - макушкой кверху.
|
После смерти Петра указ был забыт. Его выполнение сохранилось лишь в новогоднем убранстве питейных заведений, крыши которых перед Новым годом украшали ёлками. В результате кабаки получили в народе ходовое название «ёлок», а весь комплекс «алкогольных» понятий приобрёл «ёлочные» дубликаты: «ёлку поднять» - пьянствовать, «идти под ёлку» - идти в кабак, «ёлкин» - состояние опьянения и так далее.
Традиция ставить ёлки на Рождество и Новый год возродились при Екатерине II (правила с 1762 по 1796 годы). Тогда уже можно было купить красиво украшенную елку в кондитерских. Стоило такое дерево безумно дорого - от 20-ти до 200 рублей! На нём уже были игрушки: крохотные сундучки с подарками, китайские фонарики, корзиночки, куколки, шары... Это были ёлки для знати.
А начиная с 1830-х годов «ёлочная» тема уже не сходила со страниц газет. Сообщалось о продающихся «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» ёлках, об украшении их «свечками, конспектами, плодами, игрушками, книгами». Это составляло «отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение...»
В середине 1840-х годов Петербург был охвачен «ёлочным ажиотажем», а к концу того десятилетия ёлка становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера. «В Петербурге все помешаны на ёлках, - писали тогда по этому поводу. - Начиная от бедной комнаты чиновника до великолепного салона, везде в Петербурге горят, блестят, светятся и мерцают ёлки в рождественские вечера. Без ёлки теперь существовать нельзя. Что и за праздник, коли не было ёлки?»
|
Необыкновенной популяризацией ёлочных традиций стали произведения западных писателей. Повесть Гофмана «Щелкунчик» впервые вышла в русском переводе в 1839 году под названием «Щелкун орехов». Она была напечатана небольшой книжечкой с единственной иллюстрацией, изображавшей небольшую залу в немецком доме: на столе, покрытой белой скатертью, стоит ёлочка с зажжёнными на ней свечками и разложенными
под нею подарками, среди которых - и знаменитый Щелкунчик. Эта картинка стала образцом для устройства ёлки во многих русских домах.
В начале 1840-х годов были переведены на русский язык сказки Андерсена «Ёлка», описывающая судьбу дерева, срубленного для детского праздника, и «Девочка с серными спичками», в которой замерзающей рождественским вечером на городской улице бедной девочке-сироте чудится прекрасная ёлка. Русские читатели знакомились с немецким обычаем, и это ускоряло его практическое усвоение.
А богатая столичная знать с конца 1840-х годов начала устраивать настоящие соревнования: у кого ёлка больше и богаче. На ёлку вешали не специальные ёлочные игрушки, а настоящие драгоценности и дорогие ткани. Концом 1840-х годов датируется и первое упоминание об искусственной ёлке, что считалось особым шиком: «Один из петербургских богачей заказал искусственную ёлку вышиною в три с половиной аршина (1 аршин - 0,7112 м), которая была обвита дорогой материею и лентами; верхние ветки её были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами, нижние - цветами, конфетами и разнообразными плодами».
|
Постепенно выработался и сценарий праздника ёлки: к еловым ветвям прикрепляли свечи и развешивали сласти, главным образом яблоки, орехи, конфеты и пряники. Яблоки на ёлке олицетворяли запретный плод, фигурные пряники, печенье, вафли напоминали о пресных хлебцах, которые употребляются во время обряда причастия. Под деревом раскладывали подарки для детей. В рождественский сочельник зажигали свечи, а детей, до этого момента с нетерпением ожидавших встречи с ёлкой, пускали в помещение, где они любовались ею, разбирали свои подарки, а потом срывали с неё сласти. Этот праздник назывался также праздником «ощипывания ёлки» (потом в России говорили: «рушить ёлку»).
Взамен первым ёлочным украшениям, которые были съедобными, стали изготавливать и более долговечные: золотили еловые шишки, делали бумажные цветы и поделки из ваты.
Первый стеклянный ёлочный шар был выдут в Тюрингии в XVI веке.
Вплоть до конца XIX века, когда в Санкт-Петербурге открылся первый ёлочный базар, стеклянных ёлочных игрушек русского производства ещё не было, их заказывали в Европе. Поэтому недорогие игрушки делали из картона, из накрученной на каркас ваты создавали фигурки ангелочков, детей, моряков, клоунов. Бутафорские фрукты делали из бархата, папье-маше. Лишь после открытия завода в подмосковном Клину во время Первой мировой войны стеклянные игрушки стали более доступными.
В Советском Союзе во времена борьбы с религией рождественская ёлка стала новогодней. А в 1925 году и её запретили, посчитав, что это вредно для советских детей.
Только в конце 1935 года ёлку «реабилитировали» и уже приход 1936 года отмечали новогодним праздником.
Ёлочные игрушки к тому времени изменились: теперь это были красноармейцы, парашютисты, пионеры, шары с портретами Ленина и Сталина, будёновцы, женщины в красных косынках. Появились подвески в виде дирижаблей, парашютов, самолётов, танков. А макушку елок украсили красные звёзды. После выхода на экраны кинофильма «Цирк» появились игрушки на цирковую тему. Освоение Севера ознаменовалось ёлочными фигурками полярников. «Военные» ёлки украшались фигурками солдат, танков, пистолетов, собак-санитаров, их мастерили из бинтов и погон. В 1960-е годы на ёлке «выросли» виноград, лимоны, огурцы, помидоры, морковь, горох, баклажаны, перец, лук, чеснок и, конечно, кукуруза! С освоением космоса появились «спутники», «космонавты», «ракеты».
С развитием химической промышленности на ёлках разместились поролоновые матрёшки и зверюшки, позже игрушки начали производить из пластмассы. Появились и первые электрические ёлочные гирлянды.
Но чем бы ни украшали ёлку, главное - чтобы она была, чтобы создавала особое настроение и приносила в дом атмосферу любимого всеми праздника!
Источник:
Кулакова, Е. Что за праздник без ёлки? Про новогоднее дерево и его наряды / Е. Кулакова. – Текст: непосредственный // Крестьянская Русь. – 2021. - № 49. – С. 7.