Экспертиза антикоррупционная.




Правовая экспертиза.

1. Определение, задачи, субъекты, предмет.

Правовая экспертиза нормативно-правовых актов или, как ее еще называют, юридическая служит для проверки документов на предмет их соответствия действующему законодательству в какой-либо области. Она используется в тех непростых ситуациях, когда есть необходимость установления легитимности документов: уставов, приказов, договоров и т. д.

Цель правовой экспертизы законопроекта состоит в определении качества законопроекта, эффективности его действия, прогнозирования и оценки изменений, которые произойдут в экономической и иных сферах после вступления закона в действие.

Задачи экспертизы:

— обеспечить адекватную оценку объекта экспертизы в соответствии с заданными критериями;

— сформулировать оценочные суждения, позволяющие заказчику сформировать свое отношение к объекту оценивания.

В соответствии с целями и задачами экспертизы она может выполнять ряд функций, к числу которых относятся оценочная, диагностическая, прогностическая и рекомендательная.

Оценочная функция является основной и осуществляется с целью выявления соответствия оцениваемых характеристик объекта, представленного на экспертизу, характеристикам, выступающим в качестве нормы или отвечающим современным требованиям к объектам подобного рода.

Диагностическая функция направлена на выявление причин возникновения определенного состояния объекта экспертизы по тем параметрам, по которым осуществляется его оценка.

Прогностическая функция заключается в оценке последствий осуществления (или неосуществления) тех или иных действий как для самого оцениваемого объекта, так и для тех объектов, с которыми он будет вступать во взаимодействие.

Рекомендательная функция реализуется как на основании осуществленных экспертных оценок, так и на основании реально сложившейся ситуации.

Правовая экспертиза по виду нормативно-правового документа делится на два основных вида:

• Правовая экспертиза договора:

- купли-продажи недвижимости,

- брачного контракта,

- дарения недвижимости,

- кредитного займа и другие.

Экспертиза договоров выделяется в отдельный вид, поскольку она наиболее востребована, к тому же договор составляется между двумя часто независимыми друг от друга сторонами.

Другие виды документов гораздо реже нуждаются в экспертной оценке юристов, поэтому их можно объединить под общим названием, и они составляют второй вид правовой экспертизы.

• Правовая экспертиза нормативно-правовых актов:

- акты органов местного самоуправления – всевозможные постановления, распоряжения, протоколы собраний, документы представительных органов и так далее,

- акты учреждений и организаций (еще они называются локальные документы) – всевозможные приказы, решения, распоряжения внутри компаний, организаций, органов и так далее.

Как правило, правовая экспертиза нужна до того, как документ вступает в силу. Но бывают случаи, когда экспертиза нужна для обжалования документа в суде – тогда юридическая экспертиза проводится после подписания документа. Соответственно, экспертиза может быть превентивная и поствременная.

Правовую экспертизу может проводить:

- госорган (например, при регистрации документов на передачу прав на недвижимость, сотрудники Россеестра проверяют правильность заполнения заявления, договора и других документов),

- юрист или адвокат, сведущ в предмете экспертизы.

 

2. Принципы П.Э. (независимость, многогрупность, профессионализм,)

Основными принципами экспертной деятельности являются: 1) законность; 2) научность; 3) всеобщность; 4) компетентность экспертов; 5) независимость экспертов в пределах предоставленных им полномочий; 6) объективность и самостоятельность в определении выводов экспертов; 7) конфиденциальность экспертизы; 8) ответственность субъектов экспертизы; 9) поэтапность.

Законность экспертной деятельности означает, что она должна соответствовать принципам и нормам как общей системы права, так и той его отрасли, в системе которой она находит свою реализацию. Не может быть экспертных процедур, свободных от правовой регламентации или противоречащих действующим принципам и нормам права.

Общее состояние нормативно-правового регулирования экспертной деятельности в Российской Федерации характеризуется отсутствием общей концепции института экспертизы и стихийностью правотворчества в этой сфере.

Научность экспертной деятельности означает, что эксперты должны быть высококвалифицированными специалистами в той сфере деятельности, в которой проводится экспертиза. Это должны быть профессионалы своего дела, обладающие достаточно широкой эрудицией.

Всеобщность экспертной деятельности означает, что она должна проводиться по всем без исключения законопроектам, а также всем подзаконным нормативным правовым актам, затрагивающим права и свободы человека и гражданина, устанавливающим правовой статус организаций и имеющим межведомственный характер.

Компетентность эксперта определяется наличием специальных знаний, опыта и организационно-технических возможностей, необходимых для выполнения экспертного задания.

Независимость эксперта обеспечивается формированием его внутреннего убеждения по предмету экспертизы исключительно на основании полученных в результате исследования фактических данных при отсутствии каких-либо прямых или косвенных посторонних влияний, а также недопустимость его личной заинтересованности в предмете экспертизы.

Принцип объективности и самостоятельности в определении выводов экспертов означает, что эксперты не должны быть связаны партийными, корпоративными или религиозными нормами. Необходимо воздерживаться от идеологических оценок, политических деклараций и т. п.

Конфиденциальность экспертизы означает неразглашение экспертом сведений конфиденциального характера, полученных в ходе проведения экспертизы

Ответственность субъектов экспертизы предполагает:

— ответственность экспертов как за свои заключения, так и за использование конфиденциальной информации, полученной ими при проведении экспертизы;

— ответственность заказчика экспертизы за то, что результаты экспертизы не были учтены при принятии решения (в случае, когда оно повлекло материальный или иной ущерб).

Принцип поэтапности экспертизы означает, что процесс проведения экспертизы неизбежно разбивается на ряд этапов, различных по своим задачам, объему и протяженности по времени.

 

3. Методика П.Э.

Методика правовой экспертизы нормативных правовых актов включает в себя следующие основные пункты:

 

- Определение предмета. В обязанности заказчика входит разработка перечня вопросов, ответы на которые будут прописаны в заключении эксперта. Для того чтобы данный список был наиболее точным, специалиста уже на этом этапе привлекают к работе над документом.

- Анализ правомерности содержания документа, а также соответствия его формы установленным стандартам. Если в оформлении или содержании документа допущены какие-либо ошибки и неточности, он признается недействительным.

- Анализ каждого отдельного положения с целью выявления соответствия законодательству. В случае обнаружения противоречий документ может быть аннулирован. При этом исполнитель может в одностороннем порядке отказаться от своих обязательств без каких-либо правовых последствий.

- Если все условия по предыдущим пунктам выполнены, специалист приступает к ответу на вопросы, которые были поставлены заказчиком на начальном этапе. Таким образом, будет проведена работа по выявлению возможных ошибок или противоречий текущему законодательству.

- Экспертное заключение может быть сформировано как в письменной, так и в устной форме. В нем специалист дает рекомендации по исправлению конкретных пунктов документа. Если вывод оформлен в письменном виде, эксперт обязан приложить к нему копии документов, на которых основаны итоги проверки.

4. Нормотворческие ошибки выявленные при экспертизе.

Экспертиза антикоррупционная.

1.Определение, цели и предмет.

Антикоррупционная экспертиза – это правовая проверка нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В качестве основной цели данной деятельности можно указать недопущение в содержание нормативно-правовых актов таких норм, которые являются коррупциогенными, т.е. которые могут создать условия проявления коррупции.

Что же касается задач данной деятельности, то в качестве таковых можно указать:

-выявление в содержании правовых актов коррупционных факторов;

-проведение оценки принятия подобного проекта;

-выработка необходимых для устранения пробелом рекомендаций.

 

Основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов закреплены Законом № 172-ФЗ:

- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

- оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

- обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

- компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов;

- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных госорганов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

 

2. Субъекты Э.А.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации по вопросам, касающимся:

* прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

* государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

* социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции:

* проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

* проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы;

* нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;

* нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения;

3) органами, организациями, их должностными лицами - принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. В случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, они информируют об этом органы прокуратуры.

Институты гражданского общества и граждане также могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

 

 

3. Методика.

Методика проведения антикоррупционной экспертизы

 

Прокуратура, Минюст, органы, организации и их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика).

Так, в Методике выделено два вида коррупциогенных факторов:

- правоприменитель получает необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованно применять исключения из общих правил;

- содержит неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.

 

К первому виду коррупциогенных факторов относятся:

 

- широта дискреционных полномочий, то есть отсутствуют или не определены сроки, условия или основания принятия решения, есть дублирование полномочий органов государственной власти или местного самоуправления (их должностных лиц);

- определение компетенции «вправе», то есть органы государственной власти или местного самоуправления (их должностные лица) получают возможность по собственному усмотрению совершать действий в отношении граждан и организаций;

- выборочное изменение объема прав, когда органы государственной власти или местного самоуправления (их должностные лица) получают возможность по своему усмотрению необоснованно устанавливать исключения из общего порядка для граждан и организаций;

- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, то есть в нормативном акте присутствуют бланкетные и отсылочные нормы, которые приводят к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, когда нарушаются компетенции органов государственной власти или местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

- заполнение законодательных пробелов подзаконными актами при отсутствии соответствующих полномочий, то есть попытка установить общеобязательные правила поведения в подзаконном акте при отсутствии самого закона;

- отсутствие или неполнота административных процедур, то есть отсутствует порядок совершения органами государственной власти или местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

- отказ от конкурсных (аукционных) процедур, когда предоставления права (блага) закрепляется в административном порядке.

Ко второму виду коррупциогенных факторов можно отнести:

- завышенные требования к лицу, которые предъявляются для реализации принадлежащего ему права, то есть устанавливаются неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям;

- злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или местного самоуправления (их должностными лицами), то есть отсутствует четкая регламентация прав граждан и организаций;

- юридико-лингвистическая неопределенность, когда употребляются неустоявшиеся, двусмысленные термины и категории оценочного характера.

 

Если в нормативных правовых актах (проектах) выявили коррупциогенные факторы, последующие действия будут такими:

- прокурор требует изменить нормативный правовой акт или обращается в суд в порядке, который предусмотрен процессуальным законодательством РФ;

- заключение, которое составляется по итогам антикоррупционной экспертизы, – при проведении экспертизы Минюстом России, а также органами, организациями, их должностными лицами.

 

В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Заключение носит рекомендательный характер и должно быть в обязательном порядке рассмотрено соответствующим органом, организацией или должностным лицом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: