Фома Аквинский и философия томизма




 

1. Как Фома Аквинский понимает соотношение философии и теологии?

 

Фома Аквинский явился родоначальником рациональной теологии.
Согласно Фоме, и теология и философия, суть "науки" в аристотелевском понимании, т. е. системы знания, в основании которых лежат первые принципы, а из этих принципов посредством силлогистических рассуждений выводятся заключения. Теология и философия суть самостоятельные науки, ибо принципы теология – догматы – и принципы разума не зависят друг от друга.
Часть истин Откровения носит сверхразумный характер (догматы троичности, первородного греха и др.), – другие являются рационально постижимыми (существование Бога, бессмертие души и др.). Откровенное (сверхразумное) и естественное знание не могут противоречить друг другу, поскольку и то и другое является истинным. Задача теологии состоит в систематическом изложении и истолковании спасающей истины Откровения; для того чтобы сделать положения веры понятными и убедительными для "естественного разума" человека. Для этого теология прибегает к помощи философии, в частности к его понятийному аппарату. Рассматриваемая как средство достижения главной цели христианского вероучения – спасения человека, философия есть служанка теологии. (Фома повторяет это за своим предшественником Петром Дамиани). Богословие использует философию и науку, чтобы более доходчиво, наглядно, убедительно показать человеку истины христианского учения. Это – следствие того, что человек имеет несовершенный ум, который не может привести человека непосредственно к богопознанию, для этого есть предварительные ступени.

В трудах Фомы Аквинского была окончательно признана важная и относительно самостоятельная роль философии. Философия имеет свою сферу деятельности, ограниченную рамками познания того, что доступно человеческому разуму. Используя рациональные методы познания, философия способна изучать свойства окружающего мира. Более того, догматы веры, доказанные с помощью разумных, философских доводов, становятся более доступными человеку и тем самым укрепляют его в вере. И в этом смысле, научно-философское знание является серьезной опорой в обосновании христианского вероучения и опровержении критики веры. Теология же, в понимании Фомы Аквинского, является высшей формой человеческого знания именно потому, что в ее основе лежит вера. Иначе говоря, теология – это тоже знание, только сверхразумное знание. Между философией и теологией нет противоречия, ибо философия, как "естественная познавательная способность" человека, в итоге приводит к истинам веры.

2. Что такое естественная теология, в чем ее задача, и чем она отличается от теологии богооткровенной?

Теологию можно разделить на два вида: естественную теологию (умозрительную) и богооткровенную теологию (теологию Откровения).

Естественная теология — разновидность теологии, основанная на разуме и повседневном опыте. Естественная теология - это философское богопознание, философское учение о Боге на базе онтологии. Онтологией называется философское исследование и философское учение о бытии, о сущем как таковом. Онтология изучает, если говорить коротко, наиболее общие свойства всех сущностей, как материальных так и нематериальных. Она очерчивает круг проблем, выражающих потребность человеческого разума в поисках абсолютных начал сущего, связанных с ответами на вопросы о происхождении и сущности религии, источниках религиозного опыта, причин многообразия религиозных верований, обоснования бытия бога и доказательств его существования. Естественная теология — это часть философии религии, описывающая природу богов, или, в монотеистических религиях, утверждающая или отрицающая возможность познания качеств Бога, особенно аргументирующих существование Бога, посредством методов чистой философии, не прибегая к какому-либо особому или сверхъестественному откровению.

Задачи:

· доказать или подтвердить существование Бога;

· определить по возможности природу Бога;

· охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком.

Богооткровенная теология противопоставляется естественной теологии и основана на священном писании и непосредственном опыте церковной жизни, лишь по мере надобности обращаясь к рациональной аргументации.

 

3. Какие пять доказательств бытия Бога называет Фома Аквинский?

 

Бытие божие может быть доказано пятью путями.

Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения.

Второй путь исходит из понятия производящей причины.

Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости

Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах.

Пятый путь исходит из распорядка природы.

 

Презентация слайд 8?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: