Æ Количественный анализ проводится на основании результатов исследования, полученных при первичной обработке эмпирического материала. Первичная обработка осуществляется с помощью «ключей» (в случае использования опросников), сопоставления индивидуальных результатов с эталонными (в случае использования стандартизированных и не стандартизированных тестов).
По сводным результатам вычисляются среднегрупповые значения и срднеквадратичное отклонение. Среднегрупповые значения позволят выявить средний уровень развития диагностируемого психического образования в обследованной группе, а также отдельных ее членов, имеющих тенденцию к отклонению от среднегрупповых результатов. Среднеквадратическое отклонение отражает степень однородности группы по изучаемому психическому образованию.
Количественный анализ предполагает собой словесное описание числового содержания сводной таблицы. Другими словами говоря, та числовая информация, что содержится в сводной таблице, должна быть описана словесно, а не просто в виде чисел. Описание предполагает констатацию выраженности диагностируемого признака, сопоставление выраженности разных показателей, характеризующих одно и то же психическое образование.
Достаточно легко (но с немалыми временными затратами) это можно осуществить, если экспериментатор использовал многошкальную (многомерную) ПДМ. Мономерные методики, содержащие в себе всего одну шкалу, к сожалению, ограничены в своих возможностях для количественного анализа. Увеличение количества шкал увеличивает и эти возможности.
Итак, количественный анализ предполагает:
а) ранжирование (и описание результатов этой процедуры) рассматриваемых в исследовании психологических свойств (качеств, признаков) в зависимости от степени их выраженности по результатам ПДО.
|
б) распределение количества испытуемых в зависимости от уровня выраженности анализируемого свойства. Интегральные результаты – это результаты обследованной выборки по всем психодиагностическим методикам. Результаты приводятся в уровневых оценках. Рекомендуется выделять три уровня качественной оценки: высокую, среднюю, низкую. В «группу риска» включаются те участники исследования, результаты которых по большинству показателей соответствует высокому или низкому уровню и значимо отличаются от среднегрупповых тенденций.
Приведем пример с использованием результатов шкалы «Вербальная агрессия» опросника Баса-Дарки на агрессивность. Предположим, что у экспериментатора получилась достаточно большая сводная таблица с 30 (тридцатью) испытуемыми. Для реализации данной составляющей количественного анализа экспериментатор подсчитывает количество испытуемых (с указанием соответствующего процентного показателя), имеющих:
- низкий уровень вербальной агрессии;
- средний уровень вербальной агрессии;
- высокий уровень вербальной агрессии.
в) гендерный количественный анализ. Обе описанных выше составляющих количественного анализа можно реализовать по гендерному признаку. Если в исследовании экспериментатором поставлена задача гендерного сравнения результатов ПДО, то необходимо и первое направление количественного анализа (ранжирование шкал), и второе его направление (распределение испытуемых в зависимости от уровня выраженности диагностируемого свойства) осуществить и для мальчиков (юношей, мужчин) отдельно, и для девочек (девушек, женщин) отдельно.
|
При анализе внимание также обращается на диагностические возможности использованных методик. Если результаты всей выборки по какой-либо методике соответствует одному уровню оценки, то можно предположить, что такая методика невалидна для данной группы или для данного возраста, или неоднозначно чувствительна для выявления индивидуальных особенностей проявления анализируемого психического образования.
Анализ результатов также может содержать:
- указание на степень соответствия полученных результатов поставленной в начале исследования цели;
- указание на согласованность результатов наблюдения, беседы и тестирования;
- описание случаев несовпадения полученных результатов с известными в литературе тенденциями; объяснение причин возникновения несоответствия;
- выводы по результатам исследования (количество выводов не должно быть меньше количества решаемых задач);
- написание адресных рекомендаций по результатам диагностики всей обследованной выборки (педагогам, родителям, учащимся, другим специалистам);
- оценка качества использованного диагностического комплекса.
Æ Качественный анализ. Именно это направление анализа результатов ПДО вызывает у студентов наибольшие трудности. Возможно это связано с недостаточной подготовкой в области психологии (в частности возрастной). При реализации этого направления автору необходимо попытаться объяснить причины полученных результатов, их обусловленность какими-то факторами, условиями. То есть при качественном анализе экспериментатор должен попытаться ответить на вопрос, например, «Почему у мальчиков более высокие результаты?», «Почему так ярко выражена шкала «физическая агрессия?» (если естественно такие результаты были получены), «Чем можно объяснить полученные результаты?» и т. д. Но следует учитывать, что все ваши предположения останутся предположениями, так как ответить абсолютно объективно на подобные вопросы сложно, но высказать свое субъективное мнение по этому вопросу, используя свои знания из области психологии и педагогики, исследователь обязан с профессиональной точки зрения. «Мы считаем, что полученные результаты можно объяснить «тем-то и тем-то». Возможно, что в основе полученных результатов лежит «то-то и то-то»». Следовательно, экспериментатор может по-разному объяснить полученные результаты, но, конечно же, с опорой на соответствующие объективные знания, профессиональный и жизненный опыт, а также здравый смысл.
|
Æ Психологическая интерпретация психодиагностических данных – это ответы на вопросы, что означают полученные результаты. При этом подразумевается их «трехмерное» понимание: ОЦЕНКА АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА – АНАЛИЗ ПРИЧИН, ПРЕДЫСТОРИИ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ – ПРОГНОЗ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ. Интерпретация – это всегда объяснение причин полученных в исследовании результатов В РАМКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КОНСТРУКТА, ВЫБРАННОГО В КАЧЕСТВЕ РАБОЧЕГО. Интерпретация и объяснение полученных результатов означает поиск ответа на вопросы: что это значит и почему так произошло. Интерпретация направлена на раскрытие психологического содержания и возможных причин выявленных тенденций. Именно эта часть демонстрирует качество и уровень всей проведенной работы, так как ее смысл сводится к порождению нового знания.