Педагогическая мысль эпохи Возрождения.




Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Большой вклад в углубление педагогической мысли внесли мыслители-просветители Витторино
да Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Томмазо Кампанелло и др., которые систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом.

Итальянский мыслитель Витторина да Фельтре (1378-1446) - это первый школьный учитель нового типа. Он создал школу и назвал ее «Casagiocosa» - «Дом игр», «Дом радости». Написал одноименный трактат. В школе было 80 детей (мальчики и девочки), воспитанники из разных слоев населения. Доказал, что возможно воспитать всех одинаково. Уделял внимание индивидуальному подходу. Указал на необходимость развивать ум, тело, сердце. Уделял внимание физической подготовке. Эстетическое воспитание осуществлялось через рисование. Активно реализовывался принцип самодеятельности и активности. Пропагандировался активный метод обучения - игра. Отсутствовали телесные наказания. В центре обучения были классические языки. Порядок в школе поддерживался с помощью учителя и внеклассного воспитания. Воспитание было религиозным. Доказал, что можно воплотить идеи Возрождения в жизнь.

Успех деятельности «школы радости» объяснялся не только личным достоинством и высочайшей эрудированностью В. да Фельтре, но, главным образом, реализацией им гуманистических идей. Эта школа явилась прообразом классической гимназии последующих столетий.

Голландский гуманист Эразм Роттердамский (1467-1536) связывал изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья прежде всего с воспитанием. В педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей» писал о необходимости сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов. По его мнению, в основе воспитания должен лежать принцип активности, к воспитанию следует приступать с первых лет жизни ребенка. Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, чтобы тем самым не отбивать желание учиться.

Он одним из первых заговорил о народном образовании, считал труд критерием нравственности. В памфлете «Похвала глупости» он дал критику палочной дисциплины, бессмысленной зубрежки и грубости учителей средневековой школы. основными задачами нравственного воспитания он признавал воспитание благочестия, чувства долга, развитие у детей интереса к знаниям.

Английский мыслитель Томас Мор (1478-1535) в своей знаменитой «Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) (краткое название «Утопия») описал идеальное общество, в котором все равны (и мужчины, и женщины), все делится поровну и все живут вместе.

В государстве Утопия (фантастическом острове), все граждане обязаны трудиться (по 6 часов в день), продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. От обязательного непосредственного участия в физическом труде освобождены только ученые и лишь до тех пор, пока они оправдывают возлагаемые на них надежды. В противном случае они лишаются своего звания и вновь возвращаются к земледелию или ремеслу.

Воспитание и образование являются задачами государства. Государственные школы должны развить у учеников духовные силы, предоставлять возможности заниматься науками, искусствами, соединить обучение и труд, суть идеи организации трудового воспитания - в школе должны готовить детей к земледелию; то есть эта теория, которую необходимо закрепить на практике.

В этом государстве обучение будущих граждан является всеобщим и обязательным, здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребенка. Дифференциация обучения - по способностям. Основа обучения - классическая литература.

Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно на родном языке, о преимущественно естественнонаучном содержании получаемого ими образования. Интересными и прогрессивными, намного опередившими свое время, были идеи Мора об использовании наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т.д.

Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания.

Подробно говорил о женском воспитании: женщины имеют такие же права, что и мужчины, способности не отличаются. Доказал, что женщина может быть и хорошей хозяйкой, и ученым (на примере своей дочери, которая сделала несколько астрономических открытий и воспитывала детей).

Испанский философ, психолог и педагог Хуан Луис Вивес (1492-1540) в психологическом трактате «О душе и жизни» подробно разработал вопрос о памяти и ассоциациях, написал ряд методических сочинений в духе гуманистических идей. Он полагал, что процесс обучения невозможен без проникновения в закономерности процесса познания, а воспитание немыслимо без понимания и учета психофизических закономерностей роста ребенка. Ему первому принадлежит обоснование принципа природосообразности, в дальнейшем подробно разработанного Я.А. Коменским. Будучи воспитателем дочери английского короля, он написал сочинение о воспитании девушек.

Французский ученый-гуманист, писатель Франсуа Рабле (1494-1553) написал книгу «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого - духовное и телесное развитие личности, с разумным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления и творчества.

Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе, догматическое изучение религиозных текстов. Писал, что отказ от физических и умственных нагрузок, порождает лень, болезни и скуку. В содержание образования включал классические науки (языки, геометрию, арифметику, астрономию). Считал, что все знания можно взять из книг.

Герой романа Гаргантюа сначала учится у глупого, не проявляющего в своем деле усердия учителя - в результате ученик стал только глупее. Затем Рабле раскрывает устремления воспитателя Понократа, который заботится о том, чтобы сделать из Гаргантюа физически сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека. Чтение дает пищу для поучительных бесед. Гаргантюа осваивает науки в игровой форме. Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает; поднимает тяжести. С воспитанником ведутся беседы, которые помогают ему узнать подлинную жизнь. Вечерами Гаргантюа рассматривает звездное небо. В дождливые дни - пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей. Порой целые дни проводит на лоне природы. Заботы знающего, заинтересованного в результате своего дела учителя, сделали ученика образованным, умным, трудолюбивым человеком и искусным воином. И для сына Гаргантюа Пантагрюзля, мудрый учитель помог открыть силу знания. Пантагрюэль стал знаменитым ученым, а полученный опыт привел его к истинности знания, которое учит только добру; «как только человек станет добр, мудр и справедлив», он найдет то, что ему нужно в жизни. «Счастлив тот, кш делает людям добро», заключает Рабле.

Таким образом, Рабле утверждал ведущими идеалами в образовании и воспитании - мудрость и мастерство учителя, творение добра.

Ф. Рабле оказал влияние на М. Монтеня, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.

Французский мыслитель Мишeль Монтень (1553-1592) в сочинении «Опыты», скептически оценивая религиозное учение о божественном провидении и выражая уверенность в неисчерпаемых возможностях человека, представил концепцию человека нового времени - глубоко образованного и критически мыслящего, основу знаний которого составляет опыт.

Критикуя педантизм и формализм схоластического образования, он противопоставил ему развитие самостоятельного мышления, самодеятельности и активности детей.

Интересны его идеи о развитии человека. Монтень рассматривает ребенка не как уменьшенную копию взрослого, а как природную индивидуальность, которая от рождения обладает первозданной чистотой.

Ребенок превращается в личность по мере развития способности к критическому суждению. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, а не внушать готовые истины/ Поэтому ценность в формировании человеческой личности представляют лишь те знания, которые получены путем эксперимента.

Монтень определил высокую роль физического воспитания, но только в связи с умственным - необходимо воспитывать все вместе. Педагогические идеи М. Монтеня предвосхитили многие идеи, получившие развитие у просветителей XVIII в.

Педагогические идеи итальянского гуманиста Томаза Кампанеллы (1568-1639), выраженные им в книге «Город Солнца», в определенной мере явились развитием идей, предшествовавших ему мыслителей, в том числе и Т. Мора.

«Город Солнца» - это государство, которое подобно Утопии построено на принципах общественной собственности, обязательного и всеобщего труда и предоставления возможности всем гражданам заниматься науками и искусствами. Кампанелла более полно; чем Мор, излагал систему воспитания детей в совершенном обществе.

С 2-х пет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей.

С 3-летиего возраста учить их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все стены домов и стены городские. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей. С 8 лет нужно уже начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии. С 12 лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.

Томмазо Кампанелла подробно рассматривал вопросы трудового воспитания детей, подростков, юношей, точно обозначал содержание труда на каждой возрастной ступени, высказывал мысль о соединении труда с обучением, а обучения с играми и гимнастическими упражнениями. Склонности и способности детей, полагал он, принимаются во внимание при дальнейшем их включении в общественное производство.


 

Лекция 17. Школа и дошкольное воспитание
в Новое время

 

Основные лекционные вопросы:

17.1. Характеристика тенденций развития образования в Новое время.

17.2. Педагогические взгляды и деятельность Я.А. Коменского.

17.3. Педагогические взгляды Дж. Локка.

17.4. Педагогические идеи ж-ж Руссо.

17.5. Педагогическая деятельность ИГ Песталоцци.

17.6. Развитие идей ИГ Песталоцци в теории Ф. Фребеля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: