ДИСЦИПЛИНА: «Транспортное обеспечение коммерческой
Деятельности»
ТЕМА № 8-1: ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ПЕРЕВОЗОК. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ
ТРАНСПОРТА
Кемерово
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Планирование и организация грузовых перевозок.
2. Производительность труда на разных видах транспорта.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ
ПЕРЕВОЗОК
В процессе управления транспортной системой одним из важных вопросов является планирование и организация грузовых перевозок. Планирование грузовых перевозок заключается в определении предстоящих объемов перевозок грузов, размеров транспортной работы (грузооборота) в целом, по видам транспорта, родам грузов, видам сообщений, регионам и транспортным предприятиям на определенный период времени (месяц, квартал, год, пятилетие и т. д.). Эти данные являются основой для определения потребности в необходимых материальных, трудовых и финансовых ресурсах и для прогноза конечных экономических результатов деятельности предприятий и организаций транспорта на рассматриваемый период. Планирование грузовых перевозок необходимо осуществлять на основе демократических форм отношений между транспортом и клиентурой с учетом потребительских предпочтений выбора по принципу «снизу вверх».
В условиях рыночной экономики, когда повышается ответственность и самостоятельность товаропроизводителей, транспортных предприятий и потребителей продукции и услуг актуальными для планирования грузовых перевозок становятся следующие методы планирования – балансовый, программно-целевой, оптимизационный и др.
При планировании грузовых перевозок необходимо обеспечить рациональность сочетания государственного регулирования и экономических, рыночных методов управления транспортными ресурсами и взаимоотношениями между транспортом и потребителями его продукции. При этом соотношение административных и экономических методов на разных видах транспорта различно, что связано с особенностями технологических процессов и разнообразием форм собственности на транспортные средства. Так, для железных дорог, находящихся в государственной (федеральной) собственности, более характерны методы государственного регулирования, чем для автомобильного транспорта, значительная часть технических средств которого принадлежит частным и акционерным компаниям и фирмам. Однако взаимоотношения между клиентурой и транспортом, независимо от форм собственности последнего, должны строиться на единых экономических и правовых нормах и правилах. При этом работники транспорта должны организовать качественную продажу своих услуг, а не распределять свои услуги, учитывая конкуренцию между видами транспорта. Интересы, потребителей транспортных услуг, удовлетворение спроса на эти услуги должны стать основой формирования доходов и прибыли транспортных предприятий.
В процессе планирования грузовых перевозок на транспортных предприятиях необходимо разрабатывать перспективные (долгосрочные) на 10-20 лет, пятилетние (среднесрочные), текущие (годовые) и оперативные (квартальные и месячные) планы работы. На уровне перспективных и пятилетних планов-прогнозов устанавливаются общие показатели перевозок и основные направления динамики транспортных потоков на перспективу с указанием необходимых инвестиций в их освоение. Текущие планы перевозок должны входить составной частью в бизнес-план транспортного предприятия с указанием как общих, так и по определенной номенклатуре грузов объемов перевозок и транспортной работы. Наиболее подробны оперативные планы перевозок. Перспективные и текущие планы перевозок являются рекомендательно-информационными, т. е. индикативными, а не директивными. При этом значения основных показателей этих планов устанавливают в виде пессимистического и оптимистического прогноза («от и до»).
Общий объем перевозок грузов по транспортному предприятию, объединению, компании или фирме (железной дороге, пароходству, авиакомпании, автотранспортному предприятию и т. п.) или в целом по виду транспорта определяется как сумма объемов отправления грузов по соответствующим пунктам (станциям, портам и т. п.) за определенный период времени:
,
где – общий объем перевозок грузов; – соответственно суммарное количество грузов в тоннах, отправляемых из 1-го, 2-го, …. n -го пунктов за определенный период времени.
Планируемые размеры транспортной работы (грузооборота) измеряемой в тонно-километрах, определяются по формуле:
,
где – планируемый размер транспортной работы; – расстояния перевозки грузов из 1-го, 2-го, n -го пунктов отправления, км.
Для определения рациональности транспортных потоков в планах перевозок рассчитывают среднюю дальность перевозки грузов:
,
где – средняя дальность перевозки грузов; – планируемый размер транспортной работы; – общий объем перевозок грузов;
Для определения интенсивности использования отдельных линий или транспортной сети в целом рассчитывают показатели средней грузонапряженности:
,
где – средняя грузонапряженность; – планируемый размер транспортной работы; – эксплуатационная длина транспортной линии или сети в целом, км.
Кроме того, на разных видах транспорта рассчитывают нормативы различных качественных показателей транспортного обслуживания клиентуры, таких как скорость и сроки доставки грузов, оборот транспортных единиц за рейс или маршрут, производительность и нагрузка подвижного состава и др.
В настоящее время транспорт является не просто «продавцом» услуг, а достаточно капиталоемкой и сложной по управлению отраслью народного хозяйства. Транспорт является общим условием любого производства и всеобщим средством труда. В состав цены почти любой продукции входят затраты на транспорт. Поэтому общество заинтересовано в уменьшении транспортных затрат.
Обеспечение эффективного маневрирования транспортными ресурсами, разработки оптимальной стратегии их развития, большой гарантии доставки грузов возможно только в случае наличия предварительно полной информации о потребностях грузовладельцев в перевозках грузов. Это также позволяет снизить транспортные издержки. Отсутствие такой информации, т. е. отправление грузов по предъявлению, требует увеличения затрат на создание резерва значительных провозных и пропускных способностей транспорта. Эти затраты ориентировочно могут составлять 1/3стоимости всех транспортных ресурсов. Очевидно, что это невыгодно никому, тем более что согласованная заявка дает определенную гарантию стабильности предстоящей деятельности потребителей транспортных услуг.
Преимущественно необходимо использовать контрактно-договорную форму взаимоотношений с клиентурой, которая предусматривает взаимную материальную и юридическую ответственность сторон по подаче подвижного состава, его загрузке, срокам доставки, сохранности грузов и оплате перевозок. Такие договоры заключаются, как правило, с крупными грузоотправителями на 1год или несколько лет с указанием объемов и направлений перевозок конкретных родов грузов с разбивкой по периодам доставки, что может служить основой для разработки планов перевозок.
Одним из немаловажных источников информации для планирования перевозок грузов могут служить межотраслевые ценовые соглашения и договоры, которые заключаются по следующей технологической цепочке «сырье-переработка-потребление» между объединенными в финансово-промышленные группы хозяйственными субъектами. В них транспорт должен принимать равноправное участие (например, между угольными предприятиями, МПС и металлургической промышленностью).
Важную информацию о предстоящих перевозках грузов могут предоставлять многие представители транспортных предприятий и организаций, принимающие участие в биржевой и коммерческой деятельности, в деятельности экспортно-импортных компаний и фирм. Значительная часть информации должна поступать по линии государственного заказа на перевозки (ориентировочно до 30-40 % объема перевозок) от федеральных и региональных органов управления, государственных предприятий и внешнеторговых ведомств. Увеличивается объем заявок на перевозки от коммерческих структур.
Однако эти данные все же не дают полной информации о географии и не охватывают весь объем перевозок грузов различными видами транспорта. В связи с этим для разработки перспективных и текущих планов необходимо проводить регулярные (а не эпизодические) экономические обследования районов тяготения транспортных предприятий, глубоко изучать транспортный рынок, определять реальные запросы и нужды всех потребителей транспортных услуг, как по их количеству, так и по качеству. Эта работа должна выполняться в порядке регионально-транспортных маркетинговых исследований и носить комплексный характер.
Оперативное месячное планирование осуществляется на основе заявок грузоотправителей, хозяйственных договоров и контактных графиков перевозок грузов при взаимодействии различных видов транспорта в транспортных узлах. При этом месячные заявки должны приобрести силу юридического договора со взаимными обязательствами сторон (транспорта и клиентуры) по выполнению условий перевозок, в котором должны быть указаны не только объемы и направления перевозок, но и требования клиентуры к их качеству. В целях привлечения клиентуры и увеличения объемов перевозок необходимо установить систему поощрения четко выполняющих свои обязательства отправителей грузов, включающую в себя, например, снижение тарифа, подачу подвижного состава в более удобное время, отмену предварительных заявок, бесплатное или со скидкой выделение необходимых крепежных материалов, тары, мест для рекламы и т. п.
Определенная часть грузов, особенно скоропортящихся, может перевозиться без заявок, по предъявлению (на разных видах транспорта эта часть составляет от 15 до 30 % всего объема перевозок). При наличии достаточных резервов и спаде объемов перевозок доля перевозок по предъявлению может быть значительно увеличена.
Повышение качества планирования и прогнозирования пе-ревозок возможно при интеграции процессов установления хозяйственных связей на основе прямых договоров между поставщиками и потребителями, товарных сделок на биржах между органами материально-технического снабжения и торговли, соглашений между отечественными предприятиями, организациями и зарубежными фирмами посредством разработки межотраслевых, транспортно-экономических и территориальных балансов, индикативной оптимизации транспортных потоков.
Организация грузовых перевозок транспортом является сложным производственным процессом, состоящим из ряда операций, образующих общий технологический процесс. Процесс доставки груза от отправителя к получателю состоит из трех основных элементов:
1) погрузка груза на подвижной состав в пунктах отправления;
2) перемещение груза подвижным составом до пунктов назначения;
3) выгрузки груза с подвижного состава в пунктах назначения.
Весь комплекс связанных с транспортным процессом работ, выполняемых с момента приема груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте назначения, называется транспортно-экспедиционной работой. В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы могут быть комплексными и местными. Комплексные охватывают все виды операций с момента получения груза и до момента сдачи его получателю. Местные разделяются на операции, выполняемые по месту отправления, в пути следования и по месту прибытия. Транспортно-экспедиционная работа может выполняться как самими грузоотправителями и грузополучатели, так и транспортными предприятиями.
Цель транспортно-экспедиционной работы, выполняемой транспортными предприятиями и организациями, – организация доставки груза от складов отправителей до складов получателей с освобождением грузовладельцев от несвойственных им функций, связанных с процессом перевозки – получение груза в пункте отправления, охрана груза в пути следования, сдача груза в пункте назначения. Наибольшее распространение транспортно-экспедиционная работа имеет при междугородных перевозках грузов и перевозке грузов в смешанном сообщении, а также при обслуживании населения. Для выполнения транспортно-экспедиционных работ в крупных городах создаются специализированные транспортные предприятия.
Основными показателями транспортно-экспедиционной работы для специализированных транспортно-экспедиционных предприятий и организаций являются: количество выполнения транспортно-экспедиционных услуг: завоз и вывоз груза; экспедиция и сопровождение груза; погрузочно-разгрузочные работы, характеризуемые количеством погруженных и выгруженных тонн.
Организация грузовых перевозок заключается в установлении порядка подготовки и выполнения перевозок, руководства, учета и контроля, системы документооборота, системы расчетов за перевозки грузов и т. д. От уровня организации перевозок зависит качество перевозочного процесса, т. е. сохранность грузов, своевременность и экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок. Взаимоотношения между транспортными организациями и заказчиками транспорта регулируются основными действующими нормативными актами и отражаются в договорах на перевозку груза, заключаемые между транспортными организациями и заказчиками транспорта.
Перевозки грузов должны осуществляться при количественном учете объема перевозимого груза, т. е. работа подвижного состава должна учитываться в тоннах и тонно-километрах.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА