| № вопроса | 1- вариант | 2 - вариант |
| А1 | ||
| А2 | ||
| А3 | ||
| А4 | ||
| А5 | ||
| А6 | ||
| А7 | ||
| А8 | ||
| А9 | ||
| А10 | ||
| А11 | ||
| А12 | ||
| А13 | ||
| А14 | ||
| А15 | ||
| А16 | ||
| В1 | ||
| В2 | 1- 1247 2 - 356 | 1-1247 2 -356 |
| В3 | ВГАДБ | ГАДБВ |
Ответы на Часть 3 к текстовым фрагментам. Вариант 1.
| Тема «Мир экономических отношений» | ||
| С1. Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. | ||
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
| В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) Сферы производства. 2) Понятие благ. 3) Классификация благ. 4) Виды материальных благ. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента. | ||
| Выделены основные смысловые фрагменты текста, пункты плана отражают основную идею каждого фрагмента текста. | ||
| Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, пункты плана отражают основные идеи соответствующих частей текста. | ||
| Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ названия пунктов плана не соответствуют основной идее соответствующих частей текста и являются цитатами из текста, ИЛИ ответ неверный. | ||
| С2. Приведите по два примера материальных и нематериальных благ, не указанных в тексте. | ||
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
| В правильном ответе могут быть названы: — материальные блага: одежда, жильё, драгоценности. — нематериальные блага: страхование, юридические услуги, досуг. Могут быть приведены другие примеры. | ||
| Правильно приведено по два примера на каждый вид | ||
| Правильно приведены 3 примера | ||
| Правильно приведены 1-2 примера ИЛИ ответ неверный | ||
СЗ. Чем отличаются экономические блага от неэкономических?
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
| В правильном ответе должны быть названы следующие отличия: — экономические блага имеются в ограниченном количестве; — неэкономические блага имеются в изобилии, и поэтому они всегда доступны для людей. Отличия могут быть приведены в иных, близких по смыслу, формулировках. | ||
| Правильно названы два отличия | ||
| Правильно названо одно отличие | ||
| Ответ неверный или отсутствует | ||
| С4. В чём заключается специфика и какова роль экономических благ в жизни человека? | ||
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
| В правильном ответе должны быть указаны: — специфика экономических благ: необходимы усилия человека, чтобы добыть экономические блага и приспособить их к потребностям человека; — роль экономических благ в жизни человека: от обладания этими благами зависит благосостояние людей. | ||
| Указаны две позиции в ответе | ||
| Указана одна позиция в ответе | ||
| Ответ неверный или отсутствует | ||
Вариант 2.Тема «Человек, общество, природа»
С1.Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | ||
| В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) Человек: слуга или хозяин природы. 2) Глобальные экологические проблемы. 3) Пути решения экологических проблем. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента. | |||
| Выделены основные смысловые фрагменты текста, пункты плана отражают основную идею каждого фрагмента текста. | |||
| Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, пункты плана отражают основные идеи соответствующих частей текста. | |||
| Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ названия пунктов плана не соответствуют основной идее соответствующих частей текста и являются цитатами из текста, ИЛИ ответ неверный. | |||
| С2. Как в тексте объясняются причины появления экологических проблем? Укажите две причины. | |||
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | ||
| В правильном ответе должны быть названы две причины: 1) технический и культурный прогресс сопровождался всё возрастающим потреблением ограниченных природных ресурсов; 2) человек стремился подчинить окружающий мир удовлетворению своих неограниченных потребностей. Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу, формулировках. | |||
| Правильно названы две причины | |||
| Правильно названа одна причина | |||
| Ответ неверный или отсутствует | |||
| СЗ. Какие три направления в решении экологических проблем названы в тексте? | |||
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | ||
| В правильном ответе должны быть названы следующие направления: 1) экологизация производства; 2) разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов; 3)экологическое обучение и воспитание. Направления могут быть приведены в иных, близких по смыслу, формулировках. | |||
| Правильно названы две причины | |||
| Правильно названа одна причина | |||
| Ответ неверный или отсутствует | |||
| С4. В тексте указывается, что «экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства». Согласны ли вы с этим мнением? Используя текст и обществоведческие знания, приведите аргумент (объяснение) вашей позиции. Приведите пример вашего участия в мероприятиях по охране окружающей среды. | |||
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | ||
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение; 2) приведён аргумент (объяснение); 3) приведён пример участия в таких мероприятиях, как например: — общественные акции «Зелёный город», «Береги природу»; — социальные проекты «Чистым рекам - быть!» и др. | |||
| Представлены три элемента ответа | |||
| Представлены два элемента ответа | |||
| Представлен один элемент ответа или ответ неверный | |||