Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци.




В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) известен как один из великих и благородных подвижников воспитания детей, жизнь и развитие которых происходило в сложных социальных условиях. За ним справедливо закрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы, Он сам закончил начальную, латинскую среднюю школу, обучался на филологическом и философском отделениях коллегиума, который не закончил из-за участия в кружке передовой молодежи, ведущем активную деятельность, обличающую общественные проблемы.

И.Г. Песталоцци стал организатором, практиком образования (руководил двумя сиротскими приютами, Бургдорфским и Ивердонским институтами (средняя школа и учительская семинария), крупным теоретиком педагогики, автором теории элементарного образования, применявшейся в XIX в. В начальной школе.

Начал свою деятельность Песталоцци в небольшом имении Нейгоф, которое приобрел, чтобы совершить некоторые преобразования в области земледелия и приобщить к ним окрестных крестьян. Однако у Песталоцци не оказалось способностей к хозяйственному делу, его эксперименты не дали ожидаемых результатов и значительно подорвали материальное положение. В это время он пришел к убеждению, что больше всего в его помощи
нуждаются крестьянские дети. В 1774 г. он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», куда собрал около 50 детей, которым самоотверженно отдавал все силы и материальные средства, обучая их летом - полевым работам, а зимой - ремеслу. Но и это начинание постигла неудача. Как только крестьянские дети получали приличную одежду, родители уводили их и забирали себе деньги, которые они заработали. Песталоцци из-за нехватки средств пришлось закрыть школу. В 1780 он написал небольшое сочинение под названием «Досуги отшельника», представлявшее собой сборник афоризмов. В нем педагог изложил свои взгляды, которые развивал впоследствии.

В 1781 г. выходит «Лингард и Гертруда, книга для народа», которая имела большой успех. Это рассказ о том, как простая, умная и уважаемая в своей деревне крестьянка, умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. Песталоцци затрагивает насущную проблему - уровень образования народа, который можно повысить в условиях организованной системы образования. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению педагога, должно быть передано матерям. для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.

Мать, по мнению Песталоцци, лучше всех способна постигнуть, что чувствует ее ребенок, к чему он способен, чего желает. Зная это, она может правильно, в соответствии с его природными особенностями, воспитывать малыша с младенчества. Песталоцци определил задачи, содержание, разработал методику первоначального воспитания в семье. Песталоцци полагал, что мать должна с раннего возраста развивать физические силы ребенка, прививать ему трудовые навыки, воспитывать в нем любовь к людям, вести его к познанию окружающего мира. Семейное воспитание должно быть направлено на гармоническое развитие всех природных данных ребенка.

Видя в матери основного воспитателя ребенка, Песталоцци тем не менее для детей, которые не могут получить в семье надлежащего воспитания, предлагал организовать при школах специальные классы. Работа в них должна строиться по типу первоначального семейного воспитания и коренным образом отличаться от того словесного обучения, которое господствовало в обычных школах того времени. Организацией этих классов Песталоцци хотел осуществить преемственность между дошкольным и школьным воспитанием.

За роман «Лингард и Гертруда» И.Г. Песталоцци был удостоен звания «гражданин Французской республики». Воодушевленный своим признанием, Песталоцци продолжил педагогическую деятельность. В 1798 г. в Швейцарии Песталоцци по поручению правительства организовал для беспризорных детей воспитательное учреждение - приют, в который было принято 80 детей в возрасте от 5 до 1 О лет. Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом. На отеческую заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью, что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания. Но вскоре в связи с военными действиями помещение приюта потребовалось для лазарета, и приют был закрыт.

Песталоцци с 1799 г. начинает про водить экспериментальную работу в школах г. Бургдорфа. Осмысливая свой опыт работы в сиротских приютах, И.Г Песталоцци пришел к мысли, что стремление детей к деятельности и развитие их природных сил требуют максимального упрощения приемов и методов обучения в начальной школе. Так, у него зародилась идея об элементарном пер во начальном обучении как инструменте развития личности воспитанника, которую он воплотил в теории элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к все более сложному.

Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое, трудовое, нравственное, умственное воспитание. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы достигнуть цели воспитания - развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, - это согласие с природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону. Каждому человеку необходимо целенаправленное воспитание, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества.

Центром воспитания человека является формирование человечности, деятельной любви к людям.

Физическое воспитание. Целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой физического воспитания детей - естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать.

Песталоцци считал физическое воспитание первым видом разумного воздействия взрослых на развитие детей. Простейшим элементом физического развития И.Г. Песталоцци считал способность к движению в суставах ребенка. На основе естественной гимнастики ребенка (игры, участие в домашних делах) он предлагал строить и систему школьной гимнастики. Предложенная им система упражнений в движениях суставов готовила ребенка к овладению будущими трудовыми операциями.

Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием.

Трудовое воспитание. Песталоцци предпринял попытку соединить обучение с производительным трудом. Дети занимались различными видами труда (ремесленнического, сельскохозяйственного). Во время работы, а также в свободные от нее часы, учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Трудовая деятельность способствовала развитию у детей способности к суждению, упражнению внимания, умения сосредотачиваться, была направлена на выработку таких личностных качеств, как трудолюбие, точность, скромность, правдивость, уважение к личному достоинству, создание правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил.

Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, бороться и т.п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические сипы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности.

Нравственное воспитание. Главная задача воспитания - сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнении в делах, приносящих пользу другим.

Первым элементом нравственности он считал любовь ребенка к матери. Постепенно эта любовь будет перерастать в любовь к близким и родным людям, а затем, когда ребенок окажется в школе, к учителю и школьным товарищам и, в конечном итоге, в любовь к своему народу всему человечеству, т. е. основу для нравственного воспитания он видел в разумных семейных отношениях, в любви и расположении друг к другу воспитателей и воспитанников.

Нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю.

Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным. Критикуя обрядовую религию, Песталоцци говорит о религии естественной, которую он понимает как развитие у людей высоких моральных чувств.

Умственное воспитание. Учение Песталоцци об умственном воспитании чрезвычайно содержательно и разносторонне, им выдвинута идея воспитывающего обучения.

Основная цель обучения - «возбуждение ума» детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработка умений логически мыслить, кратко выражать словами сущность усвоенных понятий, Процесс познания начинается с чувственных восприятий. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате 'наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждаюr в нем мысль и потребность говорить.

Обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний, а во-вторых, развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями».

Осуществить умственное образование детей Песталоцци стремился посредством системы специально подобранных для каждой ступени обучения и последовательно проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей.

Основными элементами знания И.Г. Песталоцци считал форму, число и слово и сводил элементарное обучение к умению измерять, считать и владению словом. В процессе обучения ребенок овладевает формой путем измерения, числом посредством счета, а словом благодаря развитию речи. Он разработал систему упражнений по формированию этих умений,
настолько упростив ее, что любая мать могла использовать ее, чтобы начать обучение своих детей.

Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться прав ильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.

Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехода от части к целому. Ребенку следует давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться. Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и практические навыки.

Разум, указывал он, всего лучше развивается посредством занятий, связанных с трудом и практикой, Он считал, что школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями, должна обязательно прививать им умение и навыки. От умения человека действовать, утверждал он, зависит возможность осуществления того, чего требует развитой ум и облагороженное сердце человека.

Умение действовать развивается специальными систематическими упражнениями, расположенными в порядке нарастающей трудности - «от навыка в крайне простых делах к навыку в крайне сложных».

Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он прежде всего должен искренне любить детей, считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога - дать учащемуся соответствующий материал, необходимый для упражнения этих сил. Это возможно только в том случае, если учитель будет строить все воспитание на основе знания физических и психических особенностей учащихся.

И.Г. Песталоцци впервые в педагогике создал и подробно разработал методику начального обучения родному языку, арифметике и географии. Эта разработка частных методик нашла широкое применение в начальной школе.

Задачей преподавания родного языка Песталоцци считал развитие речи ребенка и обогащение его словарного запаса. Он отстаивал звуковой метод обучения грамоте, что было крайне важно в его время, когда использовался буквослагательный метод. Песталоцци дал указания по увеличению словарного запаса детей, тесно связывая обучение родному языку с наглядностью и с сообщением элементарных сведений по естествознанию, географии и истории. Для приобретения навыков письма Песталоцци рекомендовал проводить предварительные упражнения в изображении прямых и кривых линий - элементов букв. Обучение письму Песталоцци связывал с измерением предметов и рисованием, а также с развитием речи. Большое внимание он уделял орфографической правильности письма в первые годы обучения.

Возражая против традиционной методики обучения арифметике, основанной на заучивании наизусть правил, Песталоцци предложил свой метод изучения чисел, начиная с элемента каждого целого числа - единицы. На основе наглядных представлений, сочетания и разъединения единиц он дает детям совершенно ясное понимание свойств и соотношений чисел. Многие арифметические понятия должны уясняться во время игр. От изучения единиц дети переходят затем к десяткам.

Песталоцци дал ряд указаний по преподаванию географии. Он ведет здесь своих учеников от близкого к далекому, от наблюдений окружающей местности в натуральном виде к более сложным: представлениям. Дети, знакомясь со школьным участком земли, со своей деревней, приобретают сначала элементарные географические представления, которые затем постепенно расширяются, и в итоге они должны получить представления обо всей земле. При этом к начальным представлениям следует постоянно возвращаться при изучении далеких стран. Песталоцци считал полезным соединение родиноведения с начатками естествознания. Он рекомендовал лепить рельефы местности из глины, а уже затем переходить к
карте.

Данные методики были изложены в сочинениях, вышедших в самом начале XIX: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности, или Наглядное учение 06 измерении», «Наглядное учение о числе» и др.

Песталоцци удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с традиционными приемами обучения, и власти предоставили ему возможность применить эту методику в более широком масштабе. В Бургдорфе была открыта средняя школа с интернатом и при ней отделение для подготовки учителей - институт - во главе с Песталоцци. В 1805 г. власти предоставили Песталоцци замок в Ивердоне, в котором он создал большой институт. Этот институт вскоре получил мировую известность. В нем учились более 100 учащихся из состоятельных слоев населения из многих стран - из России, Германии, Франции, Англии, Италии, Испании и др. стран. Институт посещали сотни выдающихся людей того времени. их восхищали достижения Песталоцци. Он стал гордостью Швейцарии.

Посвятив свою жизнь преобразованию системы народного образования, Песталоцци так и не увидел желаемого результата своего труда. Его учения использовались в интересах обеспеченных учеников, а не для детей и из крестьянских семей. Об этом он написал в своем последнем произведении «Лебединая песня» (1826).

В дальнейшем педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци, его теория гармонического, природосообразного развития сил и способностей детей, его теория элементарного образования, идея соединения обучения с производительным трудом оказали огромное положительное влияние на дальнейшее развитие теории и практики общественного и семейного воспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: