ФИНАНСОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА




Основы финансовой политики государства. Финансовая политика является составной частью и серд­цевиной экономической политики государства. Существуют два основных подхода к трактовке понятия финансовой по­литики. В широком смысле слова под финансовой полити­кой понимается деятельность законодательных и исполни­тельных (прежде всего правительства) органов власти государства по реализации интересов участников макроэко­номического кругооборота в сфере взаиморасчетов (денеж­ных, валютных, кредитных, налоговых, инвестиционных, сберегательных и других). Под сферой взаиморасчетов в данном случае понимается совокупность обеспечивающих их институтов, участников и элементов оборота платежных средств, определяющих передачу прав собственности как на возмездной, так и безвозмездной основе. Таким образом, понимаемая финансовая политика включает в себя все виды политики взаиморасчетов.

Исходя из широкой трактовки финансовой политики можно говорить о бюджетно-финансовой, кредитно-финансовой, инвестиционно-финансовой и других видах данной политики. В свою очередь, каждый из видов политики включает конкретные направления воздействия государства на определенные системы взаиморасчетов. Так, фискальная финансовая политика включает бюджетную политику, по­литику формирования государственных доходов и расходов и другие ее виды.

Финансовая политика государства является системой предпринимаемых им мер и применяемых инструментов в сфере взаиморасчетов в целях требуемого уровня реализа­ции основных макроэкономических показателей. Она вы­ступает в двух главных видах: как государственная бюд­жетная политика и денежно-кредитная политика.

Государственная бюджетная политика направлена на формирование национального дохода как реального финан­сового результата для образования оптимальных денежных фондов и бюджетов всех участников макроэкономики, включая и государственный бюджет. Ключевую роль в этом процессе занимает фискальная политика. Рациональной признается такая фискальная политика, которая способ­ствует стабилизации налогового бремени при устойчивом росте реального национального продукта. Государственная бюджетная политика должна обладать свойством гибкости и быть адекватной потребностям сдерживания или, если не' холимо, стимулирования экономического роста. Одновременно она должна сочетать начала дискреционной и автократической политики. В целом, результаты общей политики призваны обеспечивать через инструменты денежно-кредитного и бюджетного хозяйства своевременную поэтапно реализацию долгосрочных целей макроэкономического развития.

Государство обеспечивает реализацию бюджетных задач при помощи неналоговых поступлений. В этом случае центральное значение имеет политика займов. Однако эффективная политика займов, в конечном счете, должна содей­ствовать росту реальных доходов участников экономики и тем самым устойчивости доходной и расходной частей госу­дарственного бюджета.

Денежно-кредитная политика обеспечивает контроль го­сударства над предложением денежной массы (наличной и квазиденег). В современных рыночных экономиках денеж­ная масса имеет сложную природу и существует конкурен­ция различных эмиссионных центров платежных средств, обладающих неодинаковыми уровнями ликвидности. В та­ких условиях основное качество денежно-кредитной поли­тики заключается в нахождении способов изменения де­нежной массы до уровня, обеспечивающего формирование реального (неинфляционного) объема национального произ­водства.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Автоматическая политика. Бюджетное вытеснение. Государственная бюджетная политика. Денежно-кредитная политика. Денежные фонды. Дискреционная политика. Кривая Лаффера. Политика займов. Политика корректировки государственного бюджета. Рестриктивная монетарная политика. Рестритивная фискальная политика Финансовый национальный доход. Финансовая политика. Фискальная политика. Экспансионистская монетарная политика. Экспансионистская фискальная политика.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что представляет финансовая политика?

2. Назовите виды финансовой политики.

3. Приведите примеры политики бюджетных расходов.

4. Дайте определение денежным фондам.

5. Приведите примеры государственной внебюджетной по­литики.

6. Охарактеризуйте способы взаимодействия государ­ственных и негосударственных финансов.

7. Как формируется финансовый национальный доход?

8. Какие цели преследует политика корректировки госу­дарственного бюджета?

9. По каким причинам образуется дефицитный государ­ственный бюджет?

10. С помощью чего можно скорректировать активное сальдо федерального бюджета?

11. Раскройте содержание фискальной политики.

12. Изобразите графический вид кривой Лаффера. Какие точки (координаты функции) являются наиболее суще­ственными в анализе последствий фискальной политики?

13. В чем состоит смысл дискреционной политики?

14. Какими обстоятельствами определяются периоды сме­ны политики сдерживания на политику стимулирования экономического роста?

15. Раскройте последствия рестриктивной фискальной политики.

16. На что направлена политика займов?

17. Чем определяется основная модель политики займов?

18. Что называется бюджетным вытеснением?

19. Какова основная цель денежной политики?

20. По каким причинам существует эмиссионная (платеж­ная) макроэкономическая конкуренция?

21. Назовите основные инструменты денежной политики.

22. Каковы цели рестриктивной и экспансионистской мо­нетарной политики?

23. Запишите линейную модель соотношения процентных приростов основных факторов, определяющих возможности монетарной политики.

24. Каковы последствия изменения учетной ставки на кредитную массу в экономике?

25. Раскройте смысл операций государства на открытом рынке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: