Право в системе соц. Регуляторов




Социальное регулирование может осуществляться в правовых, моральных, эстетических, оргнизационно-технических, формах.

Социальные регуляторы можно выделить нормативные и ненормативные регуляторы. К нормативным регуляторам относятся правовой, моральный, религиозный, юридико-технический и нормативно-технический, групповой регуляторы и деловой обычай.

К ненормативной регулятивной системе относится ценностный, директивный и информационный регуляторы, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний.

Ценностный регулятор – это поведение при помощи определенной системы ценностей, социально-психологических установок. Он проявляется прежде всего в культуре, играющий регулирующую роль.

«Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной общности, общества в целом. Ценность определяется не свойствами объекта как такового, а его вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. По внешней форме различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; по содержанию – положительные и отрицательные ценности (антиценности)».

Информационный регулятор – это публичное распространение сведений об определенных лицах и событиях, которые играют отрицательное либо положительное значение в формировании их облика на массовом уровне и создают стереотипы поведения. Не случайно СМИ называют «четвертой » властью.

Директивные регулятор – это способ воздействия вышестоящего государственного органа, должностного лица на нижестоящего, основанный на приказе, директиве, указании определенного поведения конкретным адресатам (политические обращения, заявления, программы партий, приказ начальника и т.д.). Он требует не обсуждения, а неукоснительного исполнения.

Социальный институт предсказаний – это регулирование, основанное на пророчестве, предположении в предвидении событий на основе видения судьбы, божьего промысла, расположения звезд, особых примет и т.д.

Право, во всяком случае, на формальном уровне, одинаково защищает и оберегает интересы всех членов общества. Поэтому оно выступает в роли регулятора всей социальной системы в целом. Кроме того, право в современном обществе является своего рода метарегулятором социальной жизни, поскольку в силу своего всеобщего характера регулирует действие других регуляторов. Правовое общество, то есть общество, где право в полной мере стало всеобщим регулятором, характеризуется его доминированием над всеми другими социальными регуляторами. Этому состоянию общества соответствует такой уровень развития правосознания, когда правовой способ разрешения разнообразных социальных конфликтов признается единственно возможным. В противоположность этому в обществах переходного типа, не достигших стадии правового государства, ситуация иная, что обусловлено длительным господством традиционно иного соотношения права и морали как социальных регуляторов.

 

12.Понятие и признаки государства.

Государствоэто особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю ее территорию, располагающая в этих целях специальным аппаратом управления и принуждения, издающая обязательные для всех веления и обладающая суверенитетом.

 

1) Территория. Это пространственная основа государства. А) земная поверхность б) водная поверхность (реки, озера, искуст. водоканалы, моря {12 морских миль от берега территория государства морские пояса}макс.250 мор.миль) в) воздушное пространство 90-100 км стратосфера граница государства там заканчивается г) Недра-часть территории гос-ва, находится под земной корой, представляет собой конус.д) дипломатические представительства: 1) посольства и 2)консульства (дипломатический иммунитет); е) суда и корабли (воздушные, морские, космические) действующие под официальным флагом, их территория это территория того гос-ва которое они представляют. Выд-т 3 объекта которые не относятся к территории ни одного гос-ва (194 гос-ва): 1.южный полюс Антарктида (1905 г)-запрещена добыча полезных ископаемых и т.д.2.открытое море – 350 м.миль от берега-мировой океан.3. космическое пространство, включающее косм.тела,планеты, спутники, звезды и т.д.

2) Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. Граждане,лица без гражданства(апокриды), с 2 гражданством(бипокриды), ин.граждане.

3) публ.власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей. Власть-способность и возможность одного человека преломлять волю другого.

4) гос.аппарат –совокупность гос.органов. 1.аппарат управления и 2.аппарат принуждения

5) суверенитет - Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. а) независимости государства вовне;б) верховенства государства внутри страны.

6)фин.система – денежная система, бюджет, налоговая система

7) Право. Это система общеобязательных правил поведения.

8) Наличие гос.атрибутов или символики(гос.герб,гос гимн,гос флаг)

Сущность государства

Важное место при характеристике государства отводится и вопросу о его сущности. «Сущность» как философская категория ха­рактеризует то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явле­ние самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть, и становится другим явлением.

По поводу сущности государства высказаны различные мнения. Наиболее распространенными являются два подхода – классовый и общесоциальный. Классовый подход рассматривает государство как орудие подавления, насилия одного класса над другим. «Государство, – утверждал Ф.Энгельс, – есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим». «Государство, – считал он, – есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом»). Такой подход ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.

Напротив, сторонники общесоциального подхода рассматривают государство как средство достижения социального компромисса, направленное на решение общезначимых задач. Любое государство выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.

Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

Пытаясь интегрировать оба подхода, можно говорить о двуединой общесоциальной и классовой сущности государства, и с этих позиций государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Функции государства

Функции- осн.направления гос.деятельности по достижению целей и решению тех задач, которые стоят перед гос-м

Разновидности функций: общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и клас­совые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер).

К внутренним функциям современного российского государства в литера­туре (Л.А. Морозова) относят следующие:

- функцию обеспечения народовластия;

- политическая ф-я предп-т формирование легитимной, компактной и эффективной системы управления жизни общества, посредством чего гос-во создает соответствующие механизмы;

- экономическая пред-т выработку экономической стратегии, регулирование рыночной стратегии

- финансовая – регулирование денежного оборота, налоговая система

-соц.ф-я – справедливое распределение матер.благ, поддержка науки, культуры и искусства и т.д.

- правоохранительная- равенство всех перед законом и судом. Принцип формального равенства – равный набор прав и обязанностей

- экологическая ф-я-прописана в конституции РФ(ст58) – забота об охране природы и окр.среды

- функцию охраны прав и свобод человека и гражданина.

К внешним функциям(деятельность гос-ва на международной арене):

- взаимовыгодное сотрудничество с др.гос-ми

- отстаивание собств.нац.интересов

-Функция защиты граждан находящихся за предлами гос-ва

- ф-ия интеграции в мир.экономику

- ф-я нац.обороны – укрепление обороноспособности, и т.д.

- ф-я поддержания мир. правопорядка, деятельность по сохранению итра, предотвращению войны, борьба с терроризмом и т.д.

- ф-я участие гос-ва в решении глобальных проблем современности

А) объективный х-р – освоение космоса, развитие единого информационного пространства

Б) экологические проблемы

(временный характер функции)

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, при­знаков. Типология может рассматриваться как разновидность классифика­ции, которая включает в себя:

а) исследование оснований деления на типы;

б) характеристику самих типов.

Основными подходами к типологии государств являются формационный и цивилизационный подходы.

В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономи­ческая формация» (почему подход и назван «формационным»), которая при­звана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производст­венных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории.

В марксизме выделялось пять об­щественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельчес­кая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Тем из них, которые были классовыми (рабовладельческой, феодальной, буржуазной и первой стадии коммунистической формации - социализму), соответствовал свой историчес­кий тип государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социали­стический.

В своей основе формационный подход к типологии государства является достаточно продуктивным, раскрывая ту закономер­ность, что государства, базирующиеся на одном и том же типе экономической структуры общества, обладают характерным набором общих признаков (госу­дарства, независимо от времени их существования и места дислокации, осно­ванные на одном и том же типе базиса, будут однотипны в своих принципиаль­ных характеристиках).

Вместе с тем в учебной литературе обращается внимание и на рад недо­статков формационного подхода как следствие его догматизации. К таким не­достаткам, в частности, относят:

- однолинейность в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа государства другим (что не отвечает реальному ходу истории с его многообразием путей и форм госу­дарственного развития, с цикличностью этого развития, возможностью воз­вратных процессов при смене типов государств);

- игнорирование азиатского способа производства, для которого характерны:

а) общественная собственность на землю и коллективный труд;

б) государственная собственность на средства производства;

в) господствующий класс в лице чиновничества, для которого основной «собственностью» является власть;

- деление исторических типов государства на эксплуататорские — рабовла­дельческий, феодальный, буржуазный и антиэксплуататорский - социалисти­ческий;

- характеристика социалистического типа государства как исторически последнего и высшего исторического типа государства;

- умаление роли культурно-духовной жизни общества в развитии и типо­логии государственности, ее ограничение кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы антагонистических классов.

В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский). Само это понятие характеризуется по-разному. На­пример, проф. Венгеров определяет цивилизацию как «социокультурную си­стему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельно­сти в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интеграцию через создание регули­руемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей».

Вообще основное предназначение термина «цивилизация» видится в том, чтобы обозначить тип культуры. Отсюда и в понимании цивилизации следу­ет исходить из понимания культуры. С этих позиций цивилизацию можно определить как своеобразную и це­лостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обес­печивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека.

Основные принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны выдающимся английским историком А.Тойнби, который выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, дальневосточную, арабскую, иранскую, сирийскую, мексиканскую и др., и провел, таким обра­зом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной за­дачи производить на этой основе типологию государства.

Если выделять тип государства применительно к каждой конкретной ци­вилизации, то типологии может и не получиться. Для этого следует, видимо, учитывать типы цивилизаций.

Цивилизационный подход к типологии государства является, по всей ве­роятности, перспективным, однако на данный момент он находится в стадии становления и в учебной литературе четкого деления государств на типы по этому критерию не проводится.

В литературе правильно отмечается, что в типологии государств следует учитывать как цивилизационный подход, так и формационный.

16.!Монархия как форма правления: понятие и виды. Монархия в современном мире.

Форма правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения компетенции между ними. Форма правления характеризует степень участия населения в формировании системы государственной власти. Форма правления показывает, кто управляет государством, кто стоит во главе его.

В настоящее время в теории государства выделяют две формы правления - монархию и республику.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит одному лицу, занимающему свою должность по законам престолонаследия.

Признаки монархии:

· Единоличный глава государства - монарх (царь, король, император, эмир, шейх, султан и др.);

· Бессрочный (пожизненный) характер власти. Монарх ни прямо, ни косвенно не избирается населением.

· Передача верховной власти по наследству по законам престолонаследия. При этом воля народа (избирателей) не учитывается. Таким образом, источником монархической власти выступает не народовластие, а традиция, подчас религиозно освященная.

· Юридическая неприкосновенность, неподсудность монарха. Монарх не несет ответственности за свои политические действия.

· Монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиций и поколений, представляет государство на международной арене.

· Религиозная, божественная основа монархической власти. Монархические ритуалы, как правило, сопровождаются церковными действиями.

Типичные черты монархической формы государственного правления:

а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;

б) династическое наследование верховной власти;

в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;

г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»);

д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные ~ восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента - законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. Примером абсолютной монархии в настоящее время является Саудовская Аравия. Такой монархией долго была Российская Империя (до издания царем законов 1906 г.). Абсолютной монархии присущ авторитарный режим.

Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления бур­жуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бель­гии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме. Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентар­ной.

В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. (При этом, однако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.) Такой монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время - Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: