ДИКОСТЬ потребление и присвоение | ВАРВАРСТВО завладение и накопление | ЦИВИЛИЗАЦИЯ производство - обмен | КУЛЬТУРА знание / умение | ПРЕОБРАЖЕНИЕ творчество и созидание |
Вещь/ Предмет | Образ /идея | Идеат – научный Предмет | Идеал - осознанный предмет | Дух – постигнутая энергия/синергия – Истина |
Цель/ польза (utilita) | Средства (instrumentia)/ процедура, стандарт | Способ - механизм/ процесс, техника | Метод / методология творение – operatio, операция | Принцип / основные начала, искусство –технология |
Слово / термин, черты, очертания | Понятие / свойства, характер, характеристика | Категория /признак критерий | Феномен (явление)/ ноумен (бытие) | Концепт - зачатие этимон- происхождение |
Форма / Формула | Содержание / структура | Сущность - substantio, essentio конструкция | Смысл/ мысль subsistentio, intentio система/ архитектоника | Квинтэссенция - пять сущностей, энергий структурирование |
Ум – ноус, не осознанное чувство | Разум – ratio, френос, отделен от чувства | Рассудок- intellectio (ratio + intuitio) разум и 6-е чувство | Мышление/cogito -сознание и cognitio - познание | Мудрость - sapiensi – ведение, знание |
Умозаключение | Суждение - kritika | Рассуждение - критерий | Осмысление – оценка | Постижение – признание |
ПАРАДИГМА ОПРЕДЕЛЕННОСТИ (начало берет в ионийской философии Анаксимандра, Платона, и Аристотеля и Демокрита, её продолжатели в эпоху становления Греческих Полисов. В Риме и раннем средневековье в философии стоицизма. В эпоху Христианства – Плотин. Эта парадигма в средние века в трудах Фомы Аквинского, в новое время (XV-XVIII века), нашла отражение в теориях Ньютона, Декарта, Лейбница. Впоследствии в учениях немецких философов Канта, Фихте, Гегеля. В последние века Шопенгауер, Ницше,.её последними выразителями стали Эйнштейн, постмодернисты, К. Поппер, для которых истина – абстрактное понятие, всегда относительна, а научные данные только тогда истинны, если они опровержимы, фальсифицируемы). Для этой парадигмы крайним допущением является определенность Времени. Сущность этой парадигмы Разделение и Неравенство. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА: ЗАКОНЫ 1. Все связано, зависимо, подчинено – иерархия:высшее/низшее, большее/меньшее и т.д. (количественные отношения, математические уравнения и формулы). Энергия притяжения, линейная динамика и т.п. 2. Формальная и символическая логика: причинно-следственные связи, детерминизм (изменчивость) и эволюционизм, исключение третьего (или/или), боязнь противоречий (омонимия) и их недопустимость. Способ «познания»: исследование, наблюдение и эксперимент: доказательство: аргумент- довод и факт, результат: подтверждение или опровержение. 3. Случайность (невозможность предвидеть) или необходимость:разделение материального и идеального,единственное реальное «бытие» заключено в явлении – феномене. Для этой парадигмы:характерно обыденное – идеологизированное (догма) или религиозно – мифологическое (миф, догма) сознание, разделение разума и чувств, ибо иного не дано: - верю, ибо знаю; - знаю, ибо Верю. | ПАРАДИГМА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ (начало берет в италийской философии, её родоначальником считают Пифагора. Его последователем и развивающим его идеи можно считать Эпикура. Эта парадигма в эпоху раннего Христианства нашла отражение в идее Православия (Ортодоксии). В Европе в Средние века в учениях Петра Абеляра, Уильяма Оккама, Боэция. В эпоху Возрождения воплотилась в личностях Леонардо да Винчи, Бенедикта Спинозы, в эпоху Нового времени Шеллинга, Фейербаха, Маркса, Фрома. В науке в последнее столетие эта парадигма нашла воплощение в концепциях Бора, Гейзенберга, Планка, а также является современной парадигмой имеющей огромный творческий потенциал. Эта парадигма утверждает: Истина всегда Конкретна). Для этой парадигмы неопределенно пространство и время, как бы сжимается. Сущность этой парадигмы Единство и Равновесие. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА: ПРИНЦИПЫ 1. Всё взаимосвязано, взаимозависимо – равенство и равновесие:отсутствие высшего/низшего как количественного отношения, замена его качественным отношением – уважением: достоинства и достатка, синергии. 2. Диалектическая, системная и концептуальная логика:динамическое равновесие, изменчивость в развитии, революция сознания, принцип скачка (в сознании), дополнение третьим,выявление, обострение иразрешение противоречия (эквивокация).Способ познания: откровение -постижение и признание Истины, критерий которой практическая Жизнь. 3. Потенциальная возможность (возможность предвидеть) и необходимость:единство материального и идеального,проектирование и моделирование ситуаций.Реальное бытие – ноумен/этимомен /концепт. Для этой парадигмы:характерно научное – мировоззренческое или религиозное (канон, писание)сознание, единство разума и чувства, ума и сердца: рождение рассудка и мышления, путь к мудрости и премудрости. - знаю/ведаю, ибо Верую; - Верую, ибо не сомневаюсь; - Знаю, ибо сомневаюсь. |
В ПАРАДИГМЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: Материя –объективная реальность (действительное), данная нам в ощущениях (органами чувств) Сознание–свойство высокоорганизованной материи, способной воспринимать (apperceptio) объективную реальность через ощущения: процесс (cogito), а также субъективная реальность, полученная в восприятии через данные объективные ощущения: результат – познание (cognitio). Дух – субъект –объектная потенциальная Сила (мощь), вскрывающая Смысл и постигающая Истину всех уровней Бытия: ясно и точно – конкретно. 1. Осознание – действие высокоорганизованной материи – мозга Человека, с помощью восприятия (апперцепции) через ощущение (перцепцию) определять положение во времени, пространстве, по кругу лиц (окружающих людей) и предметов (вещей). 2. Познание –действие Человека: его мозга и интуиции (intuitio - броска мысли) – шестого чувства, как способность и результат откровения смысла: отделения ложного от Истины и Фикции. Цель – поиск истины, Результат – откровение и Признание Фикции. 3. Постижение –результат творения (действия) Человека мудрого (sapiensi) – Истинного по природе Богочеловека, способного достичь состояния «просветления» – Фаворского света – Истины Бытия во всех его ипостасях, всего Сущего и пойти по пути Преображения Себя и Окружающего мира. |
Таблица постижения Откровения св. Иоана Богослова. Откровение (апокалипсис): «ТВОЙ ДОМ ВНУТРИ ТЕБЯ»