Крещение Руси и влияние христианства на развитие педагогической мысли восточных славян.




На рубеже VIII-IX в. возникло раннефеодальное государство Русь с центром в Киеве (названия государства, преобладавшие в литературе в разное время «Древнерусское государство», «Древняя Русь», «Киевская Русь», «Киевское государство»), просуществовавшее до монголо-татарского нашествия (XIII-XV вв.), переживая с середины XII в. состояние раздробленности и распада на полтора десятка княжеств.

Важным историческим и социокультурным событием Киевского государства стало крещение Руси.

В «Повести временных лет» - первой русской летописи, описан долгий и нелегкий путь обращения князя Владимира в крестителя Руси, который начинается с его выбора веры. От выбора Князя Владимира зависела не только его собственная судьба, но и вся дальнейшая история его рода, народа, государства.

В «Повести...» описано как византийский проповедник весьма искусно преподал Владимиру главный урок - основное содержание священной истории: от сотворения мира до пришествия Христа. Владимир отпустил грека с дарами, Князь вместе с духовенством совершили принятие Христовой веры и крещение киевлян и всей Руси в 988 г. В ходе крещения Руси была установлена власть православных епископов, подчиняющихся киевскому митрополиту.

Крещение Руси коренным образом изменило всю дальнейшую судьбу русского народа. В основу «жизнечувствия» Руси были положены идея общей земли и общая православная вера.

Выбор веры в пользу православия определил и выбор характера образования. Расцвету школьного дела в Киевской Руси способствовало Византийское влияние. Русь переняла от Византии образец монастырской образованности, негативно относящейся к светским знаниям.

Князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священнослужителей, стал брать детей знатных лиц (главным образом своих дружинников) и отдавать их «на учение книжное». это первое официальное свидетельство о начале систематического обучения в Киевской Руси, которое содержится в «Повести временных пет».

Священники вместе с князем Владимиром проповедовали христианскую веру среди населения Руси. По данным «Хроники» епископа Титмара, уже в 1О18 г. в Киеве насчитывалось более 400 церквей. Вместе с христианским вероучением появились новые законы, суды, училища. Церковь принесла на Русь и начала византийской культуры, науки и просвещения.
При церквях И монастырях создавались первые училища, впоследствии именуемые по-гречески «школами», их распространению способствовали многие образованные князья.

В 1028 г. князь Ярослав Мудрый (сын Владимира) в Новгороде собрал «от старост и поповых детей 300 учити книгам». Князь Ярослав активно содействовал распространению на Руси просвещения и подготовке русских священнослужителей. Собрав солидную библиотеку греческих книг в соборе св. Софии в Киеве, просвещенный властитель распорядился перевести рукописные книги с греческого на славянский. При дворе князя Ярослава существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени - Писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники: и философы. С целью освоения книжной мудрости Ярослав открывал школы в Киеве, Новгороде, Переяславле, Суздале, Владимире, Муроме, Ростове и др. городах.

Эта традиция будет продолжена и в дальнейшем. Смоленский князь Роман Ростиславович (XII век) организовал ряд школ. Он был «весьма учен во всяких науках и к учению многих людей понуждал, устрояя на то училища, и учителей греческих и латинских содержал своей казною...».

Галицкий князь Ярослав (XII век) открывал училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях. За свою рачительность он получил прозвание Осмомысл (т.е. думающий за восьмерых).

Принятие христианства способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию литературы и письменности, становлению определенной системы философской, общественно-политической, этической и эстетической мысли.

В середине XI в. В Киеве возник Печерский монастырь (позднее Лавра), с которым связаны имена великих подвижников - прославленных духовных учителей, просветителей Русской земли. Игумен св. Феодосий Печерский прославился как автор поучений и посланий. С 7-летнего возраста этот будущий подвижник обучался в училище в Курске. Познакомившись в книгах с духовными подвигами монахов, юноша стремился к священному служению. Св. Феодосий преподносил урок христианского смирения по отношению к иностранцам и иноверцам. В монастыре вели подвижническую жизнь знаменитый врачеватель св. Агапит Печерский И многие другие монахи. С середины XI в. Киево-Печерский монастырь становится центром православия. В XII в. монастырь укрепляет свои позиции как центр веры, науки и культуры: здесь монахи составляли летописи, здесь написан сборник житий «Киево-Печерский патерик». Известна повышенная школа, организованная в Киево-Печерском монастыре для «книжного учения» монахов. Долгие годы в обители действовала школа, известная своими славными учителями и достойными выпускниками по всей Руси.

В конце XI в. В одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XIII в. также было учреждено женское училище.

На основании этих данных можно считать, что в Киевском государстве в X-XIII вв. при церквях и монастырях учреждались школы и училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. В монастырях появились библиотеки, книги бережно хранились, переписывались. По содержанию их делили на три группы: богослужебные, религиозные читальные, полусветская и светская литература.

Стоит отметить, что распространению христианского просвещения и культуры предшествовал ряд предворявших важнейших исторических событий. В первую очередь это создание в 863 г. славянского алфавита выдающимся византийским философом, проповедником, ученым, снискавшим признание среди многих народов св. Кириллом и его братом Мефодием. Кириллический алфавит, созданный на основе греческого уставного письма, первоначально состоял из 43 букв. Кириллица лежит в основе ряда славянских алфавитов (русского, украинского, белорусского, болгарского, сербского и др.), а также в основе алфавитов многих народов СНГ. Буквы кириллического алфавита использовались на Руси до начала XVIII в. также для записи чисел. Кирилл впервые перевел на славянский язык Евангелие апракос (сборник из евангельских текстов, читающихся во время богослужения), а также создал «Проглас», первый крупный оригинальный поэтический текст на славянском языке, и «Написание о правой вере», положившее начало созданию славянской богословско-философской терминологии. Братья перевели на славянский язык Псалтырь и текст литургии истали совершать богослужение на славянском языке в Великой Моравии. Православная церковь именует Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учителями Словенскими.

 

_ Христианская культура, благодаря усовершенствованию азбуки (кириллицы), созданной на основе греческого алфавита и с учетом фонетической системы древнеславянского языка, получила распространение через новую систему обучения, нацеленную на приобщение к книжности, необходимой для овладения христианскими истинами. Все это имело огромное педагогическое значение, позволяло организовать обучение грамоте на славянском языке, достаточно близком к диалектным говорам, использовать в воспитании детей произведения устного народного творчества, обеспечить распространение грамотности в различных социальных слоях населения.

В 1054 г. происходит разделение Церкви на православную и католическую, что способствовало росту враждебного, настороженного отношения к католицизму, перенесенного и на западноевропейскую культуру, Как следствие, в Московской Руси она оказалась невостребованной. Позже, когда Византийская империя заключила унию с Католической церковью (1439), это отношение распространилось и на позднюю византийскую культуру. В результате на Руси оформился особый, замкнутый культурный мир, отличающийся языковой изолированностью и религиозной нетерпимостью. Латинский и греческий языки не получили развития в качестве «языков богослужения и науки». Древнерусское государство не унаследовало ни традиций античного образования, ни систему светского воспитания, сложившуюся в Византии.

На протяжении X-XI вв. письменность проникла во все слои населения. Князья и церковь стали распространять в народе переводные сборники поучений, в которых имелись статьи и изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных источников. Учебными книгами служили: азбука, часослов и псалтырь. Часослов представлял собой сборник ежедневных молитв и обрядов, совершаемых верующими в разное время дня. В псалтыри были собраны различные религиозные песнопения - псалмы.

Детей учили чтению, письму, пению. Главным методом обучения было много разовое вдумчивое чтение текста. Такое чтение сопровождалось комментированием и объяснением содержания прочитанного учителем ученикам. В процессе обучения важную роль играли переводные жития святых, прологи (церковно-обучающий сборник, который читался на протяжении года), четьи-минеи (предназначенные для чтения в течение месяца, а не для богослужения книги житий святых православной церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» (длящийся месяц)).

Воспитание также соответствовало христианским идеям. Рекомендовалось воспитывать у детей чувство страха перед богом, беспрекословное повиновение воле старших духовенства и правителей. Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов. Утверждая, как и католическая религия, что природа человека греховна, право славная религия рекомендовала также в качестве одной из мер воспитательного воздействия физические наказания, которые якобы должны были искоренять в детях злое начало.

Главным очагом воспитания и обучения была семья. Воспитание осуществлялось с раннего детства в соответствии со сложившимися в каждом сословии традициями. Начальное образование получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспитание. Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учителей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию. Основы христианского вероучения распространялись в народе устным путем или через деятельность духовенства. Родители также должны были воспитывать детей в строгости и «страхе Божием», Педагогические усилия направлялись на нравственное и духовное совершенствование человека.

В Русском государстве в XI-XII вв. появился ряд рукописных сборников, переводных и оригинальных, среди которых имелись тексты и высказывания педагогического содержания. В палеях, наиболее читаемых библейско-апокрифических сборниках, имелись рассказы по естествоведению и истории. Переводные с греческого сборники «Физиологи» и «Бестиарии» включали рассказы о животных, птицах, минералах. В «Пчеле», сборнике исторических сюжетов, - изречения античных авторов: Аристотеля, Диогена, Сократа, Плутарха, Пифагора, Ксенофонта, Софокла, Еврипида. Русский перевод «Пчелы» содержит главы «О учении и о беседе» (гл. 15) и «О любомудрии и о учении детий» (гл. 17). В древнейшей переводной книге «Златоструй» представлены избранные творения греческого церковного писателя и проповедника Иоанна Златоуста (347-407) - знаменитого проповедника, занимавшегося нравственным просвящением народа и благотворительностью.

19.3. «Поучение Владимира Мономаха детям» - педагогический памятник X-XII вв.

В XI-XII вв. появляются своеобразные руководства по семейному воспитанию, имевшие хождение среди определенной части русского населения. Они назывались «Поучения» и обычно создавались священниками или образованными людьми. Адресовались «Поучения» детям, а родителями воспринимались как рекомендации к воспитательному воздействию. Со временем они стали одним из излюбленных жанров на Руси.

Литературно-педагогическим памятником начала XII в. является «Поучение Владимира Мономаха детям».

Владимир Мономах - русский государственный деятель, один из образованнейших людей Киевской Руси. Он про славился как человек необыкновенно деятельный и целеустремленный. Его поучение проникнуто заботой об укреплении могущества государства, о развитии культуры. Владимир Мономах обращается прежде всего к своим детям и детям князей и княжеской власти, он пишет, чтобы они были мужественными и отважными, честными и справедливыми, не злоупотребляли властью, отличались благочестием.

Он давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми людьми и храбрыми воинами. Владимир Мономах настоятельно указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу, быть гуманными, отзывчивыми к другим людям, защищать сирот и вдов, не давать сильным губить слабого человека, к старым быть почтительными, к сверстникам - приветливыми, Богу надо угождать не отшельничеством, не монашеством, не постом, а добрыми делами. Владимир заботился о том, чтобы его дети росли преданными своей земле. Он стремился привить им уважение к образованию и книге, советовал им учиться, ссыпаясь на своего отца, который знал пять языков и за это имел от чужих земель большой почет.

Основным методом воспитания он считал пример, особенно отца, которому следовало подражать как образцу. Владимир Мономах высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика таких качеств, как трудолюбие, уважение к старшим, религиозность, милостливость по отношению к бедным.

Важнейшей задачей воспитания Мономах считал внушение детям страха перед богом и духовенством, приучение их строго выполнять обряды право славной церкви. Он писал также о воспитании у детей любви к ближнему и других нравственных качеств, соответствующих требованиям христианской морали.

Выдвигая религиозное воспитание на первое место, Владимир Мономах вместе с тем думал о земной жизни. Он призывал детей, помолившись богу, приниматься за выполнение житейских обязанностей. Князю, говорил он своим детям, нельзя полагаться ни на слуг, ни на воевод: ему нужно самому входить во все дела, в походах и сражениях быть впереди своего войска.

Князья нуждались в том, чтобы из их детей вырастали руководители государства, умеющие организовать победу над военными противниками, управлять подвластным народом, следить за тем, чтобы население выполняло установленные порядки.

Приведем некоторые заповеди Владимира Мономаха, изложенные в тексте «Поучения...»: «Дети мои или кто иной, прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это начало всякому добру.

Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и Царствия Божия не лишиться: покаянием, слезами и милостынею. Не тяжкая это заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел. Ни одичество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди; не так важны, как эти три дела...

Послушайте меня, дети мои. Если не все наставление мое примите, то примите хоть половину. Пусть Бог смягчит ваше сердце: пропивайте слезу в грехах ваших, говоря: «Как разбойника и мытаря помиловал Ты, Господи, так и нас грешных помилуй».

Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду.

Ни правого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.

Старика почитайте как отца, молодых - как братьев.... Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь.

В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами; чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и обедом.

Когда проезжаете по чужим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас».

«Поучение Владимира Мономаха детям» свидетельствует о высоком уровне культуры и развитии педагогической мысли на Руси в период существования Киевского государства.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: