ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 3 ЛЕТ




Где мои детки

Задачи. Расширять знания детей о домашних животных и их детенышах; закреплять и активизировать словарь (теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок); продолжать развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой и активной речи; закреплять звукоподражание; воспитывать доброту, заботливость.

Материал. Игрушки-животные: корова — теленок, коза — козленок, лошадь — жеребенок.

Содержание игры. Животные-игрушки: в коробке — мамы, и за ширмой — детки.

Помощник воспитателя сообщает, что в углу в коробке кто-то плачет. Воспитатель предлагает детям узнать, что же там случилось: «Пойдемте, ребята, посмотрим. Кто это?» (Дети называют животных.) Воспитатель изображает разговор с игрушками и сообщает, что это мамы, они потеряли своих деток, детенышей; спрашивает, куда же убежали детки. Предлагает мамам найти своих деток.

Побуждает детей спросить у мам, как зовут их деток, какие они, позвать их (подсказывает, называет, дает образец). Например, корова: «Му, у...у... своего теленка я ищу!» Лошадь: «Иго-го-го, мой жеребенок далеко!» Коза: «Ме-е-е, иди, козленок мой, ко мне!» (или: «Козлятушки-милятушки, идите ко мне»). Дети повторяют: называют, зовут детенышей (упражнение в звукопроизношении).

Дети ходят по группе, ищут детенышей, находят за ширмой. Воспитатель говорит: «Ах, вот где спрятались детки! Наверное, потерялись, да?» «Да, да!» — отвечают детки.

Далее воспитатель предлагает выбрать любую игрушку-детеныша, спросить, как зовут его маму, позвать ее (помогает ребенку, подсказывает, поддерживает и поощряет). Дети относят детенышей к своим мамам, те благодарят их за доброту и помощь. Педагог обобщает: «Молодцы, ребята, всем мамам помогли найти своих деток (детенышей). Теперь можно с ними поиграть».

Примечание. Предварительно дети знакомятся с понятиями «животные» и «детеныши» при рассматривании картинок.

Вариант игры. После 2 лет 6 месяцев можно увеличивать количество игрушек, сравнивать большие и маленькие игрушки; строить домики для больших и маленьких животных; самостоятельно играть.

Кто где живет

Задачи. Обогащать и закреплять знания детей о животных (где живут — домашние и дикие); учить различать и называть их; активизировать умение вступать в диалог, отвечать предложениями; делать выбор, сравнивать, поддерживать и поощрять инициативу и самостоятельность детей.

Материал. Петрушка, коробка с игрушками, дом из настольного театра (или из строительного материала), макеты деревьев.

Содержание игры. Петрушка приносит коробку с игрушками-животными и просит детей помочь разобраться, кто где живет, в лесу или дома.

Воспитатель говорит: «Животные заблудились, не знают, куда идти, давайте им поможем». Достает зайца и продолжает: «Зайка серенький сидит, и ушами шевелит, и нам что-то говорит... Спросите у зайца, откуда он к нам прибежал (или где он живет)». Ответ: «Из леса (в лесу)». (Работа над словоизменением.) Далее воспитатель спрашивает: «Какой заяц к нам прибежал? Какого он цвета? (Серого.) Какие у него уши, какой хвостик?» (Побуждает самостоятельные ответы детей, поддерживает, по необходимости помогает им.) Воспитатель обязательно обобщает: «Заяц серый. Уши у него длинные, а хвостик

короткий, маленький». Предлагает отнести зайца туда, где он живет: в лес или домой. (Если дети ответят неточно, заяц будет сидеть и никуда не пойдет до тех пор, пока ответы не будут уточнены.) Далее Петрушка показывает корову, которая мычит и спрашивает: «Му-у-у. Я тоже живу в лесу?» Затем спрашивает воспитатель: «Как вы думаете, ребятки, корова тоже в лесу живет?» (Стимулирует активность детей.) Обобщает: «Корова живет у людей, люди ее кормят, она дает молоко». Предлагает отнести корову в ее дом. Затем можно предложить самим детям (поочередно) брать следующую игрушку из коробки и спрашивать, где она живет. Взрослый учит детей задавать вопросы, помогает их сформулировать. Действия производятся со всеми принесенными игрушками. Одновременно идет описание игрушек, особенно с ярко выраженными признаками (рыжая лиса, у нее длинный пушистый хвост; медведь большой, у него толстые лапы, он идет, переваливается и т. д.). В конце игры можно спросить Петрушку, все ли зверюшки на своем месте (в лесу или в доме), а детей — правильно ли ответил Петрушка, похвалить их за то, что они помогли животным найти свой дом.

Примечание. Игра повторяется несколько раз; количество игрушек увеличивается. Также можно прочитать стихи про зверей.

Едем в лес

Задачи. Обогащать знания детей о диких животных, соответственно пополнять и активизировать словарь (названия животных; глаголы: «ходит», «рычит», «сидит», «прыгает»; предлоги: «в», «на», «под»); упражнять в произношении звуков [ч], [ш], [з], [ж]; развивать память и внимание, желание эмоционально откликаться на воспринимаемое.

Материал. Игрушки (медведь, лиса, заяц, белка, волк).

Содержание игры. Игру желательно провести на улице. Игрушки при этом заранее расставлены под кустами и деревьями.

Воспитатель предлагает поехать в лес на поезде: «Чу-чу-чу, я на поезде мчу, еду в лес, в волшебный лес, полный сказок и чудес». (Все вместе проходят вокруг участка, дети подпевают.)

Далее воспитатель продолжает: «Вот мы приехали в сказочный лес. Скажите: какие здесь деревья? (Дети поднимают руки вверх, показывая высокие большие деревья.) Давайте послушаем, как шумят листья на деревьях — «ш-ш-ш». (Повторяет вместе с детьми.)

Комары звенят — «з-з-з», а пчелы жужжат — «ж-ж-ж». (Дети повторяют.)

А кто же в лесу живет? Какие животные? (Подходят к берлоге.) Вот в берлоге... (Дети находят игрушку и называют: «Мишка».) Он ходит вперевалочку. Ест малину. Рычит. Как рычит медведь? (Р-р-р.)» (Ходят по лесу, ищут других зверей.)

Воспитатель загадывает загадку:

Серый и пушистый, в лесу живет,

Скачет — прыг-скок.

(Заяц.)

Спрашивает у детей: «Где заяц спрятался?» И сам отвечает: «Вот он сидит, в траве». Просит детей повторить, где сидит заяц, позвать его, принести. (Индивидуальные обращения.)

Далее воспитатель загадывает загадку:

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу, под кустом.

(Лиса.)

Спрашивает у детей, где живет лиса (в норе под кустом). Загадывает следующую загадку:

Ты не знаешь, Ходит по лесу

Кто зимой холодной Злой, голодный?

(Волк.)

Говорит: «Нет здесь волка, вот и хорошо!»

Обращает внимание на дерево, где сидит белка, произносит следующие слова:

В лесу на дереве дупло, Устроила хороший дом

Там хлопотунья белка Своим малюткам деткам.

Просит детей сказать, где живет хлопотунья белка, где ее дом. (Дети показывают, поднимают руки вверх — белка живет высоко на дереве.)

В конце игры воспитатель спрашивает: «Какие животные живут в лесу?» Обобщает: «Дикие животные (дикие звери) живут в лесу». Затем все едут обратно в детский сад и поют: «Чу-чу-чу...»

Примечание. Игру можно проводить неоднократно на участке и в группе, вводить элементарные описания животных, давая ответы на вопросы: «Какая лиса?», «Какой медведь?» и т. д. Необходимо побуждать и поддерживать самостоятельные игры детей.

Кто что любит

Задачи. Расширять знания детей о том, чем питаются животные; активизировать соответствующий словарь: «морковка», «капуста», «репка», «яблоко» и др.; учить употреблять слова в разных грамматических формах («морковкой», «капустой» и т. д.); развивать внимание, сообразительность, речевую активность; поддерживать желание общаться друг с другом; воспитывать заботливое отношение к животным.

Материал. Игрушки (заяц, петух, коза, свинья, ежик), корзинка с муляжами овощей и фруктов.

Содержание игры. Воспитатель обращается к детям, сидящим перед ним полукругом на стульях: «Послушайте, ребятки, какую я вам сказку расскажу:

Как на нашем огороде овощи созрели.

Первым зайка прискакал —

И морковку он достал. (Изображает все действия с

А козе листы капусты животными.)

Показались очень вкусны.

Петух в огород пришел —

Он горошинку нашел.

Свинка землю носом рыла

И про репку не забыла.

Ежик в огород пришел —

В травке яблоко нашел.

Приходи, лесной народ,

К деду с бабой в огород.

Всем еды достанется

И на зиму останется».

По ходу рассказывания сказки воспитатель предлагает отдельным детям достать из корзинки названный овощ или фрукт. Спрашивает у малышей, что они достали, хвалит за правильность выбора.

Затем воспитатель предлагает детям покормить животных, ставит их перед необходимостью выбора, спрашивает, кого они хотят покормить. Например: «Таня, кого ты хочешь покормить? (Козочку.) Что любит козочка? Что ты ей дашь?» (Капусту.) Ребенок изображает действия с игрушкой. Вопрос к другим детям: «Чем Таня кормит козу?» (Капустой.) Воспитатель стимулирует хоровые и индивидуальные ответы детей, поощряет их вопросы. Например: «Спроси у козочки: вкусная капуста?» Далее ребенок берет петушка, говорит, чем будет его кормить, достает из корзинки горох, кормит. Можно задать следующие вопросы: «Что любит петушок?», «Чем Саша кормит петушка?», «Как петушок клюет горох?» (Дети стучат пальцами.) Такие действия производятся со всеми игрушками. В конце воспитатель обобщает: «Молодцы, ребятки! Всех покормили, никого не забыли!»

Примечания. Действия детей можно сопровождать словами из сказки-стихотворения, они быстро их запоминают, могут использовать в самостоятельной игре. С целью развития воображения желательно дать для игры предметы-заместители. После игры можно спросить детей, какие животные есть у них дома и чем они их кормят. Обязательно поощрять каждого малыша: говорить, как хорошо, что он сам рассказал, что сам кормит свою кошку и т. д.

При повторном проведении игры можно дать задание на описание игрушек, предложив сначала свой образец.

Что делают животные

Задачи. Развивать у детей сообразительность, внимание, желание высказываться по собственной инициативе, включаться в рассказы-описания; пополнять словарь за счет использования глаголов в единственном и во множественном числе; упражнять в звукопроизношении.

Материал. Игрушки (кошка, собака, два ежа), спрятанные в корзине.

Содержание игры. Воспитатель показывает корзину и говорит, что в ней спрятались игрушки-шалунишки, просит угадать какие:

Мягкие лапки, На молоко глядит,

В лапках царапки. «Мяу! Мяу!» — говорит.

Незаметно для детей из корзинки показывает лапку. Говорит: «Ой, чья это лапка, как вы думаете?» Дети отгадывают загадку, воспитатель обязательно хвалит отгадавших, достает игрушечную кошку с бантиком со словами: «Мяу! Мяу! Мурр-мурр! Пугаю кур!» Спрашивает: «Какая кошка? Что про нее можно сказать?» Ответы: «Кошка белая, пушистая, мягкая, маленькая». (Всячески поддерживает высказывания детей.) Воспитатель играет с кошкой, спрашивает, что она делает, подчеркивает, что кошка бежит, прыгает, мяукает, мурлычет. Просит сказать, как она мяукает. (Хоровые и индивидуальные повторения детей.)

Далее воспитатель спрашивает: «Кто еще в корзинке спрятался?» Заглядывает в корзинку и просит детей отгадать загадку:

С нами дружит, Хвостиком виляет,

Верно служит, «Гав! Гав!» — лает.

Из корзинки показывается виляющий хвостик. Воспитатель спрашивает: «Чей хвостик? Кто в корзинке?» (Собачка.)

Дети рассматривают собачку, описывают ее (лохматая, большая, лает — гав-гав), воспитатель побуждает детей к звукоподражанию в разном темпе, с разной силой голоса.

Далее воспитатель загадывает загадку и просит сказать, кто еще сидит в корзинке:

Колючие, как елки, Живут в лесу,

Но с серыми иголками. Боятся лису.

(Ежи.)

Достает двух маленьких ежей. Дети рассматривают их, отмечают, что ежи маленькие, колючие, на коротких лапках. Воспитатель помогает малышам, уточняет их ответы, спрашивает, что делают ежи (показывает их действия, если есть возможность): ходят, сворачиваются в клубок, прячутся.

Далее игра проходит в форме вопросов педагога и ответов детей (подбор глаголов).

Вопросы Ответы

Что делает кошка, когда мы ее гладим? Радуется, мурлычет

А что она делает, когда видит мышку? Тихо подкрадывается, бежит, ловит, прыгает. (Показывает действия.)

Что еще умеет делать кошка? Мяукать («мяу»), мурлыкать («мур»), пить (лакать) молоко, катать клубочки с нитками — играть. (Можно повторить слова.)

А что делает собака? Лает, бегает, сидит, ест, смотрит.

Что делает собака, когда видит кошку? (Показывает действия.) Бежит за кошкой, лает.

Примечания. По ходу игры можно создавать ситуацию, в которой дети будут упражняться в изменении слов соответственно поставленным вопросам. Например, убрать одного ежа, спросить, кого не стало («ежика»), потом оба убегают («убежали ежата») и т. д.

Вследующий раз можно предложить детям самим задавать вопросы друг другу, например: «Что делает твоя собачка (кошка)?», «Какая она?» и т. д. Такие игры стимулируют желание малышей общаться друг с другом.

 

Игры с куклой. Это что и для чего (2 года —2 года 6 месяцев)

Задач и. Вызывать речевую активность детей; закреплять представления о функциональном назначении предметов, называя их, используя слова в разных грамматических формах (мыло — мылом, полотенце — полотенцем и др.); поддерживать и поощрять инициативу детей.

Материал. Принадлежности для умывания (мыло, полотенце, зубная щетка), кукла.

Содержание игры. Воспитатель с детьми садится на ковер, где уже сидит кукла. Вдруг кукла замечает, что под салфеткой что-то лежит (предметы заранее приготовлены и накрыты). Спрашивает: «Это что и для чего?» Педагог просит детей помочь кукле Кате узнать, что же лежит под салфеткой. Достает поочередно предметы. Показывает мыло. Поглаживая его рукой, спрашивает: «Что это? Какое мыло?» (Красивое, душистое.) Предлагает детям потрогать, понюхать, сказать, какое мыло (помогает им, поддерживает их высказывания). Спрашивает у куклы, для чего нужно мыло. Катя не знает и просит ребят помочь. Воспитатель говорит: «Скажите нашей кукле, для чего же нужно мыло». Дети отвечают: «Мылом моют руки». Воспитатель продолжает: «Правильно. Покажите, как моют руки мылом. (Показывает сам, дети подражают действиям.) Молодцы, ребятки!» Затем просит куклу вымыть руки (изображает действия), дети оценивают ее умения. Далее кукла спрашивает, чем ей вытереть руки. Ответ детей: «Полотенцем!» После этого педагог может обращаться к детям индивидуально: «Где полотенце? Найди его. Принеси. Вот полотенце! Какое полотенце? Чистое, пушистое!» (Дети могут его потрогать.) После этого воспитатель говорит: «Давайте все покажем, как вытирать руки полотенцем. (Имитируют действие.) Что же еще здесь лежит? (Показывает зубную щетку.) Что делают зубной щеткой? Чистят зубы. (Ответы детей.) Покажем Кате, как чистят зубы». (Имитируют действия.)

В конце игры воспитатель обобщает: «Молодцы, ребятки, все рассказали и показали Кате!» Произносит строчки из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр»:

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок! Вместе с детьми.

Вариант игры. Рассматриваются предметы одежды, мебели и т. д. Дети могут спрашивать друг у друга: «Это что? Для чего?» (после 2 лет 6 месяцев).

Что купили Зине в магазине (2 года 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Закреплять умения рассматривать предметы, дифференцировать их в соответствии с назначением; различать и выделять детали, обогащая таким образом словарь; упражнять в произношении звуков [ч], [ш], [з]; стимулировать инициативу, речевую активность детей.

Материал. Набор игрушечной чайной посуды.

Содержание игры. Создается ситуация: кукла Зина хочет чаю, надо ее напоить, но чайной посуды оказывается мало, необходимо ее купить. Воспитатель спрашивает: «Где же можно купить посуду?» Дети отвечают: «В магазине». «Правильно, — говорит воспитатель, — возьмем куклу Зину и поедем в магазин». Далее спрашивает: «Кого мы возьмем с собой? Куда пойдем?» (Дети повторяют.)

Воспитатель просит отгадать, на чем все поедут за посудой:

По рельсам бежит,

«Динь-динь», — звенит.

(Трамвай.)

Дети отвечают. Воспитатель говорит: «Правильно, поедем на трамвае. (Можно сесть на стулья.) Поехали!»

Заходят в магазин. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много в магазине разной посуды. Спрашивает, какая посуда нужна, чтобы напоить куклу чаем. Малыши отвечают: «Чайная посуда». Кукла подтверждает.

Далее рассматривают предметы и отвечают на вопрос «какие?»: чашка и блюдце (синяя чашка и синее блюдце или белая чашка и белое блюдце). Дети выбирают и называют те предметы, которые им нужно купить. Воспитатель поощряет высказывания, предлагает спросить у Зины, какие чашка и блюдце ей нравятся больше всего (покупают, складывают в коробку).

Воспитатель продолжает разговор: «Что еще надо купить? (Выслушивает высказывания детей, поддерживает их.) Ложку. Зачем нужна ложка? Чтобы размешивать сахар в чашке. А из чего будем наливать чай? Из чайника. Где чайник? Покажи. Какой чайник? Красивый, синий, большой». (Следует поддерживать любые индивидуальные высказывания детей.) Показывает сахарницу, спрашивает, что это и как называется. Помогает в словообразовании: «Сахар насыпают в сахарницу. Это сахарница. (Дети повторяют.) Ребятки, а вы любите пить чай с молоком? Во что наливают молоко? (Показывает молочник.) В молочник. Какой молочник? Какого цвета? Молочник тоже синий. (Дети повторяют.) Вот сколько посуды мы купили сегодня! Что мы купили Зине в магазине? Какую посуду купили? Чайную. Для чего нужна чайная посуда? Чтобы пить чай. Все наши куклы будут рады такой покупке».

Примечание. Посуда может быть разного цвета, в любом количестве — по числу кукол; обязательно продолжать игру — действия с посудой: устроить чаепитие для кукол (в группе или на прогулке); как продолжение и вариант игры можно купить столовую посуду (обращается внимание на размер, цвет, назначение). Организуются игры: «Куклы обедают», «Устроим кукле (куклам) комнату» (покупается мебель) и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М., 1991.

Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. — М., 1988.

Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г М. Ля-миной. —М., 1981.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2—4 лет (младшая разновозрастная группа). — М., 1993.

Деметр Р. Бегай, ползай, прыгай. — М., 1972.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. — М., 1978.

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. — М., 2003.

Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. — М., 1978.

Ленерт Г., Лахман И. Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста. — М., 1977.

Мугинова Е. Л. Гимнастика для детей преддошкольного возраста. — Л., 1973.

Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. — М., 1993.

Павлова Л. Н. Раннее детство. Развитие речи и мышления (1 — 3 года). — М., 2000.

Петрова В. А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. — М„ 1970.

Скажи по-другому (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии) / Под ред. О. С. Ушаковой. — Нижний Новгород, 1995.

Строковская В. Л. 300 подвижных игр для детей от 1 года до 14 лет. — М., 1994.

Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. — М., 1979.

Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. — М.. 1981.

Шишкина В. А. Движения + движения. — М., 1992.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов............................................................................ '. 3

Подвижные игры и игровые упражнения...................... 5

Подвижные игры и игровые упражнения для детей первого

года жизни.............................................................................. 6

Подвижные игры и игровые упражнения для детей второго-
третьего года жизни............................................................... 13

Игры и упражнения по развитию речи........................... 37

Игры и упражнения по развитию речи детей первого года

жизни....................................................................................... 38

Игры и упражнения по развитию речи детей второго года

жизни....................................................................................... 47

Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года
жизни....................................................................................... 63

Литература.............................................................................. 79

 

 

Учебное издание

Григорьева Галина Григорьевна Кочетова Наталья Петровна Груба Галина Васильевна

ИГРАЕМ С МАЛЫШАМИ

Зав. редакцией С. П. Максимова Редактор Ю. В. Иконникова Художественные редакторы Е. А. Михайлова, О. А. Боголюбова Технический редактор Н. Н. Бажанова Корректор О. Н. Леонова

Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать с диапозитивов 30.07.07. Формат 60х90'/|б. Бумага писчая. Гарнитура Литературная. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 5,53. Тираж 5000 экз. Заказ № 1460.

Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й

проезд Марьиной рощи, 41.

ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР». 170040, Тверь, проспект 50 лет Октября, 46.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: