Транспорт – это:
ü отрасль народного хозяйства, имеющую своим назначением перевозку грузов и пассажиров;
ü комплекс технических средств, обеспечивающих передвижение материальной продукции и людей;
ü собственно процесс перемещения груза или пассажиров;
ü поток единиц (автомобилей), движущийся по улице или дороге;
ü отдельную партию груза, следующую в определённый пункт назначения и конкретный адрес;
ü род человеческой деятельности или специальность.
Транспортная система – комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимной зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок (организованная совокупность видов транспорта и рациональное распределение перевозок между ними, обеспечивающее удовлетворение потребностей предприятий и населения в перевозках с минимально возможными затратами). Употребляется применительно к государству, региону или крупному городу. Понятие «единая транспортная система» подчёркивает социально-экономическое единство всех видов транспорта, что характерно для страны.
Транспортная сеть – совокупность путей сообщения, связывающих населённые пункты страны (отдельного региона). В технико-экономическом плане представляет один из важнейших элементов (каждого данного вида транспорта или транспортной системы), характеризующих уровень потенциальной транспортной обслуженности определённой территории или страны в целом.
Транспорт общего пользования – транспорт, который в соответствии с действующими законоположениями обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы они ни были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией или частным лицом.
|
Транспорт необщего пользования – ведомственный транспорт, выполняющий перевозки грузов только «своего» ведомства или предприятия и необязанный удовлетворять требования всех других клиентов. Ведомственный транспорт промышленных предприятий часто называют промышленным транспортом, а небольшие пути к складам – подъездными путями.
Магистральный транспорт – транспорт общего пользования, находящийся в ведении основных транспортных министерств и ведомств.
Универсальный транспорт – транспорт, способный осуществлять практически все виды перевозок: грузовые и пассажирские.
Главными целями разработки прогнозов являются: достижение стабильности функционирования и устойчивого экономического роста страны, повышение качества предоставления услуг и на этой основе – повышение уровня эффективности транспорта и снижение затрат на него в стоимости народно-хозяйственной продукции.
Разработка прогнозов развития транспорта и связи включает: анализ и оценку современного состояния; обоснование целей, задач и важнейших ориентиров экономического развития; обоснование его основных направлений и параметров; разработку предложений по совершенствованию организационно-экономического механизма государственного регулирования экономических процессов, необходимых мер, обеспечивающих достижение целевых параметров развития и эффективность реализации прогноза.
Развитие транспорта прогнозируется в отраслевом разрезе: автомобильный транспорт общего пользования; железнодорожный, водный (речной); воздушный (гражданская авиация), городской электрический (трамвай, троллейбус, метрополитен), трубопроводный, дорожное хозяйство – автомобильные дороги.
|
Развитие связи характеризуют натуральные, финансово-денежные и стоимостные показатели, инвестиционная деятельность, трудовые ресурсы, показатели эффективности, технико-экономический уровень развития основной деятельности.
В качестве исходной базы при разработке раздела «Транспорт и связь» используются балансы производства и потребления продукции по отраслям народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, материально-техническое обеспечение, внешний и внутренний товарооборот, включая объёмы производства в негосударственном секторе экономике).
В связи с неопределённостью экономической ситуации в будущем прогнозирование осуществляется в нескольких вариантах в зависимости от возможного воздействия внутренних и внешних, политических и экономических факторов. При формировании вариантов прогноза используется сочетание двух подходов – нормативно-целевого и инерционного с последующей оценкой и увязкой их результатов на основе суждения компетентных экспертов.
Разработка прогноза осуществляется в три этапа:
Первый этап – разрабатывается концепция прогноза, определяющая целевые параметры на соответствующий прогнозный период, которые отличаются по вариантам.
Второй этап - разрабатывают проекты развития на соответствующий перспективный период.
Третий этап - на основе прогнозно-аналитических материалов осуществляется разработка проекта прогноза развития отраслей.
|
Для характеристики научно-технического и производственного потенциалов в качестве целевых показателей развития отраслей приняты:
ü объём затрат на научные разработки исследования и разработки;
ü численность работников, занятых в отраслевых НИИ и КБ;
ü внедрение прогрессивных и энергосберегающих технологий.
Целевыми показателями оценки эффективности функционирования отрасли являются:
-уровень рентабельности работ, услуг;
-снижение (-), увеличение (+) уровня материалоёмкости работ, услуг;
-снижение (-), увеличение (+) уровня энергоёмкости работ, услуг.
Эффективность использования трудовых ресурсов характеризуется индексом изменения производительности труда.
Целевой показатель оценки состояния основных производственных фондов – уровень износа активной части, основных параметров их воспроизводства.
Целевые параметры развития транспорта и связи увязываются с разработанными в прогнозе социально-экономического развития РБ важнейшими макропоказателями. Так, индексы изменения, отражающие динамику объёма перевозок грузов и пассажиров, грузооборота и пассажирооборота, а также показатели, характеризующие эффективность использования ресурсов, скоординированы с индексами изменения ВВП. В свою очередь, возможности привлечения инвестиций в основной капитал транспорта ограничены прогнозируемой структурой ВВП по элементам конечного использования. В зависимости от активности инвестиционного процесса находится динамика уровня износа активной части основных производственных фондов.
При разработке прогнозов развития используют методы, которые исходят из необходимости преодоления негативных тенденций и достижения стратегической цели – устойчивого роста услуг транспорта и связи. Наряду с методами математической статистики, линейного и динамического прогнозирования при активном прогнозе применяют методы технико-экономических расчётов с использованием укрупнённых нормативов, методы системно-структурного анализа, программно-целевой, сравнительный и балансовый методы.
Наряду с объёмными показателями анализируются производственно-финансовые, характеризующие использование ресурсов научно-технического потенциала указанных отраслей, развитие интеграционных процессов, внедрение прогрессивных технологий в организации услуг.
В результате даются обобщающие выводы о выявленных тенденциях и степени влияния внутренних и внешних факторов и условий на развитие отрасли, чётко обозначаются проблемы, требующие решения.
К числу важнейших прогнозных показателей относятся:
*грузовые и пассажирские перевозки, финансово- денежные и стоимостные показатели, инвестиционная деятельность, трудовые ресурсы, показатели эффективности, технико-экономический уровень развития основной деятельности железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного видов транспорта;
*пассажирские перевозки, финансово- денежные и стоимостные показатели, инвестиционная деятельность, трудовые ресурсы, показатели эффективности, технико-экономический уровень развития основной деятельности городского электрического транспорта;
*перекачка нефти и (или) газа, финансово- денежные и стоимостные показатели, инвестиционная деятельность, трудовые ресурсы, показатели эффективности, технико-экономический уровень развития основной деятельности трубопроводного транспорта;
*– ввод в действие автомобильных дорого, капитальный и средний ремонт автомобильных дорог, объём дорожных работ, выполняемых на дорогах республиканского значения, инвестиционная деятельность, трудовые ресурсы, технико-экономический уровень развития автомобильных дорог;
*финансовые показатели, инвестиционная деятельность, трудовые ресурсы, показатели эффективности, технико-экономический уровень функционирования и развития основной деятельности связи.
При обосновании объёмов перевозок грузов и пассажиров, грузооборота и пассажирооборота по железнодорожному, автомобильному транспортуобщего пользования, водному (речному), воздушному (гражданская авиация) отражают влияние внешних и внутренних факторов на развитие грузовых и пассажирских перевозок в базовом периоде.
Исходя из потребностей в перевозках, работах и услугах транспорта и платёжеспособного спроса населения прогнозируются объёмы грузовой ипассажирской работы транспорта. При определении объёмов отправления грузов на прогнозируемый период учитываются динамика ВВП, предполагаемое развитие производства грузообразующих видов продукции, потребности отраслей экономики и населения в перевозках. В расчётах используются методы экспертной оценки, нормативный, многофакторные модели, учитывается спрос грузоотправителей всех форм собственности, а также повторные перевозки при перевалке грузов. Грузооборот определяется с учётом средней дальности перевозок грузов по видам транспорта.
При определении пассажирооборота учитывается численность населения, его подвижность, платёжеспособный спрос населения на услуги транспорта, уровень реальных доходов, а также транспортных тарифов.
На основе объёмов транспортной работы, существующих возможностей провозных и пропускных способностей намечаются меры по развитию транспорта.
Прогнозы развития транспорта и связи сбалансированы с макроэкономическими показателями, трудовыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также мощностями пропускных и провозных возможностей магистральных видов транспорта.
В заключительном разделе разрабатываются предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма государственного регулирования экономических процессов на транспорте и связи, а также необходимые меры, обеспечивающие достижение целевых параметров их развития.