Развитие образования в XVIII в. Деятельность М.В. Ломоносова.




XVIII в. вошел в историю как век Просвещения. Вначале века происходило быстрое развитие Русского государства. В это время были проведены по инициативе Петра I различные хозяйственные, политические, военные, административные и культурные преобразования. Предпринята попытка создания государственной системы образования. В первой четверти XVIII в. издавалось много светской научной литературы - переводной и оригинальной, был создан новый гражданский алфавит, на котором печатались книги, использовали в открывавшихся светских школах.

В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В ней изучали арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию и, кроме того, специальные науки: навигацию - для специалистов морского дела, фортификацию, необходимую военным инженерам, астрономию, географию и землемерие. Школа отличалась от прежних русских учебных заведений: главными предметами в ней были светские науки, а не священное писание. Главным учителем, а затем и руководителем школы был Леонтий Филиппович Магницкий(1669-1739), он установил регламент работы школы, составил первое учебное руководство по математике «Арифметика, сиречь наука числительная», которая использовалась как в учебном процессе школы, так и получила большое признание среди людей, занимавшихся самообразованием. Арифметику Магницкого вместе с Грамматикой Смотрицкого назвал «вратами учености» М.В. Ломоносов. Магницкий подготовил много математиков, специалистов морского дела, артиллерийской службы, учителей и составителей учебников. Московская школа математических и навигационных наук была первым реальным училищем в Европе и явилась образцом для других светских заведений, открытых в начале XVIII в. Открывались различные школы, имеющие практическую направленность: пушкарская (1701), хирургическая (1707), инженерная (1712), артиллерийская (1712), цифирная (1714), горная (1719) школы, В 1715 г. на основе переведенных в Петербург морских классов школы математических и навигационных наук открылась Морская академия.

Наряду с организацией светских школ в 1711 r. проведена реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную программу.

В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук с университетом и гимназией. Она сыграла большую роль в развитии науки, а ее учебные заведения - в подготовке образованных людей, преданных служителей отечественной науки.

В первой четверти XVIII в. начинает складываться система дворянского воспитания, опыт домашнего воспитания детей дворян.

В 1732 г. в Санкт-Петербурге открывается кадетский корпус, получивший название Сухопутный шляхетский корпус. В этом же году возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. В 1752 г. открыт Морской кадетский корпус.

В 1755 г. открыт Московский университет. Его открытие и первоначальное развитие происходило при непосредственном участии Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) - первого русского ученого-естествоиспытателя, поэта, историка, просветителя. Он родился в семье помора. Начал систематическое обучение в 19 лет. Отличался незаурядными способностями. В январе 1731 г., выдав себя за дворянского сына, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из
лучших латинистов Европы. В начале 1736 г. Ломоносов как один из лучших студентов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года - в Марбургский университет, в котором три года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 г. он отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию, где впервые начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук, а в 1745 г. стал академиком.

М.В. Ломоносов создал идеальный образ ученика, ученичества и учености.

Ломоносов обладал чрезвычайно широкими научными интересами, его творчество было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. В 1748 г. он основал первую в стране химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе изучал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик. Ломоносов самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. Он заложил основы физической химии, выдвинул учение о свете, описал строение Земли, был автором трудов по российской истории. Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. В 1741-1761 п. в башне Кунсткамеры, построенной в Санкт-Петербурге Петром 1, он проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты. Ломоносов стал основателем русской классической философии, построенной на началах философского материализма, основателем научного естествознания в России. Он первым в истории мировой науки дал наиболее полное и точное определение основного закона природы - закона сохранения материи и движения.

Ломоносов был не только крупнейшим ученым своего времени, но и выдающимся просветителем. По его инициативе и проекту был основан Московский университет (1755), «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. Он принял активное участие в разработке основных документов, определявших порядок функционирования университета и открытых при нем гимназий, а также гимназии при Академии наук, разрабатывал содержание образования.

Московский университет состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского. В нем не было обязательного для большинства университетов Западной Европы богословского факультета, отсутствие его придавало образованию светский характер. Всего в университете обучались 7 лет. Руководила учебной работой университета профессорская конференция, она утверждала расписание занятий, программы курсов, выбирала учебники, пособия, решала все дела, касающиеся студентов и гимназистов. Во главе университета стоял чиновник-директор, обладавший значительным чином, позднее выборный ректор из профессоров.

Ломоносов вел активную борьбу с реакционерами, которые мешали развитию русской науки и подготовке научных отечественных кадров. Он требовал для простых людей свободного доступа в университет, организации бессословных школ. Эту идею он развивал в «Регламенте академической гимназии» (1758 г.).

Великий ученый и просветитель был автором учебников для гимназии при Университете и Академии наук: «Экспериментальная физика» (1746), «Риторика» (1748 г.), «Российская грамматика» (1755 г.) и др.

В университете М.В. Ломоносов читал лекции для студентов по физику и химии на русском языке. Организовывал студенческую опытно-экспериментальную работу в области физики и химии. Он рекомендовал сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обучение, выдвинул в качестве ведущего принцип научности.

Особое значение в деле патриотического воспитания молодежи Ломоносов отводил истории. В последние годы жизни он издал «Краткий российский летописец с родословием» (1760) и «Древнюю российскую историю» (вышедшую в 1766 г.), где дал анализ происхождения русской культуры и государственности.

Как ученого Ломоносова отличала четкая гражданская позиция, патриотизм. Будучи по духу и интересам глубоко русским человеком, он отстаивал идею развития подлинно национальной высшей школы, воспитания собственных научных кадров, создания условий для подготовки отечественных ученых на родине, вел непримиримую борьбу с засильем иностранной профессуры и в Академии наук, и в университете.

Объективным свидетельством признания европейскими учеными заслуг М. В. Ломоносова является факт избрания его почетным членом Шведской (1760 r.) и Болонской (1763 г.) академий, а по признанию французского ученого Н. Леклерка имя М.В. Ломоносова «составляет эпоху в летописи человеческого разума».

В эпоху правления Екатерины П организация образования претерпевает свои изменения. С целью переустройства воспитательно-образовательных учреждений императрица привлекла к практической деятельности Ивана Ивановича Бецкого(1704-1795) - европейски образованного человека, который много лет провел во Франции, где встречался с французскими просветителями, знакомился с работой госпиталей и различных филантропических учреждений.

В 1763 г. по инициативе И.И. Бицкого открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц.

В 1764 г. Бецкой представил Екатерине II доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей, который впоследствии получил силу закона и был опубликован под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». В докладе говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» - образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, и разночинцев - «третий чин людей», способных развивать промышленность, торговлю, ремесло. для этого необходимо, считал Бецкой, организовать закрытые воспитательно-образовательные учреждения, в которых дети с пяти-шестилетнего возраста должны пребывать в течение 10-12 лет. Их следует изолировать от окружающих, чтобы не подвергать развращенному влиянию общества.

От императрицы Бецкой получил задание преобразовать имеющиеся учебные заведения и открыть новые. Он изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и гимназиях, удлинил в них сроки пребывания воспитанников. Им был открыт также ряд новых воспитательно-образовательных учреждений для разных сословий, кроме крепостных крестьян, в том числе основан Смольный институт благородных девиц (1764 г.) в Петербурге для дворянок с отделением при нем для девочек из мещан.

И.И. Бецкой полагал возможным создать «новую породу людей путем воспитания». Он верил в его всемогущество, утверждал, что «корень всему злу и добру - воспитание». Он надеялся на то, что первые воспитанные в закрытых учебно-воспитательных заведениях новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь - будущим поколениям, и так постепенно, мирным путем изменятся нравственность и поступки людей, а следовательно, улучшатся общество и общественная жизнь.

Главными средствами нравственного воспитания, «воспитания сердца», Бецкой считал «вкоренение страха божия», изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть всегда учтивыми и сострадательными к бедности и несчастью. Следует также, говорил он, внушать детям склонность к опрятности и бережливости, обучать их тому, как вести домашнее хозяйство.

Бецкой придавал очень большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также «увеселение невинными забавами и играми, чтобы мысли всегда в ободрение приводить, искореняя все, что скукою, задумчивостью и прискорбием назваться может». Он требовал, чтобы соблюдал ась чистота, проводились физические упражнения и трудовые занятия, развивающие физические силы детей. Им было составлено руководство по физическому воспитанию детей под названием «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества», которое на основании постановления сената было разослано по городам России во все воспитательные учреждения.

Касаясь вопросов умственного воспитания, Бецкой указывал на то, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности. Учить юношество следует, по его мнению, «больше от смотрения и слушания, нежели отвержения уроков». Бецкой предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, и настаивал на категорическом запрещении физических наказаний. В «Генеральном плане Московского воспитательного дома» он писал: «Единожды навсегда ввести закон и строго утверждать - никогда и ни за что не бить детей».

Бецкой требовал тщательно выбирать воспитателей, которые должны заменить детям родителей, требовал, чтобы воспитатели были русскими, «добросовестными и примера достойными людьми», он говорил о том, чтобы из всех живущих в воспитательном доме создать дружную семью.

Создание отдельных учебных заведений мало изменило ситуацию в системе просвещения. В период царствования Екатерины II назрела необходимость в новой школьной реформе. В качестве эксперта был приглашен из Австрии известный педагог и последователь идей Я.А. Коменского Федор Иванович Янкович (1741-1814), имевший определенный опыт в области реформирования системы образования.

Вскоре после приезда Янковича, в 1772 г. была образована под председательством П.В. Завадовского комиссия об учреждении народных училищ. Комиссии было поручено: 1) начертать и постепенно приводить в исполнение общий план народных училищ; 2) приготовить учителей и 3) перевести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства. В осуществлении всех этих предприятий Янкович принял самое деятельное участие. Работая в комиссии (1782-1801), он составил план школьной системы (закреплен Уставом 1786 г.), согласно которому учреждались малые и главные народные училища. Янкович организовал подготовку учителей для этих школ в открытом по его инициативе Петербургском главном народном училище, директором которого он был в 1783-1785 гг. Его ученики, которым он указывал на важность доброжелательных отношений между педагогом и детьми, стали преподавать в первых реформированных школах.

Янкович внес большой вклад в подготовку учебников для народных училищ. Более половины учебников было составлено или им самим, или по его плану и под его руководством. Некоторые были переделаны им. При его участии был издан комплект учебников («Букварь», «Прописи и для них руководство по чистописанию», «Правила для учащихся», «Всемирная история» и др.), подготовлены географические и исторические карты, атласы. Избранный в 1783 г. в члены российской академии, он был привлечен к трудам по словопроизводному словарю. Ему было поручено дополнить и переиздать сравнительный словарь всех языков. Этот труд, законченный в 1791 Г., был издан под названием «Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный». Янкович ввел в русской школе использование классной доски и мела.

Он также участвовал в решении многочисленных вопросов, рассматривавшихся комиссией: преобразование учебных планов сухопутного, артиллерийского, инженерного корпусов, общества воспитания благородных девиц и училища мещанских девиц, частных учебных заведений; рассмотрение высших уче6ных заведений Австрии, по образцу которых предполагалось устроить русские университеты и гимназии. Составление инструкций начальникам и визитаторам (ревизорам) учебных заведений поручалось комиссией также Янковичу, При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 г. получившей название главного правления училищ. Ф.И. Янкович работал во всех важнейших образовательных сферах, как административных, так и учебных.

...





Читайте также:
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.015 с.