Педагогические идеи Н.И. Новикова, А.Н. Радищева.




Преобразования в области просвещения и педагогики второй половины ХVПI в. имеют тесную связь С педагогической деятельностью русского журналиста, книгоиздателя и общественного деятеля - Николая Ивановича Новикова(1744-1818) и русского просветителя, писателя и философа - Александра Николаевича Радищева (1749-1802).

Николай Иванович Новиков организовывал независимые от официальных властей народные училища для непривилегированных слоев населения, пропагандировал идеи французских просветителей XVIII в., был создателем первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», посредством которого с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. В издаваемых им сатирических журналах «Живописец», «Трутень» и «Кошелек» Новиков проводил идею равенства людей, уважения человеческого достоинства, подвергал резкой критике дворянское воспитание.

Публикации Н.И. Новикова способствовали формированию прогрессивной педагогической мысли в России. Так, в статье «О сократическом способе обучения» впервые была выдвинута проблема создания педагогики как науки. Н.И. Новиков первым в отечественной практике применил сам термин «педагогика» для обозначения науки о воспитании. Он указал на основные ее источники: мысли знаменитых людей прошлого о воспитании; наблюдения за педагогической деятельностью и детьми, «собственные опыты» (т. е. эксперименты).

В другой его статье «Об эстетическом воспитанию; впервые рассматривалась задача эстетического воспитания детей, как части широкого процесса, охватывающего все стороны формирования личности ребенка.

Его главное педагогическое сочинение - трактат «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний», опубликованный в 1783 г. в журнале «Прибавление к «Московским ведомостям»». Это сочинение охватывает широкий круг общепедагогических проблем, вопросы физического, умственного и нравственного воспитания, на основе сочетания которых возможно формирование человека и гражданина. .

В разделе «Об образовании разума» Новиков сформулировал ряд важных психолого-педагогических правил:

- не погашайте любопытство детей;

- упражняйте детей в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо;

- остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точно определенные понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы ин была она маловажна, гораздо лучше вам совсем отрекаться ответствовать им на некоторые их вопросы, нежели давать двусмысленный и недостаточный ответ;

- не учите детей ничему такому, чего они по возрасту своему или по недостатку других предполагаемых при том познаний уразуметь не могут;

- старайтесь не только умножить и распространить их познание, но и сделать его основательным и верным.

Все эти правила получили в статье хорошее обоснование и были подкреплены многими результатами внимательных наблюдении за развитием детей.

Деятельность и взгляды Н.И. Новикова имели большое значение для развития общественной и профессионально-педагогической мысли в России.

Александр Николаевич Радищев является родоначальником русского революционного просветительства, Он защищал интересы крепостного крестьянства. Связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Он настаивал на гражданском воспитании, требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.

А.Н. Радищев придавал большое значение правильно поставленному воспитанию. В своей книге «Путешествие из Петербурга, в Москву» (1790) он нарисовал тяжелую картину страданий крестьянских детей. Радищев показал, как из-за крепостнических порядков притупляются их способности, жизнерадостность, общительность, свойственные крестьянским детям. Он негодовал против существующего в России неравенства в образовании и развитии детей. Требовал воспитания для всех детей вне зависимости от их сословного положения. Считал, что государство должно позаботиться о надлежащем воспитании, которое помогло бы развить сипы ребенка и сделать его настоящим патриотом, истинным сыном отечества.

Радищев в вопросах педагогики исходил из естественнонаучного материализма, утверждал, что природные способности людей различны и во многом зависят от воздействий внешней среды (природной и социальной). В развитии способностей, в первую очередь активного мышления, решающую роль он отводил воспитанию - физическому, умственному и нравственному.

Целью воспитания Радищев считал формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа и с ненавистью относящегося к его притеснителям. В своем произведении «Беседа о том, что есть сын отечества» (1780) Радищев говорил, что основной задачей воспитания является воспитание человека высокой нравственности, любящего больше всего свою родину, отдающего всего себя борьбе за благо народа.

Выдвигая перед воспитанием задачу - формирование «сына отечества», Радищев коренным образом расходился с официальной царской педагогикой в понимании патриотизма. Истинный патриот, по мнению Радищева, борется с самодержавием, не жалеет для этого своей жизни, если это «принесет крепость и славу отечеству». Настоящий сын отечества ненавидит от всей души «раболепствование, коварство, ложь, вероломство, сребролюбие ... зверство и борется с носителями этих пороков». Истинный патриот должен в совершенстве знать родной язык.

Критикуя русских (И.И. Бецкой) и западноевропейских педагогов (Ж.-Ж. Руссо и др.), которые выступали в это время с требованием изолировать детей от окружающей жизни, Радищев подчеркивал: «Человек рожден для общежития». Он говорил, что удаление детей от реальной жизни способствует воспитанию индивидуалистов, людей, думающих только о своих личных интересах, не способных участвовать в переустройстве общества. Воспитание должно способствовать развитию в ребенке общественных интересов, стремления к общему благу.

А.Н. Радищев выдвинул подробную программу образования, основу которой составляли науки об обществе и природе. Он утверждал, что человек является частью природы, существом материальным, что умственное развитие ребенка происходит вместе с ростом детского организма, «разверзение сил умственных в человеке, - говорил он, - следует во всем силам телесным». Формирование личности человека определяется обстоятельствами жизни, социальными условиями, в которых он находится. В разумном обществе можно правильно организовать воспитание.

Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Считал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное дело, а глубоко общественное. Отношения родителей и детей должны быть основаны на взаимном уважении, любви, разумной требовательности. В этом одинаково заинтересованы и все общество, и каждый отдельный гражданин.

Правительство Екатерины II приняло все меры к тому, чтобы скрыть от общества произведения Радищева, но они тайно распространялись в рукописях.

А.Н. Радищев занимает значимое место в развитии общественной мысли и педагогической теории в России, в развитии русского революционного движения и передовой педагогики.

...





Читайте также:
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.