Как организовать деятельность по фотомоделированию




Как использовать фотомоделирование в работе с детьми. Методические рекомендации

Екатерина Стафурова
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 “Пчелка”» г. Скопина Рязанской области, лауреат VI Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» (2015 год)

Проведите консультацию для воспитателей, в ходе которой расскажите, как использовать фотомоделирование в работе с детьми. С его помощью воспитатели смогут удовлетворить интерес дошкольников к компьютеру и сделают занятия интересными. В статье – методические рекомендации, как организовать деятельность по фотомоделированию, и готовый план-конспект.

 


Моделирование – метод обучения, который помогает ребенку дошкольного возраста увидеть скрытые от его непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов. Педагоги используют готовые авторские модели, чтобы формировать у детей природоведческие знания, элементарные математические представления, развивать речь, звуковой анализ слов, навыки конструирования, изобразительной деятельности. Однако подобные модели можно сделать самостоятельно вместе с дошкольниками на основе фотографий. Читайте в статье, какие задачи поможет решить фотомоделирование.

Каковы цели и задачи фотомоделирования

Цель фотомоделирования – познакомить детей старшего дошкольного возраста с явлениями и объектами живой природы в процессе создания фотомоделей. Фотомоделирование основано на принципе замещения реальных объектов изображениями. Моделирующая деятельность – это совместная деятельность воспитателя и дошкольников, в ходе которой они создают модели, в данном случае на основе фотографий.

Образовательная деятельность по фотомоделированию позволяет педагогам решать разные задачи. Процесс создания фотомодели имеет развивающее значение, т. к. открывает дополнительные возможности для развития умственной активности ребенка. Фотомоделирование развивает познавательный интерес, творческое мышление, воображение. Знания в области информационных технологий и практические навыки работы с графической информацией, которые дети получают в процессе создания фотомоделей, закладывают основу их общей информационной культуры.

Фотомодели раскрывают детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формируют системные знания, помогают усвоить большой объем информации. В своих исследованиях многие психологи (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечали доступность детям метода моделирования. Они связывали это с тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть заменен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Поэтому фотомоделирование целесообразно начинать вводить в средней группе и продолжать работу в следующих группах.

Как организовать деятельность по фотомоделированию

Пять требований к модели

Модель должна:
1. быть понятной для восприятия ребенка;
2. доступной для создания и действий с ней;
3. отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов;
4. передавать те свойства и отношения, которые ребенок должен освоить с ее помощью;
5. облегчать процесс познания

 

Несмотря на то что деятельность по созданию моделей развивает умения анализировать, определять особенности объектов и устанавливать связи между ними, занятия по фотомоделированию требуют достаточного уровня развития у детей образного мышления, связной речи, словарного запаса.

Перед тем как дети будут создавать свои фотомодели, следует показать им образец. Простые модели дошкольники осваивают достаточно быстро. Освоить более сложные модели детям помогает участие в их создании. Эта деятельность строится на основе наблюдения и анализа того объекта, который дети будут моделировать.

Например, на занятии по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?» педагог предлагает детям создать модель рыбы. Перед этим они рассматривают рыбок в модели аквариума, определяют их размер, окрас, строение, отличительные признаки. Затем педагог демонстрирует рыбку с разных сторон (анфас, профиль, вид сверху, вид снизу) и параллельно делает схематический рисунок. Далее дети фотографируют рыб из модели аквариума, и с помощью листов для четырехмерного изображения каждый ребенок делает схематический рисунок рыбы. Таким образом, сначала педагог с детьми обследует объект, определяет его признаки и свойства, и только после этого они приступают к созданию 3D-модели. Для создания данной фотомодели понадобится фотоаппарат, штатив, компьютер и фотообъекты. Полностью план-конспект ООД – в приложении.

 

Готовые фотомодели дети используют в основном в игре, в качестве элементов для разыгрывания сюжетов. Можно выделить три формы организации деятельности с фотомоделями. Первая – индивидуальная и групповая. К ней относятся наблюдение (в уголке природы, на участке, в огороде), экологические игры, обсуждения, рассказы-беседы, экспериментирование.

Следующая форма деятельности – групповая, подгрупповая и индивидуальная. Это проектная деятельность, тематические досуги, театрализованная деятельность, экскурсии-походы, экологические викторины, КВН.

К индивидуальной форме деятельности можно отнести самостоятельное фотомоделирование, а также дидактические и сюжетно-ролевые игры. Таким образом, фотомодели многофункциональны. Их можно использовать на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности как элементы предметно-развивающей среды. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: