Педагогические взгляды Н.И. Пирогова.




Николай Иванович Пирогов (1810-1881) - знаменитый врач-хирург, организатор медицинской помощи героическим участникам обороны Севастополя в Крымской войне, педагог, сторонник идеи общечеловеческого воспитания. В 1856 г. он выступил в журнале «Морской сборник» се статьей «Вопросы жизни», в которой поставил ряд важных вопросов семейного и общественного воспитания детей, выступил с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловеческого воспитания, самосознания посредством воспитания, воспитания нравственности. Статья привлекла всеобщее внимание и послужила поводом к широкому обсуждению этих вопросов в прессе, учебных заведениях, среди педагогов и родителей.

В этой статье Пирогов обосновывал свой идеал нравственного человека, выступал в защиту всеобщего образования. Он возмущался тем, что родители, не считаясь се склонностями детей, «самоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок для той или иной касты общества», спешили подготовить его к выполнению сословных обязанностей, забывая е том, что надо прежде всего обеспечить развитие личности, сформировать нравственные убеждения, необходимые человеку при вступлении на самостоятельный жизненный путь. Он указывал на вред ранней профессионализации, специализации в образовании, как для самого человека, так и для общества. Общее образование Пирогов считал необходимым для всех людей, поскольку оно является той основой, на которой должно строиться специальное образование.

Для преобразования общественной жизни России он видел только один путь - воспитание: «Воспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений общества». Цель воспитания - подготовка высоконравственного человека с широким кругозором.

После выхода статьи Н.И. Пирогов был назначен на должность попечителя Одесского, затем Киевского учебных округов. Его непродолжительная педагогическая деятельность была очень результативной. Он определил полномочия педагогического совета как органа управления, организовывал педагогические курсы, содействовал изданию газеты «Одесский педагогический вестник», содействовал открытию многонациональных школ, подготовил открытие университета в Одессе, стимулировал активность, новаторство учителей, развитие творческой инициативы учащихся путем организации литературных утренников, отменил телесные наказания детей, создал первую в России воскресную школу для взрослых. Либеральные взгляды Н.И. Пирогова не нравились власти и в 1861 г. он получил отставку.

За непродолжительное время он обосновал ряд важнейших педагогических идей. Пирогов разработал проект школьной системы. Он считал, что основанием школьной системы должна стать двухлетняя начальная школа. После нее - классическая или реальная прогимназия с четырехлетним сроком обучения, затем классическая гимназия с пятилетним сроком обучения или реальная гимназия с трехлетним сроком обучения. Завершающей ступенью образования должен стать либо университет, право поступления в который получают только выпускники классических гимназий, либо высшие специальные учебные заведения, куда поступают, в основном, выпускники реальных гимназий, а также выпускники классических гимназий. Данный проект системы образования отличался от существовавшей системы, в которой гимназии были оторваны от начальных школ и предназначались преимущественно для детей дворян. Пирогов оставался сторонником классического образования.

Главную роль в реформировании образовательной системы Н.И. Пирогов отводил «новому» учителю, стремящемуся осмыслить мир ребенка «во всех возможных направлениях». Эта проблема была обозначена в статье «Быть или казаться» (1858). Н.И. Пирогов поднимает в статье проблемы нравственного воспитания детей, предостерегает от угрозы развития в детях притворства, тщеславия и неискренности, когда они начинают играть роль перед самими собой и перед другими. В этой связи Н.И. Пирогов подчеркивает важный и сложный вопрос в воспитании - умение не пропустить момент, когда ребенок начинает хитрить, обманывать себя и наставника. Он отмечает, что детей больше приучают к тому, ни каким он должен быть, а каким должен казаться.

Н.И. Пирогов обратился и к вопросам дошкольного воспитания.

Первоначальное семейное воспитание детей дошкольного возраста Пирогов считал той ступенью, с которой начинает формироваться нравственный человек, той основой, на которой строится дальнейшее школьное образование.

Основные мысли Пирогова о воспитании нравственного человека с самого раннего возраста, о важной, ответственной роли матери в первоначальном семейном воспитании детей, об идеале матери-воспитательницы возникли у него задолго до опубликования статьи «Вопросы жизни». Они были высказаны им в письмах к своей будущей жене еще в 1850 г. Главное назначение матери, - утверждал Пирогов, - «отдать себя полностью семье, делу воспитания детей», и женщина должна быть подготовлена к воспитательной деятельности. «Неоценимое счастье, - писал он, - быть воспитанным в первых годах детства образованной матерью, знавшей и понимавшей всю высокость, всю святость своего призвания». Чтобы выполнить это призвание, матери необходимо постоянно стремиться к самовоспитанию и самообразованию, иметь способность ясно говорить с детьми, а главное - «постоянно трудиться над улучшением воспитания детей».

Н.И. Пирогов настаивал, на том, чтобы мать была окружена особым вниманием и уважением со стороны общества. Отметив, что в руках матерей «лежит будущность человечества», Пирогов указывал на необходимость бережного и внимательного отношения к детям, ум и сердце которых под влиянием воспитания и обучения, - подобно мягкому воску, могут принять разные формы. Нужны постоянные заботы и труды матери, чтобы руководить общим развитием, поведением ребенка: «Прозорливым и наблюдательным оком она должна замечать его действия, его склонности, данные ему от природы. врожденные и зависящие от природы темперамента: то развивать их, то удерживать их развитие и давать им другое направление, смотря по тому, каковы эти склонности, - вот ее труд».

В семенном воспитании имеется больше возможностей, чем в школе, руководить индивидуальным развитием ребенка, учитывая его особенности и склонности.

Пирогов призывал воспитателей и родителей тщательно изучать духовный мир ребенка, разумно направлять развитие и воспитание детей.

Н.И. Пирогов привлек внимание педагогов к обсуждению вопроса о направлении воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в семье. Сам высказывал следующее видение: в процессе семейного воспитания детей дошкольного возраста мать должна дать им основы реального образования, широко используя при этом детские игры. «В ребенке, - писал Пирогов, - весьма рано развивается уже множество различных способностей к реальному образованию; понятие, например, о форме и других чувственно-физических свойствах предметов развивается уже в нем очень рано. Воспользовавшись этим понятием и приноровив к нему игры детей, можно положить уже прочное основание к образованию».

Эти взгляды Пирогова имели большое значение для русской дошкольной педагогики. Видные педагоги второй половины XIX в. использовали идею реального образования детей дошкольного возраста при составлении программ и методических разработок игр и занятий, наблюдений в природе, при проведении простейших физических опытов.

Н.И. Пирогов считал обязательным, чтобы воспитание и обучение проводилось на родном языке. Шестилетний возраст детей Пирогов считал самым подходящим временем для того, чтобы начинать обучение детей грамоте. Исключение может быть сделано для детей, имеющих слабое общее развитие. Родителям и воспитателям надо наблюдать за ходом умственного развития ребенка и в соответствующий момент воспользоваться его интересом к
грамоте, чтобы начать систематическое обучение.

Пирогов высказал ценные мысли о психологии детского внимания, о средствах его развития с раннего возраста. Подчеркивал необходимость индивидуализировать приемы и средства воспитания у детей внимательности.

Пирогов считал, что для развития мышления нужна не только наглядность, воздействующая на органы чувств, но и слово. «Дар слова, - писал Пирогов, - есть единственное и неоцененное средство проникать внутрь, гораздо глубже, чем посредством одних внешних чувств».

Пирогов утверждал, что наглядность и слово должны быть употребляемы в тесном соединении. Слово, доступное пониманию ребенка, может еще заменить наглядность; наглядность никогда не заменит слова. «Наглядное одно, само по себе, без помощи слова, хотя и может глубоко врезаться в память ребенка, но всегда останется чем-то отрывочным и несвязным, тогда как впечатление, произведенное словом, будет более цельное и связное».

Активная жизненная позиция, профессиональный подход к делу и в области медицины и в области педагогики определили признание Н.И. Пирогова как ученого с мировым именем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: