Философско-педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Развитие идей Л.Н. Толстого К.Н. Венцелем.




Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - мыслитель, писатель, педагог. Педагогическую деятельность начал в 1849 г., когда учил в течение нескольких месяцев грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне.

Активную педагогическую деятельность Л.Н. Толстой начал в 1859 г., когда открыл в Ясной Поляне школу; просуществовавшую 3 года. Этот период - 1859-1862 гг. выделяют как практико-педагогический в деятельности Л.Н. Толстого.

В основу работы Яснополянской школы была положена идея Толстого о свободном воспитании и плодотворном творчестве детей при поддержке учителя. Свободное воспитание, по мнению Толстого, содействовало саморазвитию, самораскрытию нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Толстой призывал довериться ученикам, и даже если они наделают ошибок, «не бойтесь, человеку ничто человеческое не вредно», и их ошибки принесут меньше беды, чем нудное, ханжеское наставление учителя-надзирателя. Задача учителя - подчиняться природе ребенка и развивать ее. Задача педагогической науки - изучение условий, ведущих к совпадению деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, и условий, которые этому мешают.

В Яснополянской школе не существовало определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий, не было дневников, двоек, взысканий, физических наказаний. В школе было 3 класса, учились девочки и мальчики из крестьянских семей. Занятия в школе строились в форме бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, Закон Божий, рассказы из русской истории, арифметика, начала природоведения и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой доносил до детей в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Домашних заданий также не было, Обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, но они увлеченно посещали ее и могли задерживаться в школе до вечера. С учениками много разговаривали, проводили уроки на открытом воздухе, осваивали творческие формы как в процессе обучения, так и во внеурочное время.

Л.Н. Толстой будучи учителем в школе, стремился к познанию детской души, пропагандировал необходимость самого бережного и внимательного отношения педагогов к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности. Предлагал посмотреть на учеников не со стороны кафедры (учительского стола), а со стороны парты. Считал, что нужно искать способы, чтобы ученику было удобно учиться. «Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше; чем с большим, тем хуже». Наиболее результативным методом обучения считал живое слово учителя.

В 1860-1861 ГГ., путешествуя по Швейцарии, Франции, Германии, Толстой изучал работу школ, дошкольных учреждений и детских приютов, которые критиковал за заорганизованность и отсутствие свободы ребенка. По мнению Л.Н. Толстого педагогика должна развиваться, учитывая опыт воспитания. Он обращался к русским педагогам, призывая изучать и обобщать свой педагогический опыт, превращать школы в педагогические лаборатории, помогающие развитию педагогической науки. «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и твою науку, и ты воспитаешь их», - писал Толстой.

Для обмена педагогическим опытом Л.Н. Толстой издавал в 1861-1862 гг., журнал «Ясная поляна», в котором освещалась работа школы. Публикации о школе вызвали интерес в России и за рубежом, школа стала примером для подражания. Однако со стороны власти были совершены действия (подозрения, обыск), оскорбившие Толстого, и он прекратил педагогическую деятельность.

В 1869 г. Толстой вновь с увлечением занялся педагогикой. С ЭТОГО времени начинается научно-методический период деятельности Толстого, который длится В течение 70-80 гг. В 1872 г. была издана составленная им «Азбука», в 1875 г. вышли в свет переработанная «Азбука» и четыре книги «Новой азбуки». В то же время Толстой работал над учебником арифметики, занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами средней школы..

В 1874 г. писатель резко критиковал земства, которые сдерживали активность крестьян, стремившихся самостоятельно создавать сельские школы вместо тех, которые открывали земства на народные средства.

В 1870-х ГГ. Толстой снова стал учить детей в Яснополянской школе, разработал проект крестьянской учительской семинарии, в 1876 г. получил разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить свой замысел.

Последний период деятельности Л.Н. Толстого в области педагогики - религиозно-нравственный - относится к 1890-м и 1900-м гг. в эти годы в основу педагогической работы Толстой положил свое религиозно-нравственное учение о непротивлении злу насилием, заключающееся в у6ежденин, что человек носит в самом себе Бога, всеобщую любовь к людям, всепрощение. Толстой признавал ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считал, что детей не только можно, но и нужно воспитывать, и воспитывать именно в духе проповедуемого им учения. Эти взгляды он высказывал в ряде писем и статей, а в 1907-1908 гг., вел занятия с крестьянскими детьми в духе своего учения.

Обращаясь к педагогической теории и практике, Толстой определил свое видение по ряду педагогических вопросов. Он был сторонникам семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей.

Главным условием первоначального семейного воспитания детей Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми.

Воспитание детей в семье должно быть направлено на гармоническое развитие их сил и способностей. Родители должны охранять и укреплять здоровье детей, умственно развивать их, беседуя с ними, читая детские книжки, при этом они должны обращать внимание на воспитание эстетических чувств детей.

Родителям необходимо воспитывать у детей с раннего возраста любовь и привычку к труду. «Привычка к праздной жизни для человека хуже всех бедствий жизни. Поэтому в высшей степени важно, чтобы дети приучались еще с ранних лет работать. Самообслуживание, посильный ручной, ремесленный труд, труд в сельском хозяйстве не только помогут им в будущем стать самостоятельными людьми, но и будут содействовать их нравственному воспитанию».

Л.Н. Толстой внес значимый вклад в дидактическое обеспечение - создал «Русские книги для чтения» (1875). Его рассказы и книжки для детей реалистичны, народны, глубоко патриотичны. Они широко использовались и в семейном воспитании, и в дошкольных учреждениях, служили умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Многие его рассказы о природе и людях, а также сказки используют для чтения детям и в настоящее время.

Идеи Льва Николаевича Толстого получили развитие в теории Константина Николаевича Вентцеля (1857-1947) - русского педагога, теоретика свободного воспитания.

Его сочинения 20-х гг. «Освобождение ребенка», «Новые пути воспитания и образования детей», «Этика и педагогика творческой личности» насыщены острой критикой старой школы, свидетельствуют о большой любви к детям, стремлении развить их творчество исканием новых путей воспитания.

Вентцель взамен старой школы предлагал создать «Дома свободного ребенка», где бы не было учебного плана, программ, классно-урочной системы. Эти «дома» могли бы посещать дети от 3 до 13 лет, они могли бы в зависимости от возраста и своих интересов свободно объединяться в подвижные группы, чтобы поиграть, порезвиться, заняться каким-либо производительным трудом, побеседовать с взрослыми и таким путем приобрести некоторые знания и навыки. Систематического учения здесь не предполагалось, центром занятий должны быть мастерские. Вместо постоянных учителей заниматься с детьми должны родители. Дети и родители составят своеобразную общину, в которой происходит стихийное развитие детей.

Содержание, воспитательной работы в «Доме свободного ребенка» должно было строиться на принципе удовлетворения индивидуальных текущих интересов и запросов детей. Вентцель считал, что каждый ребенок имеет свою субъективную программу образования и выбирает из сокровищницы знаний те, которые ему нужны для жизни. Он ратовал за крайнюю индивидуализацию обучения.

К.Н. Вентцель выступил в защиту религиозного воспитания детей, за создание «свободной детской религии», за применение утонченных методов и приемов религиозного воспитания детей начиная с дошкольного возраста.

Он идеализировал при роду ребенка, считал ее совершенной, самопроизвольно развивающейся - без вмешательства взрослых, без руководящей роли воспитателя. Вентцепь считал, что путь «саморазвития, самовоспитания и самообучения является верховной целью воспитания». Он превозносил личный, индивидуальный опыт детей и недооценивал систему знаний учащихся, систематическое их обучение. По его мнению, дети должны приобретать знания индивидуально-исследовательским методом. «Каждый ребенок предполагает свою особую систему воспитания; сколько существует детей, столько и систем воспитания».

В своей книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» (1915 г.) К.Н. Вентцель разработал основы «свободного воспитанию) детей дошкольного возраста. Он предлагал создать наряду с «Домом свободного ребенка» дошкольное учреждение, названное им «Идеальный детский сад».

Этот детский сад, по его мнению, тоже педагогическая община, в которой воспитатель и дети - «две равноправные единицы». Он должен быть, по замыслу Вентцеля, «маленькой хозяйственной единицей, трудовой ассоциацией, в строительстве и жизни которой дети принимают самое активное участие» (труд по самообслуживанию, изготовление пособий и игрушек, уход за растениями, животными, сельскохозяйственный труд и т.п.). Детский сад должен «стать местом счастья, радости и свободы», местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и прочих запросов ребенка, «местом цельной и гармонической жизни ребенка». Здесь, как и в «Доме свободного ребенка», не должно быть программ, планов, расписания, а следует проводить план жизни самих детей, т.е. эпизодические занятия по замыслу и свободному выбору детей. И воспитатель детского сада, и дети - все должны быть творцами; в занятиях воспитателя с детьми должна преобладать педагогическая импровизация - творчество, без всякой предварительной подготовки.

В «Идеальном детском саду» воспитатели должны смотреть на ребенка как на «маленького художника, которому надо только помогать совершенствоваться и находить самостоятельно все более и более лучшие формы для воплощения красоты». Из пластических искусств дети в детском саду Вентцеля должны были рисовать, заниматься скульптурой (лепкой, формовкой из гипса), аппликацией, металлопластикой. На этих занятиях им следовало предоставлять свободный выбор тем для работ, по возможности широкий и разнообразный. Игры в детском саду, считал Вентцепь, тоже должны быть творческими, свободными, будучи «методом освобождения творческих сил», они изобретаются самими детьми. Педагог опирался на самодеятельность ребенка во всех ее формах.

В «Идеальном детском саду» должен был быть совершенно свободный порядок. Правила предполагалось составлять совместными усилиями детей и воспитателей. Воспитательницам следовало время от времени предоставлять детей самим себе и «как бы совершенно устраняться». Девизом этого детского сада было: «Минимум регламентации, максимум свободы».

Сторонники теории «свободного воспитания» объединились в 1908 г. в Московский кружок совместного воспитания и образования детей и развили активную деятельность среди педагогов и родителей по ее пропаганде. Председателем кружка был избран К.Н. Вентцель. В 1910 г. кружок открыл при клубе работниц в Москве народный детский сад для детей из бедных семей.

Практика работы этого детского сада, строившаяся вначале на основе теории «свободного воспитания», из года в год изменялась и все более удалялась от установок этой теории.

Хотя методика воспитательной работы в этом народном детском саду основывалась на теории «свободного воспитания», все же у работавших там воспитателей были некоторые достижения в организации и проведении прогулок-экскурсий с детьми (ближние и дальние), детского конструктивного труда с использованием бросового материала, в организации уголка природы, библиотеки и др. Ценным начинанием было и проведение с родителями бесед о здоровье и воспитании детей. Раз в неделю устраивали вечерние собрания детей, перешедшихв школу; на них дети занимались рисованием, ручным трудом, пели, играли. Школьники помогали воспитательницам в организации жизни детского сада.

Идея «свободного воспитания» осуществлялась также посредством организации так называемых «творческих детских садов», имевших целью «создание из ребенка активной творческой личности». Такой детский сад в 1913 г. был открыт в помещении Московского учительского дома.

Данный опыт отразил возможность создания автономных учреждений, самоуправляемых и доступных, в которых реализуется одно из основных прав личности - право на самоопределение,

Вентцель написал первую в мире «Декларацию прав ребенка» (1917), в которой с гуманистических позиций раскрыты по разным направлениям права ребенка, обеспечивающие его физическое, умственное, нравственное развитие «духовно здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства»,

21.8. Просветительская деятельность Ф.К. Богушевича, А.В. Богдановича.

В Беларуси активную просветительскую деятельность вел Франциск Казимирович Богушевич (1840-1900) - поэт-демократ; публицист, просветитель. Мировоззрение Ф.К. Богушевича складывалось под влиянием крестьянского движения и идей русских революционных демократов Н.Г. Чернышевского, Н.А. Некрасова. Его общественно-педагогические и просветительские взгляды отражены в художественных произведениях. публицистике, переписке с друзьями.

Начинал свой трудовой путь Ф.К Богушевич с работы сельским учителем, изучал жизнь белорусского крестьянина, принимал активное участие в восстании 1863 г. Он писал и распространял революционные листовки, призывы, обращенные к крестьянам.

Выступал с идеями сохранения национального образования, своего языка и своей культуры, углубления национального самосознания. Издал на белорусском языке в Кракове сборник стихов «Дудка белорусская» (1891). В 1894 г. в Познани вышел его сборник стихов «Смычок белорусский». В 1885-1891 гг. печатался в польском журнале либерального направления «Край», который издавался в Петербурге. На страницах журнала обращался к проблемам экономической поддержки образования.

Ф.К Богушевич развивал идеи освобождения трудящихся от социального, политического и религиозного гнета. Понимая, что эксплуатация народа усугубляется его неграмотностью, писатель-демократ подверг резкой критике политику царского правительства в области просвещения. Трудящиеся не имели ни времени, ни материальных средств, чтобы овладеть элементарной грамотностью. Поэт подчеркивал, что знания, книги остаются привилегией господствующих классов, что только они могут пользоваться тем, что накоплено веками человеческим разумом, что не созданы еще книги для простого народа. Он отмечал, что народ ценит книгу как источник знаний и мечтает о такой книге, которая учила бы, как жить, любить труд и людей труда. Поэт был уверен, что народ - создатель материальных ценностей - заслуживает большего уважения в обществе. Только народ сможет оказать положительное влияние на молодое поколение, считал Ф.К Богушевич.

Намечая пути обновления общественной жизни, Ф.К Богушевич большое внимание уделял росту просвещения, выступал за открытие сельскохозяйственных и ремесленных школ, института в Вильно с агрономическим и технико-строительным факультетами, требовал создания популярной литературы для народа.

В осуществлении принципа демократизации народного образования важно было завоевать право учить детей на родном языке. Ф.К Богушевич первым из белорусских писателей выступил в защиту родного языка и литературы. Поэт отмечал, что белорусы -это самостоятельный народ в семье славянских народов, что белорусский народ сохранил свой язык и свою культуру. С революционно-демократических позиций поэт боролся за национальную свободу и право каждого народа самому решать свою судьбу, стремился поднять национальное самосознание белорусского народа. Он призывал своих соотечественников не забывать родной язык, считал, что белорусы должны беречь свой язык, создавать свою литературу, как и другие народы.

Ф.К. Богушевич учил с большим уважением относиться к национальной культуре других народов и считал, что белорусам важно знать языки соседних народов. «Оно хорошо и даже нужно знать язык соседей, но в первую очередь нужно знать свой язык». Поэт стремился, чтобы белорусский народ внес свой вклад в развитие культуры славян.

Национальный вопрос Ф.К Богушевич подчинял социальному, борьбе за землю, свободу. Важнейшей задачей прогрессивной белорусской литературы считал объединение трудящихся разных национальностей в борьбе за социальное и национальное освобождение. В письме к известному польскому ученому Я. Карловичу от 2 декабря 1891 г. он ставил вопрос о создании белорусского словаря и белорусской грамматики.

Ф.К Богушевич считал, что необходимо заботиться о воспитании и формировании характера ребенка, воспитании патриотизма. Он славил труд и человека труда, утверждал гуманизм. Следуя принципу реализма, поэт осуждал отрицательные черты бытового характера: жадность, консерватизм, пьянство, суеверие и др.

Творчество Ф.К Богушевича содействовало воспитанию общественных интересов и лучших нравственных качеств у белорусского народа.

Адам Егорович Богданович (1862-1940) - прогрессивный педагог, учитель-практик, этнограф, фольклорист, лингвист, критик; отец и воспитатель белорусского поэта М.А Богдановича, близкий друг М. Горького. Политические и педагогические взгляды А.Е. Богдановича сложились под воздействием передовой русской общественно-политической мысли и прогрессивной педагогики. Особое влияние на него оказали произведения В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, педагогическая деятельность К.Д. Ушинского. Он разделял принципы демократизма, гуманизма, гражданственности. Просвещение народа неразрывно связывал с борьбой против социально-экономического гнета, мыслил школу и образование светскими, свободными от влияния религии.

В педагогических произведениях «Педагогические воззрения белорусского народа» (1886), «Школьная страда» (1894) А.Е. Богданович раскрывал недостатки существующей школьной системы, подвергал резкой критике постановку начального и среднего образования. Осуждал догматизм в преподавании, отрыв учебного дела от воспитательной работы, формализм и бюрократизм во всей системе народного образования.

АЕ. Богданович высказал идеи по вопросам обучения и воспитания. Цель обучения развитие умственных способностей: обучение должно строиться на ярких примерах; залог успешного обучения - реализация принципа сознательности и активности; в учении необходимо осуществлять систематическое повторение пройденного; учитывать возрастные особенности детей. Основная задача учителя - развитие умственных способностей учеников, воспитание у ребенка стремления самостоятельно приобретать знания. На развитие умственных способностей ребенка, чувств, здоровья, приобщение к труду должно быть направлено семейное воспитание. Гражданская обязанность родителей - патриотическое воспитание ребенка. Наилучшее средство воспитания народная педагогика.

Педагог А.Е. Богданович резко выступал против бессмысленной зубрежки. Он был убежден, что только сознательное усвоение знаний учащимися является условием их прочности и успешного обучения. Он считал, что каждый учебный предмет имеет не только образовательное, но и воспитательное значение, так как дает материал для формирования мировоззрения, базирующегося на научном освещении природы и общества. Поэтому исключительно большое значение педагог придавал естественным наукам. Он видел в природе неисчерпаемое богатство для умственного развития детей и важнейший источник для их подготовки к будущей практической деятельности. А.Е. Богданович настаивал на изучении в гимназиях физиологии, химии, биологии, так как отсутствие этих дисциплин в гимназическом курсе рождало непонимание у детей многих явлений окружающего мира.

Советовал соотносить обучение с законами детского развития. «Если же наши требования не будут соответствовать естественному росту духовных сил человека, если мы слишком рано будем обременять ум ученика отвлеченными знаниями, то, несомненно, nричиним вред его развитию... Чрезмерность мозгового напряжения ведет к умственному переутомлению. Также замечено, что последствием многоучения, непосильного умственного труда, является отвращение к учению вообще. Наконец, сообщение многочисленных сведений мешает их основательному усвоению. Вывод из всего этого тот, что лучше меньше знать, но хорошо усвоить, другими словами - из всякой науки надо знать самое важное и существенное. Дело обучения не в том, чтобы сообщить возможно больше сведений, а в том, чтобы развить возможно лучше понимание».

А.Е. Богданович обращался к проблемам воспитания. Неотъемлемым качеством гармонически развитой личности считал воспитание любви к Отечеству. Этой цели, отмечал педагог, должны служить родной язык, произведения народного творчества, художественная и историческая литература.

Важнейшее место отводил трудовому воспитанию, писал о формировании любви к труду на родной земле, среди родной природы. «Все должны работать - вот основное положение в крестьянских воззрениях на труд, - отмечал А.Е. Богданович, - приучать к труду необходимо с детства, таким только образом порождается привычка трудиться». Пример родителей и окружающего общества служит в данном случае одним из важнейших педагогических факторов.

Развивая идеи народного образования, отмечал, что «во-первых, народ очень хорошо сознает значение воспитания как преднамеренного воздействия на умственные, нравственные и физические силы и способности ребенка, сознает, какое влияние оказывает воспитание на всю жизнь человека; во-вторых, детский возраст, когда ребенок бывает особенно восприимчив и его способности гибки, подобно молодой ели, народ считает особенно важным в деле воспитания и, в-третьих, считает родителей ответственными за поступки детей».

Богданович отмечает, что на протяжении многих лет народ выработал определенные методы воспитания: убеждение, пример, наказание.

Белорусский педагог уделял особое внимание исследованию народного воспитания, так как народное творчество было одним из основных проявлений общественного сознания, идеологии народных масс.

А.Е. Богданович пропагандировал идею братской дружбы с русским народом и горячо ее отстаивал. С 1896 г. он жил в России, старинные русские города Нижний Новгород и Ярославль стали его второй родиной. Свое отношение к белорусскому и русскому языкам он выразил так: «Для меня они одинаково милы и дороги. Один для меня язык родины, другой - язык Отечества».

Большое внимание А.Е. Богданович уделял педагогическому мастерству учителя. Предъявляя к учителю высокие требования, он придерживался правила «каков учитель, такова и школа». А.Е. Богданович подчеркивал, что успехи учащихся зависят от преподавателей, «от их степени подготовленности к своему делу, от их талантливости как педагогов, от умения преподавать». Он требовал от учителя широкой эрудиции, знаний из разных областей науки, придавал большое значение авторитету и личному примеру учителя, считал, что учитель обязан творчески относиться к педагогической деятельности. Учителю необходимы основательная научная подготовка, знание дидактики, а также глубокое понимание психологии детей. А.Е. Богданович неоднократно подчеркивал, что учитель должен постоянно заниматься самообразованием.

Общественно-политическая, педагогическая и просветительская деятельность А.Е. Богдановича оказали значительное влияние на общественно-педагогическое движение, развитие просвещения и педагогической мысли в Белоруссии.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: