Практическое занятие №7
Показатели, характеризующие деятельность флота и портов.
Преимущества и недостатки водного (морского и речного) вида транспорта.
Цель работы:
- знать показатели, преимущества и недостатки водного транспорта;
- уметь организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
Укажите специфические показатели оценки работы морского транспорта.
Объем транспортной работы флота характеризуют различные показатели. Основными показателями являются объем перевозок и грузооборот. Объем грузовых перевозок выражается в тоннах, грузооборот - в тоннах-милях. Объем пассажирских перевозок определяется числом перевезенных пассажиров, пассажирооборот – пассажиромилями.
Показатели работы морского транспорта - осн. эксплуатационно-техническими характеристиками морского судна являются линейные характеристики, характеристики по массе, объемные характеристики, скорость хода, нормы расходования топлива, воды и смазки, а также грузовая характеристика.
Укажите преимущества и недостатки морского транспорта.
Преимущества морского транспорта:
1) использование естественных водных путей, которые не требуют затрат на содержание;
2) практически не ограничена линейная пропускная способность морского пути;
3) большие грузоподъемность и размеры судов, что позволяет перевозить значительные партии груза;
4) высокая дальность перевозок. Средняя дальность перевозки составляет 4 тыс. км;
5) относительно низкая себестоимость перевозок на дальние и сверхдальние расстояния;
6) высокая скорость доставки грузов (выше, чем на речном и железнодорожном транспорте). Средняя скорость доставки – 16 км/ч;
|
7) регулярность перевозок, за исключением некоторых портов северных районов страны;
8) незначительные затраты энергии (топлива) на единицу перевозок;
9) высокий уровень механизации перегрузочных работ;
10) единое правовое и юридическое поле.
Недостатки морского транспорта:
1) зависимость от климатических условий: морских течений, сильных туманов, ветров, штормов, ледоставов в устьях портов;
2) значительные капитальные вложения в портовое хозяйство и транспортный флот. Морские порты относятся к самым крупным и дорогостоящим транспортным сооружениям;
3) использование судов большой грузоподъемности увеличивает время и стоимость начально-конечных операций в порту, увеличивает время накопления груза на судовую партию (требуются большие складские площади);
4) не обладает территориальной универсальностью;
5) низкая скорость передвижения;
6) ограниченное применение в прямом сообщении.
Укажите специфические показатели оценки работы речного транспорта.
Производительность судна – транспортная работа в тонно-километрах или пассажиро-километрах в единицу времени (обычно сутки), исчисляемая на 1 л.с. или 1 т грузоподъемности. Различают чистую и валовую производительность судна. Чистая производительность характеризует использование судна во время движения в груженом состоянии. Валовая производительность – показатель, характеризующий использование судна в течение всего затраченного эксплуатационного времени, т.е. времени движения в груженом и порожнем состояниях, времени всех стоянок и работ нетранспортного характера.
|
Показатели использования судов по загрузке отражают степень использования грузоподъемности и мощности судов.
Укажите преимущества и недостатки речного транспорта.
Преимущества речного транспорта:
1. Использование естественных водных путей (первоначальные капитальные вложения на обустройство речного пути в 6–7 раз меньше, чем на строительство железных дорог и автодорог равной длины и пропускной способности);
2. Низкая себестоимость перевозок;
3. Высокая провозная способность глубоководных путей;
4. Большая грузоподъемность судов и составов (грузоподъемность сухогруза – 5300 т, танкеров – 9000 т, составы – 22500 т);
5. Удельные затраты энергии значительно ниже, чем на сухопутных видах транспорта ввиду малого сопротивления движению судов;
6. Удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном транспорте, в 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;
7. Универсален по роду перевозимых грузов;
8. Меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.
Недостатки речного транспорта:
1. Низкая скорость судов и доставки грузов;
2. Перевозки носят сезонный характер;
3.Зависимость от погодных условий;
4. Иногда перевозки ограничены временем суток (скоростной пассажирский флот не используется в ночное время);
5. В межнавигационный период простаивают суда и порты, возникают трудности у работников речного транспорта;
6. Извилистость рек удлиняет путь следования и увеличивает срок доставки грузов;
|
7. Несовпадение направления течения рек и основных массовых грузопотоков;
8. Замкнутость речных бассейнов ограничивает обслуживаемую территорию;
9. Ступенчатость глубин ограничивает применение судов большой грузоподъемности или приводит к дополнительным перевалкам при применении большегрузных судов;
10. Загрязнение рек.
5. Ответить на контрольные вопросы
- Дайте характеристику понятиям «порт», «причал», «пристань». В чем заключается разница между этими сооружениями?
Порт – это прибрежный пункт, имеющий удобные водные подходы и связанный со стороны береговой территории с железнодорожным и автомобильным транспортом, оборудованный перегрузочными комплексами, складами, устройствами для обслуживания судов и пассажиров.
Причал – участок порта, обеспечивающий обработку одного расчетного судна. Причал – это основной элемент порта.
При́стань —специально оборудованное место для причаливания (стоянки) речных судов у берега на внутренних водных путях, и шлюпок, баркасов и так далее в бухтах озёр и морей.
Причал является частью порта, а пристань отдельное специально оборудованное место для причаливания на протяжении водных путей или в бухтах.
- В чем отличие полной грузоподъемности от чистой?
Полная грузоподъемность, или дедвейт судна — это максимальное количество груза в тоннах, а также запасы топлива, водыви грузов снабжения, которые может принять судно, а
Чистая грузоподъемность судна — это максимальное количество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке.
- Перечислите основные отличия линейного судоходства от трампового?
1. Линейное судоходство осуществляется через постоянные и регулярные обращения судов с закреплением последних на определенных направлениях. Посещение портов планируется в географической последовательности. Совокупность всех портов захода судов называется линией. Трамповое судоходство не связано с обслуживанием определенных направлений и портов и базируется на одиночных рейсах и перевозках грузов через порты, определяемые договором морской перевозки грузов — чартером.
2. Судами линейного плавания перевозятся главным образом генеральные грузы. Они доставляются небольшими партиями, поэтому на линейном судне порой перевозятся сотни коносаментных партий груза, идущих в адрес различных получателей. При трамповом судоходстве перевозятся в основном массовые дешевые грузы (навалочные, наливные).
3. Тарифы линейных перевозчиков более высоки, по сравнению со ставками трамповых судов.
- Дайте определение понятию «чартер». Какие виды чартера Вы знаете?
Чартер — договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду судна или его части на определенный рейс или срок.
· Рейсовый чартер — договор фрахтования морского судна на фиксированное число рейсов.
· Слот-чартер — аренда контейнерной ячейки (секции) на судне-контейнеровозе.
· Бербоут-чартер — договор аренды крупного судна или прогулочной яхты без экипажа. По этому договору судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряжённое судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
· Тайм-чартер — договор фрахтования морского судна на время.
· Димайз-чартер — аренда полностью снаряжённой яхты с экипажем.
- По каким критериям классифицируют морские суда и порты?
По назначению морские суда подразделяются на:
– транспортные;
– промысловые;
– вспомогательные;
– суда технического флота.
Транспортные суда составляют основное ядро морского и речного флота. Они предназначаются для перевозки различных грузов и пассажиров и подразделяются на:
– грузовые;
– пассажирские;
– грузопассажирские;
– специальные транспортные суда.
Грузовые суда разделяют на два основных класса – сухогрузные и наливные, к которым, в свою очередь, относятся суда различных типов и назначений.
По роду деятельности морские порты делят на гражданские и военные, обслуживающие военно-морской флот.
Гражданские порты разделяются по назначению на две группы:
1. Торговые (транспортные) порты предназначены для обслуживания транспортных судов, перевозящих грузы и пассажиров, при этом выделяют порты общего назначения, выполняющие обслуживание судов различной грузовой специализации, а также производящие и пассажирские операции, и специализированные порты, предназначенные главным образом для операций с грузом одной категории, определяющим характер всей работы порта. Сюда же могут быть отнесены следующие порты:
Пассажирские порты. Иногда порты специализируются только по обслуживанию пассажиропотоков. Для них грузовые операции имеют второстепенное значение.
Промышленные порты. Ряд портов в России и за рубежом обслуживает отдельные крупные промышленные предприятия или комбинаты
2. Порты, имеющие нетранспортное назначение - это порты-убежища, бункеровочные порты, промысловые порты и др. Порты-убежища служат для укрытия судов, которые во время шторма по своим мореходным качествам или техническому состоянию не могут находиться в открытом море, а также в случае аварии. Обычно имеют судоремонтные мастерские и судоподъемные средства для оказания помощи судам, получившим повреждения. Бункеровочные порты расположены на основных морских путях и служат для обеспечения проходящих судов топливом, пресной водой, продовольствием и т. д. Промысловые порты обслуживают различные виды морского промысла; в основном – это рыбопромысловые порты, которые служат для рыболовецкого флота. В них помимо складов-холодильников нередко размещаются и предприятия по переработке рыбы.
По естественно-географическим условиям порты подразделяются на:
· устьевые - расположенные в устьях рек (Архангельск, Роттердам, Санкт-Петербург, Нью-Йорк) или в некотором удалении от устья вверх по реке (Лондон, Гамбург);
· внутренние - расположенные на крупных судоходных реках или каналах (Новый Орлеан, Монреаль); расположенные на морском побережье, в естественных или искусственно созданных бухтах, заливах и лиманах (Одесса, Ильичевск, Владивосток).
В зависимости от характера и полноты услуг, оказываемых транспортным судам, морские порты подразделяют на три группы:
· базовые порты, в которых производятся все виды обслуживания; сюда относятся порты, в которых располагаются судовладельческие компании и к которым приписаны суда.
· порты с ограниченным обслуживанием; число судов, обрабатываемых в таких портах за год, должно быть не менее 600 при грузообороте по сухогрузам 1,5-6 млн. т или по наливным грузам 6-12 млн. т.;
· порты с минимальным объемом обслуживания, без которого невозможно поддерживать нормальное судоходство.
По отношению к международной торговле морские порты разделяются на порты мирового, международного и внутреннего значения. Порты мирового значения являются центрами мировой торговли и принимают суда, плавающие по всем морям и океанам. Порты международного значения принимают суда, плавающие в пределах того бассейна, на котором расположен сам порт. Порты внутреннего значения или каботажные порты обслуживают внутренние перевозки между портами одной лишь страны.
По принадлежности морские порты подразделяются на:
· частные – принадлежащие крупным частным компаниям, занятых переработкой нефти, угля, металлов и т. д;
· государственные – находящиеся под контролем государства и обеспечивающие, в первую очередь, национальные интересы в сфере торгового мореплавания. Форма и доля участия государства в управлении этими портами бывает разная