Педагогическая деятельность Е.Н. Водовозовой.




Елизавета Николаевна Водовозова(1844-1923) - педагог, детская писательница. Разделяла идеи общественного народного, раннего семейного воспитания. На формирование взглядов Е.Н. Водовозовой огромное влияние оказал К.Д. Ушинский, работавший в Смольном институте во время ее учебы, а также приглашенные им молодые учителя, в частности ее будущий муж, друг К.Д. Ушинского - Василий Иванович Водовозов (1825-1880), известный методист русского языка и литературы. Окончив смольный институт, Е.Н. Водовозова решила стать педагогом. Она помогала мужу в организации в Петербурге воскресной школы, давала частные уроки, участвовала в заседаниях С.-Петербургского педагогического собрания.

В конце 60-х гг. XIX в. Е.Н. и В.И. Водовозовы в поездке по Германии и Швейцарии изучали опыт детских садов, работавших по системе Ф. Фребеля, школ, а также опыт семейного воспитания. В 1871 г. Е.Н. Водовозова издала свой главный труд по дошкольной педагогике «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста». Книга предназначалась для воспитателей и матерей и состояла из следующих частей: в первой освещались вопросы нравственного и умственного воспитания (гл. I-IV); во второй раскрывалось значение системы Фребеля, его игр и занятий (гл. V); в третьей содержание и методика воспитания детей по отдельным возрастам (1-4 года, 4-6 лет, 6-8 лет); четвертая представляла собой обзор «наиболее развивающих детских игрушек», в книге было приложение (таблицы ручных занятий, песни с нотами). В последующие издания Водовозова включала новые разделы, в которых она освещала и подвергала критике систему Монтессори и теорию «свободного воспитания» (7-е издание вышло в 1913 г.).

Е.Н. Водовозова обосновала ряд основоположений дошкольного воспитания. Как последовательница К.Д. Ушинского считала, что воспитатель, воспитание и обучение играют ведущую роль во всестороннем развитии ребенка, самым действенным образом влияют на развитие всех его задатков, физических и умственных сил и способностей. Воспитание, указывала Е.Н. Водовозова, должно начинаться с колыбели. Необходимо предложить ребенку разумную деятельность, соответствующую его возрасту, которая бы всесторонне развивала его чувства.

Главная цель воспитания, писала Е.Н. Водовозова, - это «воспитывать человека - будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества».

Е.Н. Водовозова утверждала, что правильно организованное воспитание является наиболее плодотворным фактором. «Если это последнее осмыслено, основано не только на педагогическом такте, но и на серьезных научных данных, то оно дает гораздо более плодотворные, верные и точные результаты, чем то воспитание, которое дает человеку природа и обстоятельства». Отсюда задача родителей и воспитателей - изучать не только индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и обучения, но и науку о воспитании, регулировать влияния внешней среды и создавать обстановку, необходимую для воспитания. Считала, что для воспитания нужно создавать необходимую среду и гуманно относиться к детям. Воспитателям надо проявлять внимание к нуждам детей, потребностям, природным побуждениям, признавать за ними право на некоторую самостоятельность и инициативу. Е.Н. Водовозова была решительной противницей телесных наказаний.. Однако она не отрицала необходимости в отдельных случаях использовать, в русле теории «естественных последствий» Руссо, личный опыт и его последствия с той целью, чтобы научить детей поступать в другой раз более обдуманно.

Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесторонним. Всестороннее развитие рассматривала через следующие направления и их основные средства: физическое воспитание - через свободные, естественные движения; нравственное воспитание - наглядные примеры, а не поучения; трудовое воспитание - посильный труд детей, самообслуживающий труд, труд в природе, знакомство с трудом ремесленников, крестьян; эстетическое воспитание через пение, объясненную сказку, басню; отмечала психологические основы умственного воспитания - своевременное и правильное развитие органов чувств через разные упражнения, игры и занятия детей, рисование - средство подготовки к письму (рисование по сетке приучает глубже вникать в форму предметов, в соотношение его отдельных частей, подготовляет к свободному рисованию).

Важным считала: игры, неподавление детского веселья, развитие моторики ребенка, органов чувств разными упражнениями, интереса к учению, указывала на необходимость научить детей наблюдать явления общественной жизни, понимать взаимоотношения людей.

Разработала практические указания для родителей и воспитателей о том, как можно развивать моторику ребенка, разные виды детского труда в природе (выращивание растений, цветов, овощей и ДР., уход за животными) и некоторые виды самообслуживающего труда детей дошкольного возраста, дала практические указания родителям и воспитателям, как надо развивать зрение, слух детей, развивать у них наблюдательность и любознательность.

В дошкольные годы рекомендовала начинать «разумную подготовку» детей к школьному обучению. Выступала против преждевременного обучения грамоте, письму; счету, иностранным языкам. Придавала большое значение пробуждению у ребенка самостоятельной мысли. Этому должны содействовать разные занятия: беседы, рассказывание, особенно - самостоятельные опыты детей. В процессе этих занятий детей знакомят с признаками и свойствами предметов, дети же сами делают сравнения, умозаключения, что способствует также развитию их речи. Водовозова разработала программу практических наблюдений детей в окружающей жизни и в природе (по временам года), серию опытов, помогающих развитию деятельности и мышления детей.

В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста Е.Н. Водовозова положила идею народности воспитания. Она писала: «Наши детские сады должны быть созданы на народной, русской почве. Мне заметят, что для этого всякому воспитателю придется изучать народ. Но кто привык думать по-русски, сочувствовать всему, в чем выражаются лучшие стороны живого народного ума, тому это будет не трудно». Использование при работе с детьми с раннего возраста народных песен, загадок, пословиц, сказок и игр должно обеспечить воспитание у них чувства любви к народу, родине.

Исходя из идеи народности воспитания, Е.Н. Водовозова занималась отбором материала для воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Она разработала программу развития у детей родной речи и методику использования в воспитании детей русского фольклора.

Е.Н. Водовозова, изучив систему дошкольного воспитания, предложенную Ф. Фребелем, высказала как критическую оценку элементов данной системы, так и одобрение ряда его разработок. Е.Н. Водовозова считала, что дидактический материал, предложенный Фребелем (глина, кубики, палочки, бумага и т.д.), дает возможность бесконечно разнообразить работу детей, создавать в процессе занятий множество предметов детского ручного труда. Родители и воспитатели должны использовать на занятиях с детьми дидактические материалы Фребеля, его методические разработки игр и занятий, указывала Водовозова, причем стремилась показать, как можно использовать в семейном воспитании детей дошкольного возраста дары Фребеля и его ручные работы из разных дидактических материалов. Примерные занятия с дарами (она называла их «сидячими занятиями») Водовозова предлагала сопровождать специально подобранными народными сказками, песнями, поговорками, загадками, а также беседами, рассказами и вопросами, наводящими детей на размышления и уточняющими их представления.

Как и К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова отмечала значимую роль сказки, выбор которой должен быть обдуманным со стороны взрослого. «Следует начинать с совершенно понятных сказок, где главную роль играют знакомые детям животные, где имеется верное описание природы или где описываются простые, понятные детям семейные отношения». Сказка, которая опирается на богатые детские наблюдения и знания, развивает детскую фантазию, содействует обогащению речи детей, помогает им в живых, простых образах запомнить народные выражения, обороты речи, содействует нравственному воспитанию. Но сказки надо умело объяснять, считала Водовозова, иначе они могут принести более вреда, чем пользы; при отсутствии объяснения дети останавливают свое внимание на их фантастической форме, могут увлечься одной игрой воображения. В книге «Умственное и нравственное воспитанне...» Водовозова дала целую серию народных сказок, доступных и полезных для воспитания детей дошкольного возраста.

Большой воспитательной ценностью, указывала Е.Б. Водовозова, обладают также басни, для которых характерна простота слога, тщательная художественная отделка, остроумие. Однако, предупреждала она, необходим опять весьма обдуманный выбор их, так как тонкая сатира многих басен недоступна детям дошкольного возраста. При чтении басен следует объяснять детям предметы и явления, которые более всего заняли их воображение, а также объяснять непонятные слова и выражения.

Методика проведения игр Е.Н. Водовозовой основана на понимании игры как самостоятельной деятельности детей, содействующей всестороннему развитию. Она отметила, что, благодаря творческому воображению детей, различные дидактические материалы, в частности строительные: кубики, лучинки, палочки и т.д., в играх могут превращаться в игрушки, которые предоставляют детям полную возможность каждый день строить новые конструкции и предметы и играть с ними.

Не отрицая пользы готовых детских игрушек, Водовозова выступала против того, чтобы давать детям слишком много игрушек, так как это рассеивает их внимание. В своей книге она дала обзор наиболее развивающих детских игрушек, употребляющихся в летнее и зимнее время в играх детей, рекомендовала широко использовать в процессе воспитания подвижные игры, среди указаний по методике их проведения отметила, что подвижные игры должны сопровождаться развитием находчивости, сообразительности, фантазии, чтобы потом дети сами могли изобретать игры, а главное условие при проведении подвижных игр - дать детям как можно более разнообразия, свободы.

Е.Н. Водовозова писала и о тщательном отборе детских песен. В книге «Умственное и нравственное воспитание...» предложила 35 детских русских народных песен с нотами, а впоследствии выпустила сборник детских песен, одобренный художественным советом Петербургской консерватории.

Е.Н. Водовозова как известная детская писательница создала занимательные очерки и рассказы о природе, о жизни народов России и западноевропейских государств. Е.Н. Водовозова - автор интересных мемуаров, в которых нашли яркое освещение быт и нравы мелкопоместного дворянства, крепостническая система воспитания, существовавшая в России в 40-60-х гг. XIX В., обстановка жизни и воспитание «благородных девиц» в Смольном институте и др.

Е.Н. Водовозова своими трудами содействовала теоретической разработке содержания и методики воспитательной работы с детьми дошкольного возраста главным образом в условиях семейного воспитания.

...





Читайте также:
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.