Локальная среда развития речи, обучения письму и чтению




Самым увлекательным средством общения, несомненно, является человеческая речь. Мария Монтессори уделяла зоне развития речи особое внимание. «Речь вызывает то изменение окружающего мира, которое мы называем цивилизацией», - писала она (5).

Для данной мини-среды она предложила следующие материалы: наборы карточек для расширения словаря; металлические фигуры-вкладыши; звуковые игры; шершавые буквы (прописные); подвижный алфавит; карточки для чтения с маленькими предметами, с предметами из окружающей среды, материалы для чтения слов с одной сложностью; карточки для введения частей речи и символов, анализа предложения, слова и другие.

Локальная среда математики

Когда Монтессори называла человеческий ум «математическим умом», она подразумевала под этим, что математика не является неким особым сложным явлением, суть которого могут постичь только исключительно одаренные личности, она присуща человеку, связанна с его жизнью. Известно, что вся человеческая культура, прежде всего высокоразвитая техника и современная индустрия, целиком и полностью опирается на математику.

Ребенку в постижении мира культуры помогает «абсорбирующий ум». Способность к абстрагированию и воображению, отличающие человека от животного, переносят ребенка из природно-материального - в сферу высокой умственной деятельности. Поначалу он имеет конкретный опыт обращения с многочисленными предметами, а позже переходит к абстрагированию на основе приобретенных знаний. При этом существенную помощь ему оказывают Монтессори-материалы для развития чувств, представляющие собой «материализованные абстракции». Именно эти материалы открывают ребенку путь к математическому познанию мира. Отсюда ясно, почему Монтессори назвала их «базовые математические материалы». Розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, блоки с цилиндрами-вкладышами и другие материалы подготавливают ребенка к усвоению математических знаний. Когда ребенок сравнивает, упорядочивает, измеряет, речь уже идет о проявлениях математического мышления. Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, естественно развивая при этом математические способности. Ребенок довольно рано может овладеть математическими знаниями, и математика станет для него такой же близкой и естественной, как речь, по мнению М. Монтессори.

Математические материалы тесно связаны с материалами для развития чувств. Например, в математических материалах имеются красно-синие штанги той же формы и размера, что и красные штанги в материалах для развития чувств. Ребенок получает представление о числе и переходит к счету, у него возникает понятие о структуре десятичной системы, он постигает суть основных математических операций (например, «Золотой материал» из бусин).

Математические Монтессори - материалы соответствуют сенсомоторным потребностям ребенка. После тщательного разъяснения, как обращаться с математическим материалом, ребенок переходит к многочисленным упражнениям на повторение основных действий. Длинные серии упражнений дают ребенку возможность самостоятельно применять полученные результаты и учиться абстрагировать. Младшие дети на конкретном материале могут решать даже такие задачи, которые на первый взгляд кажутся сложными.

Монтессори - материалы составлены так, чтобы была ясно видна связь арифметики и геометрии. Например, материал из бусин помогает ребенку не только сформировать понятие о числах и операциях с ними, но и ясно представить одну бусину как точку, десяток - как прямую, сотню - как квадрат десяти, тысячу - как куб десяти. Вычисление площадей и объемов, возведение в степень и извлечение корня - все это различные примеры взаимосвязи арифметики и геометрии. Отсюда единство математики осязаемо и понятно. Плоские геометрические фигуры-вкладыши, геометрические тела и конструктивные треугольники, которые применялись в материалах для развития чувств, опосредованно знакомят ребенка с геометрией.

Монтессори - педагоги видят математическое образование детей как единое целое. Они хотят сделать ребенка способным при помощи математического мышления постичь мир природы, культуры и видеть свое место в нем в качестве исследователя и преобразователя.

Мини-среда математики представлена следующими материалами:

1. Количество и символы от 0 до 10 (числовые штанги; шершавые цифры; веретена; чипсы).

2. Общие представления о десятичной системе (введение основных разрядов десятичной системы с помощью золотого материала; введение символов; построение десятичной системы; материалы по статическому и динамическому сложению, вычитанию, умножению и делению).

3. Упражнения на пересчет (цветная лесенка; доски Сегена; пересчет 11-19,19-99; цепочки: сотенная, тысячная и др.).

4. Упражнения на закрепление арифметических действий с числами в пределах от 1 до 9 (доски для выполнения арифметических действий).

5. Абстрагирование (счеты; шахматная доска; операции с дробями).

Зона космического воспитания

Центральная идея космического воспитания - познание человека во всем его многообразии и сложности, его место в культуре, истории, природе. Микрокосмос - это Я, мама, папа, мой дом, моя школа. Макрокосмос - тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и Я. Человек не есть сторонний наблюдатель природы, а существо космическое, глубоко изучающее все, что происходит в космосе изнутри, ищущее гармонию в себе, между всеми людьми планеты. Развитие возможно лишь тогда, когда человек обратит внимание на себя самого, свою естественную природу и поймет, что развитием надо управлять сознательно. Работа в «космосе» учит малыша быть наблюдательным, восхищаться каждой, даже незначительной частичкой мира, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее. Работая с книгами, ребенок учится выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Это способствует тому, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.

Общей целью так называемого космического воспитания является ознакомление ребенка с основами ряда наук и получение им прикладных знаний о природе и обществе. Косвенная цель - подготовка детей к переходу в школу. В содержание космического воспитания входят:

1. Астрономия (смена дня и ночи, времени года; месяцы в году; дни недели; понятие Галактики и солнечной системы; земля и ее происхождение; планеты, созвездия и так далее).

2. Биологические науки («живое – неживое»; свойства земли, воды, воздуха, огня; жизнь растений, животных и так далее).

3. География (понятие суши и воды; части света и континенты; различие воды, суши и водоемов; горы; аномальные явления; карты географические и политически; страны и столицы; родная страна и ее столица; родной город и другие).

4. Физика (три агрегатных состояния вещества; свойства твердых тел, жидкости, газа).

5. История, антропология и этнография (происхождение и развитие жизни на Земле; происхождение и последовательность эволюции человека; понятие народов, рас; этнические особенности народов Земли).

6. Анатомия и физиология (основы строения организмов животных и человека).

7. Прикладные знания (деньги; время; бытовая техника; транспорт; жилище; адрес, телефон; родственники; день рождения; мир профессий).

Задача материалов «космической зоны» - дать ребенку умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. Тогда он сможет обходиться без взрослой опеки и контроля. Дети самостоятельно впитывают знания из среды. Развивают наглядную память изготовленные детьми собственные учебники, рисунки на стенах, модели на полках, афиши спектаклей и выставок.

Работа ребенка в зоне космического воспитания связана с одной из основных мыслей М. Монтессори о всеобщности, взаимосвязи и взаимовлиянии всего, существующего в мире и подчиненности его единому «космическому плану». Эти идеи перекликаются с мыслями русских философов, психологов, педагогов, анализ которых глубоко представлен в работах современного исследователя А.В. Хуторского об истоках русского космизма в педагогике.

В трудах Марии Монтессори термин «игра» встречается редко. Возможно, поэтому бытует мнение, что система Монтессори представлена лишь упражнениями, носящими нередко скучный, монотонный характер, а игровой элемент в ней полностью отсутствует. Действительно, характеризуя деятельность ребенка, связанную с дидактическими материалами, Монтессори преимущественно употребляет термины «работа», «упражнения», «занятия», подчеркивая тем самым их важность в процессе активного познания ребенком окружающего мира, «построения собственной личности», а также отличие от сюжетно-ролевой игры. В книге «Креативный ребенок» она писала, однако, что подобные упражнения нередко носят для детей характер игры. «Можно было бы сказать, что ребенок во всех своих упражнениях играет. Но посредством этих игр он приобретает способности и силы, которые требуются ему для образования и развития», отмечала М. Монтессори (13, с.161). Таким образом, она отделяла восприятие некоторой деятельности с точки зрения ребенка и с точки зрения взрослого.

Обязательная ценность «подготовленной среды» - другие дети. Учебная группа гетерогенна, в ней находятся дети разного возраста, национальности, цвета кожи: как здоровые, так и с ограниченными возможностями. И все это для того, чтобы достаточно полно дать понять ребенку с малых лет неповторимость и разнообразие каждого из окружающих его людей понять особенности отношений с каждым из них. Следуя естественным законам, ребенок стремится к общению с себе подобными. Он получает возможность разговаривать со сверстниками, обсуждать какие - либо проблемы со взрослыми, организовывать группу людей для работы. Так он отлаживает социальные контакты и упражняет такие человеческие качества, как умение слушать и слышать собеседника, уважать чужое мнение и отстаивать свое и многое другое.

По существу, Монтессори - группа – это некая модель человеческого общества, в которой дети разных возрастов учатся общаться друг с другом, сотрудничать. Такое содружество детей предоставляет им уникальную возможность помогать друг другу и учиться друг у друга. Группы в Монтессори – детском саду и школе всегда открыты, дети могут свободно передвигаться как в пространстве группы, так и по территории школы. К ребенку приходит понимание своей идентичности с другими детьми. Как следствие этого процесса просыпается любовь к другим, ребенок становится миролюбивым и сердечным ко всем, кто его окружает. Работа ребенка один на один с материалом для Монтессори не проявление эгоизма, а парадокс социального чувства и осознания последствий. Индивидуальность обучения, по мнению М. Монтессори, заключается в под­готовленной среде, где дидактический материал выбирает не учитель, а сам ребенок, основана на свободе выбора ребенка (6).

Свобода - это возможность поступать так, как хочется, это свобода воли. Ребенок свободен, когда он самостоятелен, и достичь истинной свободы он может при наличии развивающей предметно-пространственной среды и при умелом руководстве педагога - партнера. Можно сказать, что путь к свободе лежит через психофизическое, социальное развитие ребенка и содействие его стремлению к самостоятельности со стороны взрослого.

Выделим вслед за М. Г. Сороковой (20, с.33) основные свободы, предоставленные ребенку в Монтессори - детском саду. Это - свобода передвижения по помещению; свобода выбора материала; свобода выбора места работы; свобода выбора момента начала работы и ее продолжительности, а также числа повторений упражнений; свобода выбора партнера (работать одному или с детьми); свобода делать ошибки.

Анализ концепции М. Монтессори и практика ее воплощения демонстрируют приоритет свободных видов деятельности ребенка на основе «презентации» (показа этой деятельности) педагогом. Известно, что «презентация» не всегда становится толчком для выбора именно этого материала ребенком, основным стимулом является богатая предметно-пространственная среда Монтессори - материалов. Однако предполагается, что ребенок не может надолго останавливаться на одном материале, и тогда его продвижение напрямую зависит от искусства воспитателя и уровня той разновозрастной микрогруппы, в которой он находится. Следовательно, отсутствие прямого принуждения не исключает субъект-объектных отношений, где субъектная позиция складывается из трех «стимульных» частей: свободная воля ребенка плюс мягкое руководство «садовницы - воспитательницы» (М. Монтессори), плюс богатая предметно-пространственная среда.

Эти «мягкие» формы управления мы используем и на других занятиях, в работе студий, играх. На наш взгляд, невозможность субъект - субъектных технологий в «чистом» виде объясняется возрастными особенностями дошкольника. Будучи субъектом своей жизнедеятельности в целом, ребенок нуждается в поддержке и стимулировании его развития как человека культуры, так как носителем культурных эталонов является взрослый и постижение культуры идет через эмоциональное восприятие дошкольника и его осмысления объективных компонентов социокультурной среды.

Нельзя не согласиться и С. И. Гессеном, который писал, что «свобода и личность представляют собой не готовые данности, а сполна никогда не реализуемые задания. В его (ребенка) собственной неустойчивости – основание того принуждения, которому он неизбежно от природы подвержен и которое в раннем возрасте проявляется особенно резко в его склонности к подражанию». Эгоцентрическое мироощущение ребенка раннего возраста и «подверженность» принуждению - две стороны диалектически принимаемой свободы ребенка как движения от аномии, гетерономии к автономии личности. Эта идея С. И. Гессена близка идее «нормализации» и свободы М. Монтессори.

Анализ содержания дидактических материалов и особенностей работы ребенка в зонах Монтессори - среды позволяет нам выдвинуть следующие принципы их построения:

1. Принцип соответствия зонам ближайшего развития и опоры на актуальные знания, умения, эмоциональное состояние;

2. Принцип связи аффекта и интеллекта;

3. Принцип свободного выбора;

4. Принцип создания условий для сотрудничества ребенка со взрослым и другими детьми;

5. Принцип интеграции практического действия, умственного и физического напряжения и эмоционального отклика в свободной работе;

6. Принцип интеграции научного знания и личностного опыта ребенка.

Формулируя принципы построения дидактических материалов и содержания работы в различных мини-средах Монтессори, мы использовали известные психолого-педагогические «формулы» Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Ш.А. Амонашвили, чтобы подчеркнуть, что в педагогической системе М. Монтессори были заложены те идеи, которые станут и были ведущими в развитии основных психолого-педагогических концепций современности.

Задача личностно-ориентированного образования - создать пространство свободного саморазвития личности и научить ее пользоваться свободой как благом. Свобода, в понимании Монтессори, также означает свободу инициативы в окружающей среде, возможность выбора предполагает наличие свободы индивидуума. Свобода – это возможность поступать так, как хочется, это свобода воли. Свобода ребенка, по Монтессори, должна быть ограничена интересами другого ребенка, коллектива, а формой ее служит то, что называют воспитанностью в человеке. Следовательно, можно все, что не мешает другим. Дисциплина в свободе – вот ее великий принцип. «Дисциплина и свобода - две стороны одной медали и этому надо учиться»,- писала М. Монтессори (6, с. 60). Раз дисциплина основана на свободе, то и сама дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Монтессори считала, что «границы личной свободы обеспечивают свободу других людей». Соблюдая правила, ребенок вырабатывает внутреннюю дисциплину. «Ребенка дисциплинирует самостоятельная работа, он учится самоорганизации, ответственности перед другими… Необходимо будущего человека научить быть примером самому себе, господином самому себе» (6, с.60). Можно сказать, что путь к свободе, по Монтессори, лежит через психофизическое, социальное развитие ребенка и содействие его стремлению к самостоятельности со стороны взрослого.

В Монтессори - группах наказаний нет, соревнований тоже. Главное - достижение самого малыша. «Человек, дисциплинированный свободой, начинает сознавать ту истинную и единственную свою награду – рост его человеческих сил и внутреннюю свободу души» (6, с.60).

Таким образом, понимание свободы в обеих концепциях основано на идеях активности, независимости, ответственности за себя и других людей.

Монтессори писала, что необходимо создать вокруг ребенка специальную подготовленную среду, своеобразную «Духовную экологию». Эта «Духовная экология» позволяет ребенку в собственном темпе развиваться путем создания вокруг каждого ребенка атмосферы любви и безусловного принятия всего, чего достигает ребенок в процессе познания этой окружающей среды, в том числе и его ошибок.

В такой атмосфере уважения к личности другого, у ребенка развивается терпимость и стремление видеть в другом уникального человека с лишь ему присущими особенностями.

Если человек свободен, то нельзя его заставить или принудить быть добрым, справедливым, гуманным. Он может это сделать только сам. Значит, роль образования состоит в том, чтобы пробудить его субъективность, желание и волю к нравственному совершенствованию. Для этого необходимо «включить» такие механизмы, как нравственное самосознание, рефлексия, нравственный выбор, принятие ответственности за свои решения и поведение, сопереживание и понимание других людей. В современных науках о человеке также звучат слова «ненасилие», «толерантность», «диалог», «равные права».

Таким образом, педагогика М. Монтессори - гуманистическая педагогика, близкая современным концептуально гуманистическим тенденциям в педагогике и психологии.

М. Монтессори была глубоко верующим человеком. В своих работах она говорит о наличии у детей сензитивного периода, благоприятного для развития гуманных чувств - любви, помощи слабому, милосердия, самопожертвования ради блага ближнего. Подготовленная среда, созданная по ее принципам, имеет своей косвенной целью приучить детей любить окружение. Это миссия человека на Земле. Она создает гетерогенные группы для воспитания терпимости и доброжелательности ко всем людям (детям), независимо от их национальности, возможностей и личных свойств, стремления к миру и согласию. Группа – мини модель социума.

Суть человеческого бытия с точки зрения современной гуманистической традиции заключается в наиболее полном раскрытии собственного духовного потенциала. Как писал С. В. Кульневич, личность ответственна за свой выбор только перед собой и Богом, чьи нравственные постулаты являются единственным ориентиром и ограничителем ее свободы. Поэтому необходимы всесторонняя гуманитаризация содержания образования; гуманизация его методов и всей системы воспитательных отношений; обеспечение тесного единства и взаимодействия когнитивного и нравственного компонентов содержания образования, как с точки зрения М. Монтессори, так и с точки зрения современных педагогических исследований



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: