Педагогическая концепция Б.А. Сухомлинского.




Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) - выдающийся советский педагог-новатор, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда. Исследовал моральные проблемы воспитания молодежи, проблемы практической педагогики: вопросы руководства школой, профессионального мастерства учителя, проблемы умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Многие его дидактические советы по развивающему характеру обучения сохраняют свое значение в настоящее время при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и образования.

Начал свою педагогическую деятельность в 1935 г. учителем украинского языка и литературы сельской школы после обучения на подготовительных курсах при Кременчугском педагогическом институте. Спустя три года окончил Полтавский педагогический институт. Именно этому вузу Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. В структуру педагогической науки он включал категории этики - долг, честь, достоинство, добро, свободу.

Привитые с детства родителями любовь к родному слову, народной мудрости, помогли усвоить неписаный кодекс общественной морали. В своей педагогической деятельности Василий Александрович опирался на такие основные положения народной педагогики, как природосообразность, воспитание в труде, гуманизм, всесторонний подход к воспитанию.

В центре его работ - проблемы формирования высоких гражданских идеалов, моральной культуры, таких духовно-нравственных качеств, как правдивость, доброта, уважение к людям труда, общественная активность и др.

В центре дидактической системы Сухомлинского - трудовое воспитание. Педагог трактовал сельскохозяйственный труд как средство развития личности, а не только как путь подготовки учащихся к профессиональной деятельности. В последствии в Павлышской школе была внедрена система трудового воспитания, основой которой были политехническое обучение и общественно полезный, производительный труд учащихся.

Много внимания Сухомлинский уделял детскому коллективу и воспитанию личности в нем. Он развивал идею Макаренко о целесообразности создания разновозрастных коллективов воспитанников (трудовые отряды и бригады, предметные, технические, сельскохозяйственные кружки, самодеятельные, художественные коллективы, ученические группы по месту жительства учащихся и др.).

После войны, на которой был тяжело ранен, в должности заведующего районо, занимался восстановлением разрушенных школ. В 1948 г. стал директором Павпышской средней школы Кировоградской области и бессменно руководил ею в течение 22 лет, до конца жизни. В 1948 г. это была обычная школа, почти разрушенная за годы войны. Знаменитой ее сделал Сухомлинский. Он превратил Павлышскую сельскую школу в настоящую лабораторию передового педагогического опыта, знакомиться с которым приезжали не только советские, но и зарубежные педагоги. Опытно-экспериментальная работа Сухомлинского и возглавляемого им коллектива школы позволила внедрить в педагогическую практику целый ряд инноваций: педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни, родительскую школу и др. Одним из первых начал подготовку детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Плодотворная работа была направлена на создание «школы радости».

Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности.

Гуманистическая педагогическая концепция, на основные положения которой - признание личности ребенка высшей ценностью, глубокое уважение и любовь к личности ребенка, вера в его духовные и физические возможности были ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогoв-единомышленников и учащихся, укрепление связи школы с семьей. В таком коллективе не возникал вопрос о наказаниях, разнообразие воспитательных воздействий определялась атмосферой взаимопонимания. Регуляторами поведения становились нравственные нормы, добрые традиции. Сухомлинский утверждал, что стимулирующий потенциал коллектива обусловливается тем положительным, что каждый ребенок может внести в его нравственно-интеллектуальную атмосферу.

Процесс обучения Сухомлинский предлагал стоить так, чтобы он постепенно, в соответствии с возрастными возможностями детей, вводил их в круг знаний, развивал их творческую мысль, уверенность в своих силах. Сам процесс обучения, по Сухомлинскому, неизменно должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации, доступные для решения школьниками соответствующего возраста.

В.А. Сухомлинский считал очень важным держать педагогический процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, чтобы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы. Вместе с тем не разумна и такая организация дела, при которой процесс приобретения знании чрезмерно. облегчается и школьник не работает в полную меру своих возможностей. «Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием, - писал Сухомлинский, - в это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясности мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные товарищеские взаимоотношения; отсутствие раздражительности... Опыт лучших педагогов убеждает меня, что самое главное в этой тонкой сфере воспитания - постоянная мыслительная деятельность - без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил».

Сухомлинский большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся. Он считал, что умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а средство к ее достижению; что в современном мире без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей; что учение не может быть приятной игрой, доставляющей только удовольствия.

Методы преподавания, по Сухомлинскому, должны быть разнообразны и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного коллектива. Метод не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным путем.

Большое внимание Сухомлинский уделял проблеме учета знании, справедливости оценки учащихся, такой организации дела, при которой отметка стимулирует ученика в движении вперед. Отметка, по мнению Сухомлинского, должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за нерадивость. Когда ребенок не видит успеха в учении, у него притупляется чувство собственного достоинства и он свыкается с мыслью, что ни к чему не способен. Но нельзя допускать и того, считал Сухомлинский, чтобы оценка баловала учащихся. В результате у школьников может сложиться легкомысленное отношение к учению.

Сухомлинский представлял процесс обучения как радостный труд; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Воспитание Сухомлинский трактовал как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Он придал романтическую окраску внеклассной и внешкольной работе, деятельности школьных организаций. Педагог вводил в воспитательную работу яркие образы, ввел в жизнь школы элементы праздничности, красоты: «Уголок красоты», «Остров чудес», «Сад здоровья», «Яблоня матери», «Праздник розы» и др. Он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина. «Для того, чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла». Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Свои взгляды и подходы Сухомлинский отразил в литературно-педагогических произведениях. В.А. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около 4 млн экземпляров на различных языках. В апреле 1970 г. педагог закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Защитить ее он не успел.

Одной из важнейших его работ является книга «Сердце отдаю детям», которая впервые вышла в 1969 г. в издательстве «Радянська школа» (г. Киев). В книге представлена целостная педагогическая система воспитания младшего поколения, согласно которой первые научные истины ребенок познает в окружающем мире, а источником мысли являются красота и неисчерпаемая сложность природных явлений. Рассматривая знания как величайшие блага общества, которые надо передать каждому воспитаннику; Сухомлинский выступал за гармоничное школьное воспитание, в котором сливаются воедино нравственное, умственное, эстетическое и эмоциональное становление личности. Воспитанник в понимании Сухомлинского - это активный, самодеятельный индивид, который живет полнокровной и интересной жизнью. «Детство, - писал он, - важнейший период человеческой жизни не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь».

Василий Александрович внес вклад и в разработку структуры и содержания профессионального мастерства учителя. В работе «Павлышская средняя школа», опубликованной в 1969 г. в издательстве «Просвещение» (г. Москва) и ставшей результатом обобщения опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе, Сухомлинский раскрывает понимание вопроса, что значит хороший учитель. По его мнению,

- это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними верит в ТО, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми: принимает близко к сердцу их радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком.

- человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее.

- человек, изучивший психологию и педагогику, понимающий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно.

- тот, кто в совершенстве овладел умениями в той ИЛИ иной трудовой сфере деятельности.

Суть понятия профессионального мастерства Сухомлинский рассматривал как органическое единство трех компонентов: личностных качеств педагога, его образованности и владения педагогической техникой.

В.А. Сухомлинский написал ряд произведений, которые можно считать литературно-художественными: «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором школы», «Мудрая власть коллектива» и др. Написанные просто и доступно, книги Сухомлинского сделали его имя широко известным и поставили в ряд выдающихся советских педагогов второй половины ХХ в. Его идеи воплощены в практике многих школ. Впоследствии были созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: