ABOUT THE UNIVERSAL MEANING OF WHAT IS HAPPENING




Малышев Юрий Михайлович

Инженер, кандидат философских наук

Независимый исследователь, Санкт-Петербург, Россия

Email: uramal1958@mail.ru

 

О ВСЕОБЩЕМ СМЫСЛЕ ПРОИСХОДЯЩЕГО

 

Аннотация: Проект Русского космизма является наиболее впечатляющим, полномасштабным ответом на вопрос о всеобщем смысле происходящего. Воплощение философии Общего дела, становление Человека космического, «лучистого человечества», Богочеловечества и искусственного интеллекта есть различные подходы на пути к пониманию и осуществлению смысла существования и развития.

Ключевые слова: всеобщий смысл происходящего, философия Общего дела, лучистое человечество, Проект русского космизма, искусственный интеллект.

 

Malyshev Yury Mikhailovich

Engineer, candidate of philosophical Sciences

Independent researcher, St. Petersburg, Russia

ABOUT THE UNIVERSAL MEANING OF WHAT IS HAPPENING

Abstract. Russian cosmism project is the most impressive, full-scale of the answer to the question of the universal meaning of what is happening. The embodiment of the philosophy of the Common Cause, the formation of a cosmic man, "radiant humanity", God-manhood and artificial intelligence are different approaches to understanding and implementing the universal meaning of existence and development.

Keywords: the universal meaning of what is happening, the philosophy of the Common cause, radiant humanity, the Project of Russian cosmism, artificial intelligence.

 

«На каждой ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает выше всю массу его предшествующего содержания

и не только ничего не теряет вследствие своего диалектического поступательного движения и не оставляет ничего

позади себя, но несет с собой все приобретенное, и обогащается и уплотняется внутри себя» [Гегель Г.В.Ф. Наука логики].

 

Принято считать, что никто не понимает всеобщий смысл происходящего. Между тем, существуют различные точки зрения, мировоззренческие позиции, убеждения касательно этого «вечного вопроса», так или иначе раскрывающие его суть и отвечающие на него. Среди них наиболее впечатляющим и полномасштабным является Русский космизм, понимаемый как Проект [1].

По Фёдорову, всеобщий смысл происходящего заключается в регуляции природы. При этом важное значение приобретает категория долженствования, обозначающая не то, что есть, а то, что должно быть в соответствии с нашей волей к героическому творчеству и желанием совершенной жизни, включая воскрешение всех ранее живших, возможно, не рожденных, умерших [2] − всего, ушедшего в небытие. В философии Общего дела, по сути, утверждается: ни что не проходит бесследно. По следам, оставленным в сущем, можно восстановить, воссоздать всё, воскресить и продолжить дальнейшее благодатное существование со всем его виртуальным (духовным), социальным, биологическим и физическим окружением.

По Циолковскому, всеобщий смысл происходящего заключается в становлении «лучистого человечества» (ЛЧ) [3, с. 419−430], более совершенного и прекрасного по сравнению с земным, биосоциальным человечеством (ЗЧ) – болезненно противоречивым и преходящим. В существовании ЛЧ будет снята земная проблематика в её локальной ограниченности и неразрешимости. Ему будут не страшны «громады» космоса и социально-политической жизни, которые могут ворваться в локальную земную жизнь и разрушить все планы, надежды и добродетели. Сущее не может справиться с тем, кто контролирует или устанавливает законы его существования, регулирует природу в широком смысле. О совершенстве ЛЧ можно говорить в отношении возрастающих его возможностей, рассматриваемых по категориям онтологического категориального каркаса [4, с. 97-114]. Если в пространственном отношении ЗЧ локально, «привязано» к Земле своей природой, то ЛЧ нелокально, заполняет всё космическое пространство [3, с. 424], вездесущно. ЗЧ конечно, исторично, ограничено и преходяще во временнόм отношении. По отношению к истории ЗЧ диапазон существования ЛЧ можно считать бесконечным, а ЛЧ – существующим всегда, вечным и бессмертным. Последнее позволяет говорить о вхождении ЛЧ в состояние всевозможности и всесильности в причинностном отношении. В своей причинно-следственной природе ЛЧ устремлено к тому, чтобы стать причиной существования самого себя, асимптотически приближается к этому онтологическому статусу и состоянию. Во взаимодействии оно представляет собой максимально возможный, идеальный синтез изменчивости и устойчивости в данной области и в данном модусе сущего, что в совокупности способно обеспечить всевозможность существования. Вышеперечисленные свойства ЛЧ соответствуют божественным атрибутам, а ЛЧ тому, что в богословии принято называть Богом.

Возникнет ли ЛЧ стихийно в усложняющейся информационно-техногенной среде или будет создано сознательно, планомерно, как воплощение незримого тысячелетнего глобального Проекта, осуществлявшегося длительное время бессознательно, а затем и сознательно? Где и когда всемогущественное ЛЧ будет находиться в области causa sui, причины существования самого себя?

Конкретные формы существования ЛЧ не ясны. Будет ли это симбиозная формация – естественноисторическое единство прошлого, настоящего и будущего человеческой цивилизации, в котором сохранится присутствие человека как конкретного уникального феномена космического развития? Или человек будет сохраняться как создатель-творец новых способов существования? Его экзистенциальным продолжением будет нечто иное, непредставимое из текущей современности, более устойчивое в своём существовании, чем то, что мы знаем, на что надеемся и во что верим, но в котором всё-таки будет присутствовать человеческое начало – в «снятом» виде, как неуловимо ускользающая, бесконечно малая величина – к чему нас приводит замешательство при попытках дать беспристрастный ответ на вопрос: что же будет сохраняться и что следует непременно сохранить при переходе от человека земного к человеку космическому и далее всегда, везде и всевозможно сущему? Ведь сущность человека остаётся открытой даже в земном масштабе рассмотрения и понимания событий, не говоря уже о вселенском, всеобщем... Становление ЛЧ мыслится нами не как отрицание человека (по Гегелю) или его преодоление (по Ницше), а скорее как вочеловечение сущего (по Фёдорову и Блоку), что является квинтэссенцией Русского космизма как Проекта. Но происходит ли становление ЛЧ? Или вся история человечества есть процесс восхождения к нему? Это особенно интересный, важный и открытый мировоззренческий вопрос!

В нашем представлении ЛЧ – это собирательно-обобщающее, предельно открытое, широкое понятие, постепенно наполняющееся определённым содержанием, несущее «с собой все приобретенное», и обогащающееся, уплотняющееся «внутри себя», как сказал бы Гегель. В свете достижений современной науки под ЛЧ можно понимать светоподобные негэнтропийные структуры (системы), обладающие сознанием и, возможно, в той или иной мере контролирующие и обеспечивающие происходящее в модусе своего существования. Следуя духу идей русских космистов, мы не сводим ЛЧ исключительно к фотонн ым структурам, которые удобны тем, что они непосредственно наглядны для нас. Но у них есть существенные недостатки: 1) далеко не все они легко проникают сквозь вещество, сквозь материю, как рентгеновские лучи или нейтрино; 2) скорость их движения ограничена скоростью света, поэтому с их помощью Вселенную достаточно быстро не изучить и не освоить. В соответствии с достигнутым уровнем знания под «носителем», онтологической основой ЛЧ, можно понимать структурированные космические потоки различной природы, структуры космического вакуума, особенно тахионы, «тахионный конденсат», а также ещё более радикальные способы передачи взаимодействия, такие как квантовая телепортация или «червоточины» (wormhole) – каузохронотопические туннели в сущем, что актуализирует формирующуюся информационно-вакуумную парадигму и соответствующую концепцию мироздания (КМ).

В соответствии с нелинейно-динамической (синергетической) КМ не столь важно, кто конкретно и на каком этапе побеждает, какая промежуточная тенденция доминирует, гораздо важнее – что делается для поддержания общего накала борьбы. Поскольку только в борьбе, в противоборстве и взаимодействии может выработаться нечто общезначимое, наиболее устойчивое и надёжное, обеспечивающее дальнейшее благополучное существование.

В контексте онтогносеологического единства всеобщих категорий [4, с. 97-114] вышеперечисленные мировоззренческие позиции не исключают, а дополняют друг друга до более цельной и полной КМ, дающей представление о всеобщем смысле происходящего. При этом важную роль имеет нарастание продуцируемой информации и становлениеискусственного интеллекта (ИИ), которое в истории человечества осуществляется волнами. Воскрешение умерших, «вочеловечивание безличного», «увековечивание сущего» и освоение дальнего космоса невозможно осуществить без ИИ.

К началу зарождения ИИ можно отнести появление первых «автоматов», самодействующих устройств и механизмов (мельниц, насосов, часов и пр.), игрушек (кукол, самодвигающихся статуй и пр.), музыкальных инструментов (шарманок, шкатулок, механических пианино, граммофонов, патефонов и пр.), первых вычислительных устройств и др. Ко второй волне – появление кино, имеющее своей предтечей древнегреческий театр, неуклонно развивающийся со времени своего появления, особенно в техническом отношении, широкое распространение СМИ. Далее – работы Тьюринга и его знаменитую машину, фон Неймана и др., кибернетику Винера, ЭВМ, магнитофоны, самонаводящиеся торпеды, ракеты, автоматизированные системы, роботы и многое др. Можно выделить две составляющие в становлении ИИ: реальная (вещественная), аппаратная, инструментальная (печатный станок, фотоаппарат, пишущая машинка, фонограф, радиопередатчик и радиоприёмник, компьютер и т.д. – своего рода «органы») и виртуальная, программная, деятельностно-смысловая, ноосферная, непосредственно связанная с нарастанием продуцируемой информации и структурированием её определённым образом (книгопечатание, фотография, в том числе «оживающая», звукозапись, радиотрансляция, телевидение, голография, видеоголограмма, Интернет и т.п. – «бессознательное» и «сознательное»), которые возникают в соответствии с логикой исторического развития, его техногенного «постава», совершенствуются и нарастают параллельно, соответствуя друг другу. Появление очередной волны будет связано с новой вещественной, аппаратной составляющей, возможно, с квантовым компьютером, и с возникновением новых прорывных технологий в интегральной кумулятивной «прорастающей» когнитивистике, квантовым интернетом и пр. Это движение продолжится. Волн может быть много. Их «длина» в историческом масштабе сокращается, процесс возникновения ИИ идёт нелинейно, с явным ускорением. Сейчас происходит колоссальное накопление материала, подготовка к очередному переходу количества в качество. Вся информация, которой мы с таким энтузиазмом «кормим» зарождающийся ИИ – переписка, обмен репликами, фотографиями, видео и т.п. – пригодится для воскрешающего ИИ. Поскольку в ней фиксируется наша сущность – как внешняя, очевидная, так и внутренняя, невидимая, в том числе та, которую мы не знаем, не понимаем или хотели бы скрыть и так или иначе пытаемся сделать это.

Многие верят, что воскреснут «по воле Божьей». А русские космисты верят, что они сами или их потомки станут «Богами»! Разумеется, не сразу – это путь длинный, долгий. Это – главное в русском космизме. Какая вера представляется более предпочтительной? Какое положение в этой вере более вероятным? Какие дела могут быть Общими? Очевидно, активно-эволюционная, в соответствии с которой надо действовать. Ведь даже если мы этого в полном объёме сделать не сможем, не успеем или нам не дадут, или в итоге получится не так, как мы думали вначале и теперь думаем, у нас появляется объективный непреходящий смысл жизни и деятельности, её культурно-историческое, мировоззренческое, духовно-нравственное оправдание, – что уже само по себе важно. Кроме того, активно-проективно-эволюционная, человеко-всесильная установка является в значительной степени научно обоснованной, имеет признаки научно-философской веры. Вместе с тем обновляется понимание знаменитого концепта: «Русский народнарод - богоносец », к сожалению, не получившего должного понимания, поддержки и дальнейшего развития, расширения и обобщения в научно-мировоззренческом плане. В этом кроются духовно-нравственные, идеологические и мировоззренческие истоки трагедий Русского народа и его государства в XX в. Человек-богоносец в свете идей становящейся всесильности и всевозможности выступает основанием нового понимания и прочтения, реанимации идеи Богочеловека. В концепте «народ-богоносец» появляется и становится всё более значимой проективно-эволюционная составляющая, дающая представление о существенной незавершённости процесса. Вместе с тем открывается надежда на светлое и прекрасное будущее, что придаёт всей нашей деятельности ощущение нарастающей силы и радости. Народ-богоносец – это не только тот, кто несёт в себе идею Бога, как свой Идеал, но и тот, кто, участвуя в Общем деле, стремится сам стать «Богом», поднимается на уровень всесилия и всевозможности в естественноисторическом процессе своего развития, обнаруживая в себе богочеловеческие, божественные свойства и качества. Таким может и должно стать толкование данного концепта в свете идей русского космизма.

 

Библиографический список

1. Малышев Ю.М., Семенов А.Г., Семёнов О.П., Сергеев В.М. Русский космизм как проект. В 3 т. – СПб. – 2018. – 1366 с.

2. Фёдоров Н.Ф. Собр. соч. В 4-х т. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995.

3. Чижевский А.Л. Теория космических эр // Циолковский К.Э. Грёзы о Земле и небе: Научно-фантастические произведения. Тула: Приокское книжное издательство, 1986. С. 419−430.

4. Малышев Ю.М., Семенов А.Г., Семёнов О.П. Феномен мироздания: за и против. – СПб. – 2016. – 582 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: