Проблемы и перспективы развития Болонского процесса.




Болонский процесс - процесс создания единого европейского пространства высшего образования.

Европейским обществом и европейской высшей школой пройден ряд этапов, определивших принятие Сорбонской и Болонской деклараций. В 1970 г. министры стран ЕЭС подписали резолюцию «О сотрудничестве в сфере образования», был создан Европейский комитет по образованию. С 1976 г. начинает складываться политический консенсус, касающийся новой роли профессионального образования и намечаемых фундаментальных перемен, в том числе в сфере высшего образования. Формирование европейского пространства высшего образования, сближение его целей и моделей были адекватным ответом высшей школы на ожидаемые преобразования. В 1976 г. была принята первая Программа действий в сфере образования, которая содержала шесть пунктов, касающихся высшего образования:

1)доступ в вузы;

2)признание дипломов;

3)совместные учебные программы;

4)краткие курсы подготовки;

5)информационная политика;

6)Европейский университет.

В 1980-е гг. принимается ряд меморандумов относительно мобильности студентов, преподавателей и исследователей, а также программы СОМЕТТ, ERASМUS, SOCRAТES, LINGUA, TEМPUS, COLUМВUS, COPERNIКUS и др. Все они подчинены одной цели - наращиванию потенциала интеграции европейского образования.

18 сентября 1988 г. в связи с празднованием юбилея старейшего в Европе Болонского университета ректоры европейских университетов подписали «Всеобщую хартию университетов», в которой были изложены принципы деятельности современных высших учебных заведений:

- моральная и интеллектуальная независимость университетов от политической и экономической власти;

- неотделимость учебного процесса от исследовательской деятельности;

- обеспечение свободы исследований и преподавания всем членам университетского сообщества;

- взаимный обмен информацией и документами между университетами, увеличение числа совместных проектов.

11 апреля 1997 г. в Лиссабоне принята «Конвенция о nризнании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе», определяющая типологию вузов и структуру квалификаций.

25 мая 1998 г. в Париже министры образования Франции, Германии, Великобритании и Италии подписали Сорбонскую декларацию «О армонизации европейской архитектуры высшего образования».

Основные положения Сорбонской декларации включают следующие позиции:

- формирование открытого европейского пространства в сфере высшей школы;

- международное признание и международный потенциал систем высшего образования непосредственно связан с прозрачностью и удобочитаемостью дипломов, степеней и квалификаций;

- ориентация на преимущественно двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавр, магистр) как условие повышения конкурентоспособности европейского образования и признаний;

- использование системы кредитов (ECTS);

- международное признание первой ступени высшего образования (бакалавр);

- предоставление выпускникам первой ступени права выбора продолжения обучения с целью получения диплома магистра (более короткий путь) или доктора (длинный путь) в последовательном режиме;

- подготовленность магистров и докторов к научно-исследовательской деятельности;

- подтверждение Лиссабонской конвенции;

- поиск путей ратификации полученных знаний и изыскания оптимальных возможностей для признания дипломов и ученых степеней;

- стимулирование процесса выработки единых рекомендаций с целью достижения внешних признаний дипломов и квалификаций и трудоустраиваемости выпускников;

- формирование европейского пространства высшего образования;

- сближение общих структур, выдаваемых дипломов и циклов (ступеней, этапов, уровней, ярусов) обучения;

- консолидация позиции, занимаемой Европой в мире, путем постоянного усовершенствования и обновления образования, доступного всем гражданам Европейского союза.

Таким образом, в основу Сорбонской декларации положены три ключевых положения: мобильность, признание, доступ к рынкам труда.

19 июня 1999 г. министрами образования 29 стран была подписана Болонская декларация «Сфера европейского пространства высшего образования». В ее подготовке прнияли участие Европейская комиссия, Совет Европы, европейские ассоциации университетов, ректоров и студентов.

Так было положено начало Болонскому процессу. Официальные документы Болонского процесса: Декларация, Коммюнике министров образования, аналитические доклады «Trend's»; проект «TUNING»; Европейская система накоплении и переноса кредитов (ECTS); Дублинские дескрипторы; Европейские стандарты качества высшего образования; Европейская квалификационная рамка; материалы болонских семинаров и конференций.

В Болонской декларации четко обозначен общий контекст функционирования еврозоны в современных условиях, в том числе и то, что принято называть глобальными измерениями. В этой связи отмечаются объективные условия и, соответственно, общие цели по формированию адекватного европейского пространства высшего образования. Для достижения общих целей, выдвинутых в Болонской декларации, определены так называемые линии действий по их реализации. В декларации указано шесть основных целей (линий действий), которые следует реализовать уже в первой декаде нового тысячелетия:

- принятие системы сопоставимых структур степеней и квалификационных структур (в том числе с помощью приложений к диплому);

- принятие системы, основанной на двух основных циклах/ступенях;

- установление системы кредитов;

- поддержание мобильности студентов, преподавателей и исследователей;

- создание европейской системы обеспечения качества образования;

- развитие европейских измерений высшего образования (особенно относительно совершенствования содержания образования).

Вышеуказанные линии действий были дополнены еще четырьмя на конференциях европейских министров образования в Праге (2001) и Берлине (2003):

- продолжение обучения в течение всей жизни;

- вовлечение в процесс высших учебных заведений студентов;

- повышение привлекательности европейского пространства высшего образования;

- интеграция европейского пространства высшего образования и европейского пространства научных исследований (European Research Аrеа).

Признание и внедрение получают проекты, реализуемые в рамках Болонского процесса. Проект «Настройка образовательных структур» (TUNING) исходит из предпосылки, что в международном плане степени, академические и профессиональные профили могут быть сравнимы и совместимы при соблюдении определенных условий. Проект прошел в своем развитии три фазы и охватил такие предметные области подготовки, как деловое администрирование, химия, педагогические науки, геология, история, математика, физика, сестринское дело, европейские исследования и др. Среди целей проекта, в частности, выделялись обеспечение значительного сближения высшего образования в названных предметных областях посредством определения широко применяемыми академическими кругами, работодателями и выпускниками результатов обучения и профессиональных профилей, а также разработка результатов обучения в терминах универсальных и предметно-специализированных компетенций, включая знания, содержание и навыки. В числе итогов проекта:

- выявление состава универсальных компетенций (межличностных, инструментальных, системных);

- идентификация предметно-специализированных компетенций в отобранных направлениях и специальностях подготовки (предметных областях);

- формирование новых подходов к преподаванию, обучению, оцениванию.

К методологическим и методическим достоинствам проекта ТUNING следует также отнести концепцию студентоцентрированной направленности образовательного процесса, ориентацию на модульный подход, кредитный способ описания образовательных программ и измерения учебной (рабочей) нагрузки студентов.

Проект Болонского процесса Дублинские дескрипторы Совместной инициативы качества для обеспечения качества и аккредитации программ подготовки бакалавров и магистров (Австрия, Бельгия, Дания, Германия, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария, Англия). Неформальная группа по Совместной инициативе качества в 2002 г. представила первоначальный вариант Дублинских дескрипторов, в котором употреблялись названия степеней: бакалавр, магистр, доктор. В дальнейшем (2004) было достигнуто согласие относительно альтернативных названий. Отказ от первоначального наименования циклов (ступеней, уровней) был вызван тем, что они были взяты из англо-саксонской системы высшего образования.

В 2004 г. состав Дублинских дескрипторов был дополнен дескрипторами сокращенного цикла высшего образования (в рамках первого цикла). В этом же году была предложена система общих дескрипторов для квалификации третьего цикла.

В настоящее время Дублинские дескрипторы, являющиеся основой всеобъемлющей структуры квалификация для европейского пространства высшего образования, включают: квалификации, означающие завершение сокращенного цикла (в рамках первого цикла) высшего образования; квалификации, означающие завершение первого, второго и третьего циклов.

Дублинские дескрипторы базируются на результатах и компетенциях и (как определители, показатели) основываются на пяти элементах: знание и понимание, применение знаний и понимания; суждение; коммуникативные навыки; способности к самостоятельному обучению.

Дублинские дескрипторы для степеней и квалификаций являются универсальным инструментом, позволяющим достаточно корректно описывать и характеризовать наиболее общие признаки квалификационных требований для всех трех циклов. Это позволяет обеспечить сопоставимость национальных квалификационных структур (рамок), с одной стороны, и всеобъемлющей структуры квалификаций для Европейского пространства высшего образования (Болонский процесс) и Европейской структуры квалификаций для образования в течение всей жизни - с другой.

Проект Европейская система переноса и Накопления кредитов (ECТS) - это многовекторная, многоаспектная система, проецируемая на проектирование учебного процесса, на преподавание и обучение, на оценивание результатов и, в конечном счете, на качество.

ECTS - студентоцентрированная система, базирующаяся на прозрачности результатов обучения и учебных процессов. Она является одним из ключевых элементов структуры квалификаций для европейского пространства высшего образования. 47 стран-участниц Болонского процесса приняли данную систему, используя ее в том числе и при разработке национальных квалификационных рамок (структур) высшего образования. ECTS представляет собой систематизированный способ описания образовательных программ путем назначения кредитов всем ее компонентам. Определение кредитов часто базируется на различных параметрах, включая контактные часы, общую учебную нагрузку студентов и результаты обучения. Все учебные курсы описываются с помощью кредитов. Основой для их назначения являются официально установленные сроки обучения. Кредит - это мера учебной (рабочей) нагрузки студентов, базирующаяся на времени, необходимом для завершения некоторой учебной единицы. Кредиты измеряют среднее учебное время, которое требуется студенту для достижения результатов на определенном уровне.

ECTS основана на принципе, что 60 кредитов измеряют учебную (рабочую) нагрузку студента дневной формы обучения в течение одного учебного года. Обычно в европейских вузах она составляет 1500-1800 часов в год. Следовательно, один кредит равен примерно 25-30 учебным часам. Кредиты должны основываться на реалистичных оценках учебной нагрузки, которая требуется среднему студенту, чтобы достичь установленных по каждому компоненту образовательной программы результатов обучения. В последующем рекомендуется регулярно собирать и анализировать поступающую информацию о реальной учебной нагрузке студентов. Кредиты не следует привязывать к контактным часам или к статусу/престижу того или иного учебного предмета или их цикла. В руководстве пользователя ECTS обозначены четыре шага, необходимых для определения рабочей нагрузки:

1) введение модулей/учебных единиц (различают модуляризованные и немодуляризованные образовательные программы); оценка нагрузки студентов (с учетом типа учебной деятельности и типа оценивания);

2)уточнение рассчитанной нагрузки (на основе реальных данных студентов);

3)корректировка нагрузки и/или образовательной деятельности (например, в случае изменения содержания и/или объема учебной дисциплины).

Важным структурным компонентом Болонского процесса является Европейская квалификационная рамка. В Бергенском коммюнике, принятом европейскими министрами высшего образования (19-20 мая 2005 г), отмечается принятие Всеобъемлющей структуры квалификаций для европейского пространства высшего образования, с которой могут быть совмещены создаваемые национальные структуры квалификаций. Бергенская конференция европейских министров высшего образования приняла стандарты и принципы обеспечения качества в европейском пространстве высшего образования, предложенные Европейской сетью обеспечения качества в высшем образовании.

Конференции европейских министров образования в Левене/Лувен-ля-Нев (2009), Вене и Будапеште (20 1 О) подвели итоги десятилетия Болонского процесса и определили приоритеты для европейского пространства высшего образования на 2010-2020 ГГ. Результаты изложены в комплексном аналитическом документе Болонского процесса «Тенденции 2010: десятилетие перемен в европейском высшем образовании». Основные цели нового этапа зафиксированы в Коммюнике конференции европейских министров образования «Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии».

К десятилетнему итогу функционирования и развития Болонского процесса относится рост стран-участниц данного процесса с 29 до 47. из стран СНГ Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 Г., Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова и Украина - в 2005 г., Казахстан - в 2010 г. В 2010 г. на Будапештско-Венской конференции европейских министров образования было объявлено о достижении главной цели Болонского процесса - создании европейского пространства высшего образования (ЕНЕА - European Higher Education Агеа).

В Республике Беларусь на уровне научно-педагогической общественности и управленческого персонала высшей школы идет открытый диалог о включении в Болонский процесс.

10 июня 2009 г. вопросы присоединения Республики Беларусь к Болонскому процессу были рассмотрены и поддержаны вузовским сообществом на выездном заседании Республиканского совета ректоров высших учебных заведений «Болонский процесс: возможные позитивные и негативные последствия от присоединения к нему Республики Беларусь» (г. Брест).

21 июля 2010 г. Президентом Республики Беларусь была одобрена представленная ранее согласованная позиция Министерства образования Республики Беларусь, председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, председателя Республиканского совета ректоров высших учебных заведений по включению Республики Беларусь в Болонский процесс. Эта же позиция зафиксирована в Государственной программе развития высшего образования на 2011-2015 гг., Программе деятельности правительства Республики Беларусь на пять лет.

Модернизация системы высшего образования в нашей стране осуществляется с учетом извлечения и адаптации опыта лучших европейских образовательных практик при проектировании и реализации белорусских стандартов нового поколения. С целью обеспечения конкурентоспособности белорусской системы образования осуществляется координация в области высшего образования по следующим основным направлениям:

1. Принятие системы четко определенных и сопоставимых уровней, квалификаций и степеней высшего образования.

2. Принятие системы, основанной на двух главных циклах обучения - додипломном и выпускном. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна отвечать требованиям европейского рынка труда как определенный уровень квалификации. Второй цикл должен завершаться присуждением степени магистра как во многих европейских странах.

3. Создание системы кредитов как эффективного средства обеспечения высокой мобильности студентов.

4. Обеспечение мобильности путем устранения препятствий для свободного передвижения студентов. При этом особое внимание должно обращаться на обеспечение доступа студентов к обучению, практике и другим, связанным с обучением услугам, а также на признание и официальную оценку участия преподавателей, исследователей и административного персонала высших учебных заведений в европейских исследованиях, преподавании и прохождении ими стажировок в высших учебных заведениях других стран.

5. Содействие европейскому сотрудничеству по обеспечению качества образования с целью создания сравнимых критериев и методик.

6. Развитие требуемой европеизации высшего образования, в частности, в отношении к разработке программ, межинститутскому сотрудничеству, схемам мобильности и единым программам обучения, тренингов и исследований.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: