Собственно, сплав на пакрафтах.




Отрыв, или очередное путешествие в поисках фантома Свободы.

Краткие заметки о пакрафт-путешествии в район Плато Путорана (Территория)

(июль-август 2021 (18 дней), Ник Горшков и Анна Михайлова.

 

Пройден простой маршрут с элементами ужаса (пожары в Якутии) по схеме оз. Лама – вверх по долине р. Бучарама (пешком) – выход на Плато – долина р. Микчандга - р. Микчандга и разведка ее потенциально сплавных притоки (р. Таликит, мал. Микчандга, Абагалах) – оз. Лама.

Задачами путешествия являлись:

- Знакомство с труднодоступным и новым для себя районом – Территорией (см. О.Куваев «Территория»). Здесь следует оговориться, что путешествие не планировалось спортивным, а скорее познавательным, на что был заложен большой запас времени. В спортивном режиме маршрут может быть пройден за неделю.

- Опробирование некоторых деталей снаряжения для пакрафтинга в условиях крайнего Севера и движения по сложному рельефу.

- Оценка возможности игрового сплава на пакрафтах по рекам Территории с малым расходом воды и большим падением (15 - 30 м/км).

Цель

- Take off и поиск Фантома Свободы.

Логистика путешествия.

Авиарейс С.-Петербург – Норильск, производимый компанией Nordstar, удобен и относительно бюджетен (18 тр в один конец). Надо иметь в виду, что один человек может перевозить только одно место багажа (25 кг) и одно место ручной клади. В противном случае доплата в аэропорту переходит всякие допустимые границы. При перевесе, очевидно, следует делать предварительную оплату.

Заброска на маломерном катере от Норильска по оз. Лама до любой интересующей точки занимает 3-5 ч и вполне бюджетна (8 тр в один конец). Перевозчик оказался крайне любезен – встретил нас в аэропорту, заранее докупил необходимый для горелки газ, а на обратном пути помог найти место, где возможно оставить багаж до отъезда в аэропорт. Полагаю, что так будет не всегда, поскольку Территория начинает пользоваться все большей популярностью и коммерческие маршруты уже не являются экзотикой, хотя их стоимость уже весьма высока.

Перед отъездом были проведены консультации с местными гидами по вопросам сложностей пешего перемещения на Территории, возникших при изучении картографического материала. На вопросы был получен следующий ответ: «Да не ссы ты. Все там нормально ходится, даже для беременных женщин с комнатными собачками. Лесотундра - тундра, ну да, на подъеме/спуске крутовато бывает». Я успокоился. Что лесотундры и крутых подъемов не видели никогда. А зря.

 

Территория.

Однако, приехав в точку начала маршрута и посмотрев по сторонам мы осознали, что все не так просто и однозначно.

Во-первых, долины рек – это не лесотундра (что представлялось с борта катера), а некое лиственничное редколесье, заросшее густым подлеском из полярной ивы и ольхи. В лучшем случае стланником. Это не Фенноскандия или Полярный Урал. Тропы отсутствуют как класс, да и откуда им там быть, когда кругом 500. Движение выше ГЗЛ осуществимо с трудом, поскольку приходится идти траверсом по крутому осыпному склону. Единственный приемлемый путь – это галечные отмели реки, иногда преграждаемые скальными каньонами. В нашем случае это тоже был не самый лучший вариант, поскольку требовал бесконечных бродов. В том числе, по причине достаточно высокого уровня воды в реке даже понадобился спас-конец для вытаскивания заплывшего пострадальца. Поэтому движение осуществлялось временами в две ходки. Иначе продраться с тяжелым грузом через кусты, растущими в четырехмерном пространстве, не представлялось возможным. Переходы осложняют еще и многочисленные заболоченные распадки. Впрочем, хотелось бы посмотреть на реальных пацанов, которые так ходят, и освоить стратегию и тактику перемещения в пространстве Территории.

 

Во-вторых, подъемы на Плато не однозначны, поскольку горный массив пересекают скальные выходы, а в долинах многочисленных ручьев обязательно встречаются водопады высотой в десятки метров, находящиеся, опять-таки, в скальных ущельях. Вычисление оптимальной линии движения для подъема на Плато явилось нетривиальной задачей, требующей рекогносцировочных выходов, что и было сделано. При этом путь подъема вычислен вполне грамотно. Отметим, что картография района является достаточно условной и приблизителной. Подъем на плато и спуск с него проходит по склонам крутизной до 30 град (местами может быть и выше) по курумнику, а также осыпным склонам, поросшим полярной растительностью.

 

Ориентирование на Плато в условиях плохой видимости без навигатора затруднительно, необходимо иметь четкие координатные привязки.

 

Для нас осталось загадкой – каков же контингент коммерческих групп, если для нас, людей с опытом походов высоких категорий сложности, Территория показалась весьма неоднозначным районом, хотя и бесконечно привлекательным и магическим.

Про само Плато говорить вряд ли стоит. Все впечатления давно изложены во множестве описаний. Добро пожаловать в Зону Смерти. Полярная пустыня. Следует только подчеркнуть, что никакой растительности там нет и газовая горелка необходима.

 

 

 

Пакрафтинг – лучший способ, чтобы перезимовать лето.

 

«Братья, евреи. Об спрыгнуть не может быть и речи, помогите как-нибудь слезть.»

 

Никакие репелленты здесь не работают. Вероятно, они рассчитаны на деликатных комаров и пр., а здесь – чистое зверье. Ну, может минут 10 и работают. Деготь аптечный, в частности, но тоже недолго. Забудьте об комфортном снятии штанов по надобности. Необходимы только два слоя ходовой одежды. Оводы прокусывают даже неопрен. Накомарник – обязателен, следите за конструкцией. Удобен накомарник с одним ободом на шляпе, которую можно выгнуть на манер Дикого Запада. Правда, эффективная форма шляпы. Что делает ковбой утром, проснувшись? Правильно, сначала одевает шляпу, потом проверяет «Кольт» в кобуре (в данном случае нож). Клинт-иствудовский прищур – не шутка. Он щурился от пыли и солнца, мы – от летучей живности

Но привыкнуть вполне можно.

Элемент ужаса. «Темно бо бѣ въ г҃ день: два солнца помѣркоста, оба багряная стлъпа погасоста, и съ нимъ молодая мѣсяца, Олегъ и Святъславъ тъмою ся поволокоста. На рѣцѣ на Каялѣ тьма свѣтъ покрыла: по Руской земли прострошася Половци, аки пардуже гнѣздо, и въ морѣ погрузиста, и великое буйство подасть Хинови. Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже връжеса дивь на землю. Се бо Готскïя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю. А мы уже дружина жадни веселïя».

 

И еще запах близкого пожара, который я хорошо знаю. Я привык быстро соображать, что делать в случае пурги, тумана, ну и др. погодных катаклизмов. А здесь я впал в некоторый ступор. И такая ситуация выпадала из рамок рассмотрения. Как, например, внезапно выяснившаяся нетрадиционная секс-ориентация попутчика (не знаю, что бы я делал в такой ситуации). Я был уверен, что локализация пожара находится рядом, где-то в 10-20 км, только вопрос заключался - выше или ниже по долине. Идти вниз по реке – ну, попадешь в очаг пожара, а там медленная смерть от удушья. Наверх, уже пешком – та же фигня.

Использование средства спутниковой коммуникации Garmin in Reach Mini – решило вопрос. Локализация пожара оказалась, действительно, близко, т. е. за 800-1000 км. В Якутии….И, правда, близко. Учитывая масштабы Северо-Востока, где десять Франций лягут на планшете, а Альпы – просто мелкие пеньки.

Не могу даже представить масштабы этой катастрофы…..

Ну, и неделя в режиме - два солнца помѣркоста, оба багряная стлъпа погасоста….Горы выключили, при подъеме на 600-700 м становилось тяжело дышать. Опять – добро пожаловать в Зону Смерти. В такой ситуации особенно были хороша присказказка - А мы уже дружина жадни веселïя.

Даже задумался, а где же находится мифическая река Каяла? Не здесь ли?

 

Детали снаряжения.

В проведенной пакрафт-экспедиции были опробовано следующее снаряжение:

- Пакрафты Classic (производство компании “Black Pike”). Вес лодки (в WW комплектации и брызгозащитным фартуком) составил 3.2 кг. Материалы днища и баллонов оказались крайне устойчивыми к истиранию в жестких условиях эксплуатации, остались только царапины. Правда, осталась неясным возможность вылезания из фартука в случае переворота на груженой лодке, когда эскимосский переворот невозможен. Здесь следует отметить, что этот элемент сплава выполняется на пустой лодке без всяких затруднений даже в условиях WW, несмотря на большую ширину судна. Маневренность лодки в условия крикинга - выше всяких похвал, несмотря на опущенный в воду кормовой «клюв». Возможно выполнение элемента «буфф» для эффективного проезда бочек. Судно использовалось в условиях игрового крикингового сплава без фартука и у меня впервые за все годы практики сплава на пакрафтах появилось желание оснастить лодку самоотливным днищем. Лодка является универсальной и для WW и для экспедиций. Исходя из моего персонального сравнительного тестирования лодок производства известной «Птицефабрики», можно сделать заключение, что продукция «Черных Щук» являются наиболее прогрессивной ветвью современного отечественного пакрафтостроения. Следует также отметить замечательную конструкцию носовой сумки с водонепроницаемой молнией, хотя, возможно, она и тяжеловата (400 г) для автономной пакрафт-экспедиции, но разумной альтернативы я пока не вижу.

 

 

- Мы отказались от модных газодержащих молний TiZip по причине их возможной поломки в условиях длительного автономного путешествия в ненаселенном районе, что может привести к необратимым последствиям. Весь груз и так прекрасно разместился на борту. Баланс размещения груза в лодке был при этом соблюден.

- Рюкзаки системы Gradient (производство компании «Сплав»). Вес рюкзака (ок. 1 кг), удобство подвесной системы и возможность компактного складывания в клапан рюкзака при последующем упаковке в пакрафт оказались крайне удобными.

- Самонадувающиеся короткие коврики (производства компаний «Thermarest» и «Сплав»), без которых путешествия на пакрафтах представляется крайне неудобным. Следует отметить, что коврик Therm-a-Rest Prolite Small Poppy (350 г), действительно, стоит тех денег, которые требуют за него продавцы.

- Self-made спас-конец из полипропиленовой не тонущей продажной веревки с сердечником (8 мм, 20 м, вес с двумя не муфтованными карабинами – 180 г). Вещь необходимая и универсальная при организации WW страховки, при неочевидных бродах, при провешивании перил на сложных участках (не может быть использована в качестве основной веревки!. Я также подумал о необходимости применения кусков репшнура, типа «кордалета» на сложных спусках/подъемах). Полагаю, что на срыве на вертикальных участках веревка может не выдержать рывка, но при маятниковом движении и динамическом растяжении в условиях WW вполне такая конструкция вполне применима и обеспечивает безопасность.

- Вес походной раскладки составлял 430 г/чел/день. Основу составляли «запарные» продукты (хлопья, мюсли, кус-кус), что сильно экономит вес. “Self-made” сухое мясо в количестве 30 г/чел/день было совершенно не избыточным. В качестве «ноу-хау» были использованы «перекусные» белковые батончики, применяемые для спорт-питания (ну да, для фитнесс-качков). Ранее такой подход был использован в условиях сложных ски-тур-фрирайд переходов в качестве энергетической поддержки и оказался крайне эффективным. Тем не менее, при поддержании общей хорошей физической формы при значительных нагрузках, такой рацион через 7-9 дней вызывает постоянное чувство голода.

- Были опробованы два варианта обуви для пакрафтинга.

1) легкие сетчатые и быстросохнущие кроссовки (производства компании “Merrell”). Легкие сетчатые кроссовки, конечно хороши, но совершенно не держат ногу при движении по сложному рельефу, что снижает скорость перемещения. Были также использованы высокие берцы, находящиеся на вооружении неторопливого финского спецназа. В самом деле, эти подразделения финских войск видимо никуда не спешат, поскольку вес ботинок достаточно высок, и они явно не предназначены для перемещения по тундре и камненистым осыпям.

2) Финские же рыболовные забродные ботинки FinnTrail (made in China), используемые в качестве единственной обуви в комбинации с неопреновыми и мембранными носками. Ботинки прекрасно поддерживают голеностопный сустав, имеют подошву, практически не скользящую на мокрых камнях, и имеют дренажные отверстия для слива воды. Конечно же, такая обувь не предназначена для жесткого горного трекинга, но несмотря на потертости и оторвавшиеся декоративные накладки еще один такой поход она выдержит. Скорее такие ботинки прекрасно подойдут для путешествий по Фенноскандии или тундре Полярного Урала. Мембранные носки (компания «Сплав»), конечно же, никакого постоянного контакта с постоянно поступающими порциями воды не выдерживают, но будучи одетыми в совершенно мокрые ботинки оставляют ноги слегка сырыми, но не мокрыми, что вполне комфортно. К достоинствам такой обуви следует отнести и ее быстрое высыхание даже в условиях повышенной влажности, а просто от тепла ног.

 

В дополнение были взяты дачные опорки из материала EVA (230 г) вызывающе гламурного цвета для бивуачных целей, которые активно использовались членами команды.

В данных условиях оба подхода были уместны. Но в режиме путешествия соло я бы использовал одну пару обуви.

- WW – снаряжение. Нами был выбран традиционный комплект WW-снаряжения, учитывая, что планировался сплав по речкам с заметным уровнем опасности (на уровне категории кое-что заметное). Вес комплекта (без весла) составил 1400 г и включал в себя сплавную куртку, неопреновые носки, неопреновые штаны (2 мм), шлем, жилет.

Да, рыбалка!! Рыбалка – огонь! При минималистичной раскладке, рыбалка превратилась в средство добывания пищи, а не просто закуской под рюмашку спирта. Мерный хариус (0.5 -0.8 кг). Снасть – спирулина/бомбарда + набор хариусных (серо-коричневых) мушек (наиболее уловистые – тонущие с желтой головкой). Понятно, что необходимо использование основной лески и более тонкого поводка. Обязателен тройной вертлюжок, иначе мушка на струе закручивается. Выяснено, что тонущая бомбарда работает хуже, чем плавающая. Цвет бомбарды – белый, ее на воде не видно. Место стоянки рыбы вычислить несложно – характерная ямка после водоската. Заброс снасти осуществлялся вверх по струе с учетом сноса. Поклевки слабые, но постоянные и много сходов. Не уверен в возможности применимости телескопических «палок», я брал штекерную (ультралайт). Рыба сильная и взять ее непросто. По словам аборигена-забросчика, есть также голец. Я особенно не экспериментировал с блеснами и лососевыми мушками, поскольку быстро пойманная рыба была очень не лишней. Набор тяжелых блесен был в данном случае излишен.

«Еда! Здравствуй еда!»

 

Собственно, сплав на пакрафтах.

Исходя из общих вопросов пакрафт-идеологии (моей, персональной) предполагалась стратегия сплава на пустых лодках по наиболее интересным фрагментам крутопадающих рек с организацией базовых лагерей и трансфера по основной водной артерии.

Отметим следующие ключевые моменты.

- р. Бучарама. Несомненно, представляет интерес для сплава на пакрафтах по причине среднего уклона ок. 20 м/км и наличия сложных порогов в каньонах. К сожалению, река пройдена не была. А очень жаль. Причиной явилось слабая проработка стратегии пеших переходов и выяснившаяся неочевидность возможности выхода на плато, а также сложность перемещения по труднопроходимому рельефу. Но это упущение, надеюсь, будет исправлено в ходе следующих экспедиций на Территорию.

Вполне ходибельно и соответствует категории «Жопа»

-р. Микчандга (как и, вероятно, многие большие водные артерии Территории) в плане спортивного сплава никакого интереса из себя не представляет. Характеризуется заметным средним падением (ок. 15 м/км) и препятствиями, которые, в принципе, можно назвать длинными линейными порогами. Вся река (150 км) была пройдена за 3 ходовых дня.

Прогоные участки основной Магистрали – р. Микчанднга

- Притоки р. Микчандга - р. Таликит, р. Абагалах, р. Мал. Микчандга. Средний их уклон составляет 20-30 м/км, а речки представляют собой сплошную крутопадающую шиверы с отдельными сливами. Расход воды в реках сильно зависит от осадков, при этом уровень воды за ночь может подняться до полуметра. Р. Таликит и р. Мал. Микчандга, протекают в узких V-образных долинах без выраженных каньонных участков. Спав здесь очень интересен и требует хорошей техники владения судном. В нашем случае нам не повезло, поскольку недельное отсутствие осадков сильно понизило уровень воды. Тем не менее, сплав по р. Таликит, Мал. Микчандга и Абагалах доставил много удовольствия и внес разнообразие в монотонный экспедиционный режим.

Немного камнежопинга.

 

 

Таким образом,

- Территория величественна и неизбежна как поступь Фатума в духе Античной Трагедии. Следующая, более проработанная экспедиция, будет проведена в следующем году, по причине сложности организации путешествий по Гренландии или Груманту (Шпицбергену)….

- Территория является уникальным и совершенно необследованным районом в плане организации WW-пакрафт-экспедиций и прохождения наиболее интересных крутопадающих малорасходных речек в режиме организации базовых лагерей. Ранее пакрафты ранее рассматривался только как средство выхода из района по большой водной артерии.

- Территория не прощает ошибок (это сразу стало очевидным) и при проработке маршрута необходимо учитывать все возможные погодные факторы, тщательно подбирать снаряжение с учетом условий крайнего Севера.

- Достигнут определенный компромисс между WW и экспедиционным снаряжением, который, впрочем, требует доработки. В частности, конструирования специального WW-пакрафт-жилета, который так и не был пошит перед экспедицией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: