(подготовка исследовательских проектов)
Исследовательский проект выполняется в форме письменной работы, которая должна отвечать следующим требованиям:
– актуальность проблематики, ее соответствие современному уровню развития научного знания;
– качественный, системный анализ научно-исследовательской и нормативно-правовой литературы по избранной теме;
– наличие теоретического обобщения, выводов исследователя;
– последовательное изложение материала, логическое обоснование выводов;
– наличие в работе схем и таблиц, необходимых для структурирования материала, представленного в работе;
– соответствие оформления работы представленным требованиям.
Структура исследовательского проекта
Проект состоит из текстовой части и наглядного (графического) материала. Основные структурные элементы проекта:
– титульный лист, содержащий наименование дисциплины, тема проекта, Ф.И.О. студента;
– введение (должно содержать обоснование актуальности темы исследования, четко сформулированные предмет, объект, цель и задачи исследования; введение также должно содержать описание степени изученности центральной проблемы проекта, т.е. краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны);
– основная часть, включающая раскрытие содержания проекта;
– список использованных источников и литературы (не менее 10); список должен содержать только работы 2007-2012 гг. издания; нормативные акты должны быть действующими;
– приложения с таблицами и схемами, составленными по содержанию проекта.
Общий объем работы должен составлять не более 20 страниц печатного текста. Текст в компьютерном наборе должен быть выполнен на странице формата А4, 14 кеглем, шрифтом Times New Roman через полуторный межстрочный интервал, иметь равномерную плотность, контрастность и четкость по всему документу.
Критерии оценивания исследовательского проекта:
– соответствие содержания проекта его теме, в том числе большая его направленность на раскрытие темы применительно именно к юридической науке, а не только по отношению к развитию науки в целом, для этого необходимо подчеркнуть важность выводов проекта для юридической науки;
– структурная четкость текста и логика его изложения;
– наличие выводов в конце каждого ответа на вопрос;
– наличие схем и таблиц, раскрывающих содержание темы проекта;
– соответствие оформления стандартным требованиям.
Номер темы для подготовки исследовательского проекта определяется по таблице:
Первая буква фамилии студента | № темы проекта |
А | 1. |
Б | 2. |
В | 3. |
Г | 4. |
Д | 5. |
Е, Ё | 6. |
Ж | 7. |
З | 8. |
И | 9. |
К | 10. |
Л | 11. |
М | 12. |
Н | 13. |
О | 14. |
П | 15. |
Р | 16. |
С | 17. |
Т | 18. |
У | 19. |
Ф | 20. |
Х | 21. |
Ц | 22. |
Ч | 23. |
Ш | 24. |
Щ | 25. |
Э | 26. |
Ю- Я | 27. |
Темы исследовательских проектов:
1. Ч. Беккариа – основоположник классической школы уголовного права.
2. Кодификация Юстиниана и ее значение для развития западной юриспруденции.
3. «Новая индукция» Френсиса Бэкона.
4. Новоевропейский рационализм Рене Декарта.
5. Томас Гоббс об определении, умозаключении (силлогизме) и доказательстве.
6. Сенсуализм Джона Локка.
7. «Деятельностная» диалектика Иоганна Фихте.
8. Огюст Конт и его позитивная философия.
9. Критика теории естественного права Иеремией Бёнтамом.
10. Юридический позитивизм Джона Остина.
11. Вклад представителей российской юриспруденции в становление социологии права (С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский).
12. Нормативизм (Ганс Кельзен, Генри Харт).
13. Аналитическая юриспруденция.
Познавательно критическая теория права О. Вайнбергера.
15. Структурный функционализм и культурологический подход к праву Толкотта Парсонса.
16. Томас Кун о «парадигме» в научном познании.
17. П. Фейерабенд о невозможности достижения истины.
18. Неопозитивизм и постпозитивизм в науке (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
19. Соотношение юридической науки и юридической практики.
20. Структурализм и постструктурализм в юридической науке.
21. Методологический кризис научного познания права, его последствия и пути преодоления.
22. Методология права и юридическая экспертиза.
23. Методология криминологии.
24. Методология судебной психологии и психиатрии.
25. Основные направления развития российского правоведения.
26. Соотношение науки и теории в юридической литературе.
27. Логические методы познания и возможности их использования для формулирования научных концепций в юридической науке.