В основу представляемого бизнес - плана положена изученная и продуманная география и ёмкость рынка Республики Таджикистан, а также предполагаемая потребность в продукции за пределами Республики.
За время рыночных реформ сформирован класс частных собственников, создавших с «нуля» конкурентоспособные, устойчиво работающие предприятия в различных сегментах рынка.
Строительный рынок в РТ последнее время развивается ускоряющимися темпами. Потребность в недорогом и качественном продукте возрастает с каждым годом. Усиливается конкуренция на соответствующих рынках.
Для вложения капитала мы выбрали сферу производства окон.
Традиционно этот рынок делится на три части:
производство деревянных окон и
производство окон из ПВХ
производство окон из алюминия.
Наше предприятие будет заниматься выпуском окон дверей из поливинилхлорида с использованием полностью импортного сырья для рамы и отечественных стеклопакетов.
В данном сегменте рынка работает достаточно большое количество компаний. В Бресте это «Ромсар», «Аршад», «Новопласт» и др. Большинство из фирм-конкурентов использует стратегию минимизации издержек для того, чтобы конечный продукт был как можно более дешёвый. Так как они используют устаревшее оборудование, требующее больших трудовых затрат, и непрямых поставщиков сырья, предприятие имеет все шансы быть одним из наиболее успешных производителей окон и дверей из ПВХ региона.
Данный бизнес-план разрабатывается для создаваемого на территории РТ предприятия, именуемого ООО «АрсПласт». В управлении предприятие будет руководствоваться действующим законодательством и Уставом. Общество является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки, со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчётный счёт и иные счета в учреждениях банков.
ООО «АрсПласт» создается на основе частной собственности. Осуществление данного проекта направлено на:
а) организацию дополнительных рабочих мест на долговременной основе в рамках нового производства, создаваемого в регионе;
в) привлечение валютных средств в связи с реализацией изделий в внутри республики и в её областях;
с) внедрение практики организации экологически чистых производств;
С) создание предприятия, позволяющего быстро реагировать на изменения строительного рынка.
Планируется 50%-ая начальная загрузка производственных мощностей предприятия с последующим увеличением до 100%. Тип производства- массовый.
Предприятие не планирует обновлять активную часть основных фондов в течение рассматриваемого периода времени.
Дополнительный ввод производственных площадей не планируется.
Планируемая к выпуску продукция носит свою долю сезонности(зима является «мёртвым» сезоном для строителей). Но так как в связи с тенденцией постоянного увеличения объёмов строительства(в 2008 год +63%), компании начали применять практику создания запасов стройматериалов у себя на складах в зимние месяцы, чтобы весной быстро отработать вынужденный зимний простой. Следовательно, резкого снижения объёмов не планируется.
Основным потребителем продукции предприятия будет являться Республика Таджикистан. Предприятие самостоятельно будет планировать свою деятельность и определять перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости в обеспечении производственного развития предприятия, повышении личных доходов его работников. Основу планов будут составлять договора, заключенные с потребителями продукции, поставщиками материально-технических ресурсов. Исходные данные по проекту приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Исходные данные к проекту
Единица измерени | По годам реализации проекта | |||||
Наименование показателей | ||||||
1.1 Цена реализации единицы 1 | тыс.сом | 0.4 | 0.47 | 0.5 | 0.5 | 0.5 |
1.2 Цена реализации единицы 2 | тыс.сом | 0.5 | 0.56 | 0.6 | 0.6 | 0.6 |
2. Использование производственных мощностей | % | |||||
3. Количество рабочих месяцев в периоде | шт. | |||||
4.1 Производительность в месяц | шт. | |||||
4.2 Производительность в месяц | шт. | |||||
5. Норма расхода ресурсов (в разрезе ресурсов): | ||||||
5.1.1. Профиль армирующий для рамы | м.п. | 5,18 | 5,18 | 5,18 | 5,18 | 5,18 |
5.1.2 Профиль армирующий для створки | м.п. | 3,59 | 3,59 | 3,59 | 3,59 | 3,59 |
5.1.3 Стеклопакет | м.кв. | 1,56 | 1,56 | 1,56 | 1,56 | 1,56 |
5.1.4 Штапик 22 | м.п. | 3,89 | 3,89 | 3,89 | 3,89 | 3,89 |
5.1.5 Профиль для створки 70/83 5К | м.п. | 2,06 | 2,06 | 2,06 | 2,06 | 2,06 |
5.1.6 Профиль для рамы | м.п. | 2,83 | 2,83 | 2,83 | 2,83 | 2,83 |
5.1.7 Импост | м.п. | 1,45 | 1,45 | 1,45 | 1,45 | 1,45 |
5.1.8 Т-соединитель | шт. | |||||
5.1.9 Фурнитура | шт. | |||||
5.2.1 Профиль армирующий для рамы | м.п. | 7,85 | 7,85 | 7,85 | 7,85 | 7,85 |
5.2.2 Профиль армирующий для створки | м.п. | 5,04 | 5,04 | 5,04 | 5,04 | 5,04 |
5.2.3 Стеклопакет | м.кв. | 3,29 | 3,29 | 3,29 | 3,29 | 3,29 |
5.2.4 Штапик 22 | м.п. | 4,12 | 4,12 | 4,12 | 4,12 | 4,12 |
5.2.5 Профиль для створки 70/83 5К | м.п. | 2,67 | 2,67 | 2,67 | 2,67 | 2,67 |
5.2.6 Профиль для рамы | м.п. | 3,18 | 3,18 | 3,18 | 3,18 | 3,18 |
5.2.7 Импост | м.п. | 2,04 | 2,04 | 2,04 | 2,04 | 2,04 |
5.2.8 Т-соединитель | шт. | 2,6 | 2,6 | 2,6 | 2,6 | 2,6 |
5.2.9 Фурнитура | шт. | |||||
6. Цена единицы ресурсов (в резерве ресурсов): | ||||||
6.1 Профиль армирующий для рамы | сом | 4.45 | 4.78 | 5.15 | 5.15 | 5.15 |
6.2 Профиль армирующий для створки | сом | 1.87 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 |
6.3 Стеклопакет | сом | 31.4 | 33.8 | 33.8 | 33.8 | |
6.4 Штапик 22 | сом | 3.45 | 3.7 | |||
6.5 Профиль для створки 70/83 5К | сом | 14.6 | 15.7 | |||
6.6 Профиль для рамы | сом | 13.5 | 14.5 | 15.5 | 15.5 | 15.5 |
6.7 Импост | сом | |||||
6.8 Т-соединитель | сом | |||||
6.9 Фурнитура | сом | |||||
7. Постоянные расходы на ТЭР | ||||||
7.1 Теплоэнергия | тыс.сом | 7.7 | 8.2 | 8.9 | 8.9 | 8.9 |
7.2 Электроэнергия | тыс.сом | |||||
8. Аренда (в месяц) | тыс.сом | 1.8 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | |
9. Услуги связи (в месяц) | тыс.сом | 0.4 | 0.5 | 0.54 | 0.51 | 0.51 |
10. Прочие расходы (в месяц) | тыс.сом | 2.2 | 2.4 | 2.5 | 2.5 | 2.5 |
11. Персонал предприятия (должности, | ||||||
количество | ||||||
штатных единиц): | ||||||
11.1 рабочие основного производства | чел. | |||||
11.2 рабочие вспомогательного производства | чел. | |||||
11.3 администрация: | ||||||
11.3.1 Директор | чел. | |||||
11.3.2 Главный бухгалтер | чел. | |||||
12. Среднемесячная заработная | ||||||
плата (в разрезе штатных | ||||||
единиц): | ||||||
12.1 рабочие основного производства | тыс.сом | 0.5 | 0.6 | 0.7 | 0.7 | 0.7 |
12.2 рабочие вспомогательного производства | тыс.сом | 0.4 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 |
12.3 администрация: | ||||||
12.3.1 Директор | тыс.сом | 0.8 | 0.9 | 1.1 | 1.1 | 1.1 |
12.3.2 Главный бухгалтер | тыс.сом | 0.7 | 0.8 | 0.9 | 0.9 | 0.9 |
13. Первоначальная стоимость основных | тыс.сом | |||||
производственных фондов и нематериальных | ||||||
активов | ||||||
14. Норма амортизации | лет | |||||
Основных производственных фондов и нематериальных | ||||||
активов | ||||||
15. Количество дней в периоде | шт. | |||||
16. Количество месяцев в периоде | шт. | |||||
17. Оборачиваемость производственных запасов | дней | |||||
18. Оборачиваемость дебиторской задолженности | дней | |||||
19. Оборачиваемость кредиторской задолженности | дней | |||||
20. Оборачиваемость фонда заработной платы | дней | |||||
21. Оборачиваемость фонда платежей в бюджет | дней | |||||
22. Вклад в Уставный фонд | тыс. Вг | |||||
23. Получение долгосрочного кредита | тыс. Вг | |||||
24. Процентная ставка по кредиту | % | |||||
25. Погашение основного долгосрочного займа | % | |||||
26. Доля погашения процентов | % | |||||
27. Нормы отчисления из чистой прибыли (в резервный фонд) | % |
Прочие исходные данные по проекту, а также учет инфляции, Налоговое окружение приведены в таблицах 1.3, 1.4, 1.5.
Таблица 1.3 Исходные данные по проекту
Основные сведения по проекту | Показатели | Основные сведения по проекту | Показатели |
Горизонт Расчета (лет) | Курс национальной денежной единицы (Вг) к 1 | ||
Евро на момент составления бизнес-плана | |||
Шаг расчета (месяц, квартал,год) | 1 год | Ставка дисконтирования (%) | |
Вид принятой в проекте расчетной единицы | Сом | Дата начала реализации проекта | 01.01.2011 |
Расчеты выполнены по состоянию на | 16.12.2010 |
Таблица 1.4.- Учёт инфляции
Условия реализации проекта | Единица измерения | По годам реализации проекта | ||||
1. Темп инфляции в период: | ||||||
1.1 сырье, материалы, комплектующие | % | 7,5 | 7,5 | 7,5 | ||
1.2 топливно-энергетические ресурсы | % | 7,5 | 7,5 | 7,5 | ||
1.3 заработная плата | % | 7,5 | 7,5 | 7,5 | ||
2. Прогнозируемый курс Вг за 1 у.е. | Сом | 2741,25 | 2946,844 | 2946,84375 | 2946,8438 | |
Темп роста обменного курса за период | % | 4,41 | 6,976744186 | 6,976744 |
Таблица 1.5. Налоговое окружение
Виды налогов и сборов | По годам реализации проекта | |||||||||||
База | % | База | % | База | % | База | % | База | % | |||
ИЗ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ | ||||||||||||
НДС | Выручка | Выручка | Выручка | Выручка | Выручка | |||||||
Отчисления в | ||||||||||||
республиканский бюджет по единому | Выручка | Выручка | Выручка | Выручка | Выручка | |||||||
нормативу | ||||||||||||
ОТНОСИМЫЕ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ | ||||||||||||
Чрезвычайный налог и фонд содействия | ФОТ | ФОТ | ФОТ | ФОТ | ФОТ | |||||||
занятости | ||||||||||||
ФСЗН | ФОТ | ФОТ | ФОТ | ФОТ | ФОТ | |||||||
Описание продукции
При выборе видов производимых товаров важное место отводилось сбалансированности видов и объемов выпускаемой продукции, позволяющей рационально использовать имеющееся сырье и материалы.
В соответствии с программой развития предприятия запланирован выпуск широкого ассортимента изделий, а также сервисных услуг.
К выпуску планируется следующая структура ассортимента:
- Окна и оконные рамы различных видов и форм
- Двери и дверные проёмы
Современное оборудование позволяет выпускать высококачественные изделия с гарантией не менее 5 лет, отвечающие всем нормам мирового стандарта по доступным широкому кругу населения ценам, что также является важным фактором успеха предприятия и его конкурентоспособности.
Сырье и поставки:
Поставка сырья и материалов будет осуществляться из различных источников.
Основной источник поступления материалов и комплектующих - это фирмы-производители из Турции, России, Китай и Германия. Планируется также закупки, при возможности, комплектующих изделий из внутренних фирм- производителей, а также вспомогательных материалов в пределах СНГ при предоставлении поставщиками товара, соответствующего по качеству и цене западным аналогам.
Материалы и комплектующие будут приобретаться ежемесячно в зависимости от их расходования.
Поставки сырья и материалов будут осуществляться автомобильным транспортом, с объемами, позволяющими минимизировать цены. Разгрузка и складирование будут механизированы, продукция будет поступать на паллетах, что позволит снизить трудоемкость и затраты.
Остановимся подробнее на процессе изготовления окон - основном виде деятельности предприятия.
Технологическая цепочка изготовления стандартного окна включает в себя последовательное выполнение следующих операций:
1) доставка, разгрузка и складирование профиля;
2) нарезка профиля на заготовки;
3) нарезка стального усилителя;
4) вставка и крепление стальных усилителей;
5) сверление и фрезерование отверстий для водоотлива, вентиляции и фурнитуры;
6) сваривание углов рамы и створки;
7) механическое присоединение вертикальных и горизонтальных импостов;
8) зачистка углов;
9) монтаж фурнитуры;
10) вставка уплотнителей по контуру окна;
11) вставка стеклопакетов (остекление);
12) функциональный контроль, проверка комплектации и промежуточное складирование готовых окон;
13) окончательный выходной контроль качества, отгрузка и доставка потребителю.
Профили для изготовления окон поставляются в специальных упаковках - паллетах. Длина профиля, выходящего из экструдера, и упаковываемого на паллет составляет 6 м.
Профили могут поставляться как белыми, так и окрашенными в массе в соответствии с каталогом производителя. На профили с одной или с двух сторон может быть нанесена ламинирующая пленка, аналогично в соответствии с каталогом. При необходимости изготовитель окон для единичного конкретного объекта может заказать ламинацию профиля пленкой, которая отсутствует в каталоге производителя профильной системы, однако может быть нанесена на профиль предприятием, специализирующимся на ламинации.
На производстве профили следует хранить на жестких стеллажах, чтобы избежать провисания и скручивания. Высота уложенных в штабели профилей не должна превышать 1 м. Профили нельзя хранить под открытым небом, избегая болезненных для ПВХ перепадов температур, вызванных перегревом солнечными лучами и переохлаждением в зимнее время. Это значит, что предприятию придётся организовывать регулярные поставки сравнительно небольших партий профиля из-за достаточно сложных условий хранения.
Огромное значение для успеха предприятия имеет его допуск к поставкам к муниципальному строительству. Для этого нужно пройти сертификацию и получить соответствующие лицензии.