Вопросы к обсуждению:
1. Подходы в определении способностей. Структура и классификация способностей.
Классификация способностей.
1. Природные (или естественные) способности – это те, которые в своей основе биологически обусловлены. б) Специфически человеческие, имеющие общественно -историческое происхождение.
2. Общие – это те, которыми определяются успехи в самых разных видах деятельности, например, умственные, точности ручных движений, развитая память, речь. б) Специальные определяют успех в специфических видах деятельности. Тут необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные, математические, технические и т.д. Часто общие и специальные сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
3. Теоретические и практические способности. Теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические к конкретным практическим действиям. Эти чаще не сочетаются друг с другом и вместе встречаются только у одаренных, талантливых людей.
4. Учебные и творческие. Учебные определяют успешность в обучении, усвоении знаний, умений и навыков, а творческие – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, изобретений.
5.Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельные. Эти способности в наибольшей степени социально обусловлены. К 1-ым относятся – речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способность входить в контакт с различными людьми, оказывать на них влияние, располагать к себе. 2-ые – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности. И межличностные и предметные способности взаимно дополняют друг друга.
|
Другая классификация делит способности на 4 группы.
1. Элементарные общие способности. Присущи всем людям, хотя в различной степени их выраженности. Они являются основной формой психического отражения, проявляются в способности ощущать, переживать, мыслить.
2. Элементарные частные способности. Свойственны всем людям и свидетельствуют об их индивидуальности. Музыкальный слух, критичность ума, глазомер, решительность и т.д.
3. Сложные общие способности. В той или иной степени присущи всем людям – это способности к общечеловеческим видам деятельности – к труду, игре, общению, учению и т.д.
4. Сложные частные способности. Их еще называют профессиональными. Это педагогические, математические и т.д. Способности к той или иной деятельности.
Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые – вспомогательное. Так, например, в структуре педагогических способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских и коммуникативных способностей. К вспомогательным относятся: артистичность, ораторские
2. Понятие таланта.
Талант – это потенциал или изначально заложенная способность индивида. В толковых словарях значение слова талант определяется, как особые личные предрасположенности человека. С приобретением опыта они формируют навык. В противовес гениальности, когда человек считается одаренным во всем, и что, необходимо отметить, истории известны лишь отдельные случаи, когда личность талантливая имеет высокие способности, касающиеся одной, двух, а реже сразу нескольких сфер.
|
3.Понятие одаренности. Влияние социальной среды на одаренность.
Одаренность – это системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми).
Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.
Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: Структура и эмоциональный климат семьи, стили детско-родительских отношений, отношение родителей к детской одаренности.
Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%) воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры. Практически ни у кого не было младших сестер или братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Он установил, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между родственниками и эмоциональном климатом семьи. Говоря о содержательной стороне взаимоотношений, многие исследователи отмечают значительные влияния, оказываемые на детей родителями противоположного пола.
|
Задания для самостоятельного выполнения:
1.Заполните таблицу.
Талант | Одаренность | Способности | |
Определение. | Выдающиеся способности человека, проявляемые в определенной сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных добиваться высоких результатов. | Наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. | Свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. |
Ученые, изучающие данную проблему. | В.А. Сухомлинский Е.А. Климанов Н.С. Лейгес В.Д. Дружинин Ю.З. Гильбух | В.И. Панов В.А. Сухомлинский Л.С. Выголский | С.Л. Рубенштейн Б.М. Теплов Н.С. Лейгес В.Н. Дружинин Е.А. Климова И.М. Палея Г.С. Сухобовский |
Классификация | 1)Вербально-лингвистический. 2)Логико-математический 3)Слуховой. 4)Пространственный. 5)Телесно—кинетический. 6)Эмоциональный 7)Межличностный | 1)Интелектуальная 2)Спортивная 3)Художественная 4)Комуникативная 5)Творческая | 1)Умственные и специальные 2)учебные 3)математические 4)конструктивно-технические 5)Музыкальные 6)литературные 7)физические |
Особенности работы с такими детьми. | -Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение, нестандартных форм урока. -Дополнительные занятия с одаренными детьми по предметам. -Участие в школьных и районных олимпиадах. -Проектная деятельность учащихся. -Посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий -конкурсы, интеллектуальные игры, викторины. -создание детских портфолио. |
2.Решение задания для математического конкурса «Кенгуру» за предыдущие годы.