Практическое занятие 13-14




Вопросы к обсуждению:

1. Подходы в определении способностей. Структура и классификация способностей.

Классификация способностей.

1. Природные (или естественные) способности – это те, которые в своей основе биологически обусловлены. б) Специфически человеческие, имеющие общественно -историческое происхождение.

2. Общие – это те, которыми определяются успехи в самых разных видах деятельности, например, умственные, точности ручных движений, развитая память, речь. б) Специальные определяют успех в специфических видах деятельности. Тут необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные, математические, технические и т.д. Часто общие и специальные сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

3. Теоретические и практические способности. Теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические к конкретным практическим действиям. Эти чаще не сочетаются друг с другом и вместе встречаются только у одаренных, талантливых людей.

4. Учебные и творческие. Учебные определяют успешность в обучении, усвоении знаний, умений и навыков, а творческие – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, изобретений.

5.Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельные. Эти способности в наибольшей степени социально обусловлены. К 1-ым относятся – речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способность входить в контакт с различными людьми, оказывать на них влияние, располагать к себе. 2-ые – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности. И межличностные и предметные способности взаимно дополняют друг друга.

Другая классификация делит способности на 4 группы.

1. Элементарные общие способности. Присущи всем людям, хотя в различной степени их выраженности. Они являются основной формой психического отражения, проявляются в способности ощущать, переживать, мыслить.

2. Элементарные частные способности. Свойственны всем людям и свидетельствуют об их индивидуальности. Музыкальный слух, критичность ума, глазомер, решительность и т.д.

3. Сложные общие способности. В той или иной степени присущи всем людям – это способности к общечеловеческим видам деятельности – к труду, игре, общению, учению и т.д.

4. Сложные частные способности. Их еще называют профессиональными. Это педагогические, математические и т.д. Способности к той или иной деятельности.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые – вспомогательное. Так, например, в структуре педагогических способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских и коммуникативных способностей. К вспомогательным относятся: артистичность, ораторские

2. Понятие таланта.

Талант – это потенциал или изначально заложенная способность индивида. В толковых словарях значение слова талант определяется, как особые личные предрасположенности человека. С приобретением опыта они формируют навык. В противовес гениальности, когда человек считается одаренным во всем, и что, необходимо отметить, истории известны лишь отдельные случаи, когда личность талантливая имеет высокие способности, касающиеся одной, двух, а реже сразу нескольких сфер.

3.Понятие одаренности. Влияние социальной среды на одаренность.

Одаренность – это системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми).
Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.

Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: Структура и эмоциональный климат семьи, стили детско-родительских отношений, отношение родителей к детской одаренности.

Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%) воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры. Практически ни у кого не было младших сестер или братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Он установил, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между родственниками и эмоциональном климатом семьи. Говоря о содержательной стороне взаимоотношений, многие исследователи отмечают значительные влияния, оказываемые на детей родителями противоположного пола.

Задания для самостоятельного выполнения:

1.Заполните таблицу.

  Талант Одаренность Способности
Определение. Выдающиеся способности человека, проявляемые в определенной сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных добиваться высоких результатов. Наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Ученые, изучающие данную проблему. В.А. Сухомлинский Е.А. Климанов Н.С. Лейгес В.Д. Дружинин Ю.З. Гильбух В.И. Панов В.А. Сухомлинский Л.С. Выголский С.Л. Рубенштейн Б.М. Теплов Н.С. Лейгес В.Н. Дружинин Е.А. Климова И.М. Палея Г.С. Сухобовский
Классификация 1)Вербально-лингвистический. 2)Логико-математический 3)Слуховой. 4)Пространственный. 5)Телесно—кинетический. 6)Эмоциональный 7)Межличностный 1)Интелектуальная 2)Спортивная 3)Художественная 4)Комуникативная 5)Творческая 1)Умственные и специальные 2)учебные 3)математические 4)конструктивно-технические 5)Музыкальные 6)литературные 7)физические
Особенности работы с такими детьми. -Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение, нестандартных форм урока. -Дополнительные занятия с одаренными детьми по предметам. -Участие в школьных и районных олимпиадах. -Проектная деятельность учащихся. -Посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий -конкурсы, интеллектуальные игры, викторины. -создание детских портфолио.

 

2.Решение задания для математического конкурса «Кенгуру» за предыдущие годы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: