ПРОСЛАВЛЕНИЕ НОВОМУЧЕНИКОВ РОССИЙСКИХ И ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ




Обозревая события минувшего ХХ века от Рождества Христова, вдумчивый историк не может не отметить теснейшую связь, переплетение в российской жизни этого периода гражданских и духовных событий. Революция 1917 года, явившаяся главным событием русской истории минувшего столетия и направленная против традиционных, исторически сложившихся форм общественно-политического устройства – монархии и капитализма – вызвала небывалое ожесточение против Церкви и религии, державшееся в России почти весь ХХ век. Этот яростный взрыв богоборчества сам по себе свидетельствовал для всего мира о напряженннейшей духовной борьбе, как главном содержании народно-государственной жизни этого периода, несмотря на все попытки государственной пропаганды внешне представить антирелигиозную борьбу как нечто вторичное и якобы объективно вызванное пресловутой “борьбой” науки против “церковного обскурантизма”. В том же 1917 году в первопрестольной Москве в храме во имя Христа Спасителя, позднее взорванном (в 1931 году), промыслительно был открыт и проходил исторический Поместный Собор Русской Православной Церкви, собравшийся тогда в исключительно грозных обстоятельствах начинавшейся революции и гражданской войны, на рубеже минувшего великого периода русской исторической жизни и нового периода великих испытаний, тогда еще никому не ведомых.

Исторически сравнительно короткий, но необычайно тягостный и одновременно героический новый этап бытия русского народа знаменательно закончился, по явному Промыслу Божию, к моменту 1000-летия Русской Церкви в 1988 году, торжественно отмеченному Собором Русской Церкви и другими деяниями, несмотря на все нежелание еще державшейся атеистической власти. Тогда была прославлена группа древних святых. Потребовалось еще 12 лет на восстановление, собирание, возрождение полуразрушенной церковной жизни для того, чтобы Церковь смогла собрать необходимые сведения и подготовить материалы для массовой канонизации святых мучеников и исповедников минувшего периода, начиная от царственных страстотерпцев и высших иерархов и до многих простых иноков и инокинь, мирян, незаметных в мирской жизни, но озаряющих мир величием исповеднического подвига.

Великое деяние прославления новомучеников, преподобных и других святых, совершенное на архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе юбилейного 2000 года от Рождества Христова стало событием выдающегося исторического значения. Этот акт, принятый в присутствии представителей всех поместных православных церквей и при огромном стечении верующих, был совершен в восстановленном и, накануне, освященном храме Христа Спасителя в Москве. После канонизации нескольких святых в 1988 г., (в святцы вносились имена подвижников и ранее) с 1989 г. начались почти ежегодные канонизации подвижников 20-го века, начиная со св. Патриарха Тихона. Они продолжаются и будут продолжаться и впредь. Но прославление святых на соборе минувшего 2000 года стало особым действием Церкви, приобретя поистине символическую значимость. Событие совершилось в год, когда весь мир и всякое дыхание в меру своего понимания были призваны вспоминать, чествовать, хвалить воплотившегося Господа Иисуса Христа. Оно произошло в храме, воздвигнутом на том же месте и точно повторяющем храм, уничтоженный врагами Церкви. Сам храм Христа Спасителя, где восстановлено все, вплоть до списков погибших в 1812 году воинов и манифестов Императора Александра 1, стал зримым и убедительным символом реально воскресающей из пепла Церкви, которую не сокрушат “врата адовы”. Под его величественными сводами, при благоговейной тишине многочисленного собрания верных вновь звучали имена многих участников собора 1917-18 годов, но теперь уже как святых, и иных многих с ними, не только известных,но и неведомых. Это было незабываемым моментом торжества, единства неба и земли, свидетельством победы Господа Иисуса Христа над силами ада и свидетельством радости небесной, торжеством возвещенной в Евангелии истины, ради которой для спасения человечества Христос сошел на землю 2000 лет тому назад.

Канонизация святых есть утверждение священной памяти подвижников во всех последующих поколениях, преодоление забвения их подвигов.

Непобедимость Истины Христовой вновь засвидетельствована. Но для того, чтобы свет Ее по-прежнему возсиял на всем пространстве бывших гонений, необходим огромный и беззаветный труд, к которому Господь призывает Свою Церковь. В этом великом деле малому числу делателей нынешнего времени помоществует сонм святых – новых мучеников и исповедников, и новых преподобных и праведных, так же прославляемых, молящихся на небесах о нашем Отечестве и народе.

Духовная суть событий в минувшем ХХ веке состояла в том, что произошло столкновение двух противоположных сил, равного которому по величине и размаху, по остроте и непримиримости, по глубинности христианская история не знала за все двухтысячелетие своего существования. Соответственно, не могла ранее знать такой борьбы сил добра и зла русская история.

И основная суть общего подвига святых русской Церкви этого периода состояла в том, что ее подвижники, сражаясь в основном по одиночке в своих последних испытаниях, но невидимо соединенные единой духовной связью Святой Церкви, стали несокрушимой стеной из живых камней, которых не могли победить ни бесчеловечные пытки, ни расстрелы и перед которыми, наконец, адская сила отступила, не повредив в этом своем натиске духовных основ Церкви.

“Смерть, где твое жало? Аде, где твоя победа?”

Чтобы понять все величие повига новых мучеников и исповедников российских, следует хотя бы кратко остановиться на корнях и причинах, вызвавших неимоверные страдания всего народа.

Антихристианская политика Советского правительства стала возможной потому, что обстановка для этого была исторически подготовлена. Откуда взялись те многочисленные исполнители, руками которых происходило истребление Церкви?

Это были люди, родившиеся еще в доброе время, но, к сожалению, уже полностью потерявшие веру и легко становившиеся добычей революционеров. С самого начала ХХ века стала по всей стране стала складываться невообразимая обстановка анархии, хаоса, ненависти. “К топору зовите Русь!” – этот зловещий вопль Чернышевского подхватили многие. И пошел мужик с топором гулять по Святой Руси. Заполыхали пожары…

Главным объектом нападения была Церковь.. С полной откровенностью это ярко высказал еще в 1903 году в газете “Искра” известный партийный деятель В.Воровский: “…Наши “боги” трудящихся масс, боги свободы, равенства и братства кажутся нечистой силой праведникам из “Московских ведомостей”. Пусть так, но пусть не забывают верные слуги самодержавия и Православия что, по их же вероучению в этой “юдоли греха” суждено торжествовать “лукавому” и он восторжествует и на этот раз”.(В.Воровский, “Из русской жизни”, Искра, 1903, окт., №51). Таким образом, г.Воровский откровенно признался, кому служил он и все “товарищи”, кто руководил их деяниями и каковы были их подлинные цели. Но партийному знатоку православного вероучения должно было бы быть известно также и то, что “торжество” лукавого в этом мире кратковременно, ибо он уже изгнан вон Иисусом Христом. Тем не менее фатальный выбор служения темным силам был сделан определенной частью российского общества сознательно, со всеми вытекающими последствиями. Он был не случаен. В значительной степени он был обусловлен распространением нигилизма и материализма в Х1Х веке в широких кругах общественности.

Об упадке веры в 19 веке много писали деятели и писатели разных лагерей: вспомним имена Киреевского, Белинского, Достоевского, Тургенева, Толстого, Чехова, Ушинского, не говоря о других мыслителях и литераторах.

Дореволюционная церковная пресса и литература пестрят сообщениями об упадке веры в народе. Постепенное нарастание и распространение безверия в русском народе должно стать предметом обстоятельных исследований. Здесь же приведем – почти наугад – несколько примеров. Так, в “Прибавлениях к церковным ведомостям” (1889 г., №52, с.1619) читаем: “Лишь только наступит воскресный день, с восходом солнышка народ, ввместо того, чтобы идти в церковь и брать туда с собой детей, вереницею тянется в торговое село или в город и там предается разгулу… Теперь понятно,- продолжает автор,- почему священники из тех сел, около которых есть базар по воскресеньям, как ни стараются расположить детей ходить в церковь, ничего не могут сделать”.

Во “всеподданейшем отчете” за 1892 и 1893 гг. обер- прокурора св. Синода К.Победоносцева отмечаются случаи атеизма в деревне: “… есть крестьяне, которые не верят ни в Бога, ни в воскресение мертвых, ни в будущую жизнь, которые, признавая душу человека одинаковою с душою животных неразумных, на основании неправильно понятого ими 3 ст. 19 гл. Екклизиаста,- на основании также неправильно понятых некоторых фактов из жизни ветхозаветных праотцев, учат и жизнь вести безнравственную, ибо не признают за грех даже и кровосмешения и с родными детьми”. Автор отчета приводит далее такое высказывание этих крестьян: “…вера в будущую загробную жизнь души – сказка, а лучше сказать – выдумка попов, чтобы обирать доход от простаков” (“Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1892-1893 гг.”, Спб.,1895, с.255-256). Как видно, высказывания крестьян предваряют известные большевистские лозунги о “попах-мироедах”, которые обманывают народ и т.д.

Анализируя причины старообрядческого раскола, составитель отчета также замечает: “Немаловажною причиною живучести раскола следует признать и дух современного неверия и рационализма, в большей или меньшей степени проникающей во все классы обществва”(там-же,с.261).

Или, например, журнал “Холмская церковная жизнь” писал в 1914 году: “у простого народа нашего, несмотря на полустолетнее существование народной школы по прежнему вера, молитва, церковь, богослужение стоит отдельно от жизни, или лучше сказать, жизнь не проникнута верою; труд, занятия житейские, работа дневная, не осеняется и не согревается теплотой христианской веры, молитвы…Еще хуже дело стоит у просвещенного общества. Там о вере не думают,о ней не упоминают, живут так, как-бы не было Бога, не было веры, не было Церкви, не было духовной жизни. Живут мирской жизнью, без одухотворения ее верою”. (1914, №1, с.12-13: В.Т-цкий, “Жизненная задача пастырской проповеди”).

Епархиальные отчеты 1914-1916 годов по многим епархиям с тревогой указывают, что молодежь почти не посещает церковь, предпочитая увлекательную новинку времени – “синематограф”.

Известны скорбные предсказания о грядущей катастрофе России и русской Церкви многих святых и праведников Х1Х и еще ХУШ веков - преподобного Серафима Саровского, святителя Арсения (Мацеевича), Авеля-“прорицателя”, святителя Игнатия (Брянчанинова), св.Иоанна Кронштадтского и других подвижников.

25 октября 1917 года монахи Троицкого скита о.Анзер Соловецкого монастыря воздвигли поклонный крест. В этот же день началась революция, потрясшая человечество и принесшая неисчислимыя бедствия русскому народу. Вряд ли можно сомневаться, что последствия этой революции навсегда оставят след в будущей истории России. Небывалый масштаб преобразований, замышленных как коренная ломка жизни всего народа, всех и вся, остановил и полностью изменил течение и развитие всех сторон русской жизни. Победившая по попущению Божию группа сразу же приступила к систематическому уничтожению всех ведущих сословий, усилиями которых веками создавалось великое русское государство: дворянства, купечества, зажиточного крестьянства, казачества и духовенства.

Участники собора 1917 года видели, в чем корень зла. Астраханскийй епископ Митрофан, позднее расстрелянный большевиками, говорил на соборе: “Мы стали холодны, равнодушны к своей вере, и она уже не воодушевляет нас к тем подвигам, какие по ее внушению совершали наши предки. И вот, с охлаждением в сердцах наших веры, помутился наш разум, иссякла любовь, отошла от нас правда, всюду пошли обман, ложь, грабительство и клятвопреступления, наступила великая разруха Русской земли…”.

В послании Святейшего Патриарха Тихона от 8 авг.1918 года говорилось: “ О, кто даст очам нашим источники слез, чтобы оплакать все бедствия, порожденные нашими всенародными грехами и беззакониями – помрачение славы и красоты нашего Отечества, обнищание земли, оскудение духа, разорение градов и весей, поругание храмов и святынь и все то потрясающее самоистребление великого народа, которое сделало его ужасом и позором для всего мира…”.

В трогательных словах первосвятителя свидетельствуется лишь о начале безумного, невиданного в мире самоистребления нации, которое продолжалось десятки лет и не прекратилось даже сейчас, приняв иные формы. И все же Бог в конце минувшего столетия пощадил Россию и дал ей ныне возможность обновляющего покаяния. В прославлении новомучеников мы видим только начало спасительного духовного подъема, который должен коснуться глубины народного сердца, чтобы дать ему импульс новой жизни.

Но каковы бы ни были внутренние условия жизни и духовно- нравственный упадок русского народа, небывалая вспышка богоборчества в России тесно связана также с совершенно новой и небывалой общей национальной ориентацией, полученной народом от его новых хозяев. Для них главная цель состояла не в том или ином устроении российского общества и государства, которые использовались лишь как источник обогащения и дешевой рабочей силы. В воспаленном воображении этих деятелей стоял “мировой пожар” и единое мировое государство, пресловутая “всемирная республика Советов”. Глобальная цель захвата мировой власти в ХХ веке впервые появилась у большевиков. Но единое мировое государство может быть только антихристианским и абсолютно тотальным, т.е. полностью бесправным. История показывает, что все великие завоеватели, мечтавшие о мировом господстве, ополчались, прежде всего, против духовной свободы. Существует диалектическая связь между идеей мирового господства и стремлением к закабалению человеческой души: одно без другого не бывает. Это неоспоримое положение таинственно перекликается со словами Спасителя о том, что весь мир не стоит одной человеческой души (“Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?”- Мф., 16, 26). Вместе с тем, всякое стремление к политическому мировому господству есть борьба непосредственно против Господа Иисуса Христа, ибо Он также сказал: “дана Мне всякая власть на небе и на земле…” (Мф., 28, 18). Поэтому за спиной тех, кто стремится к мировому господству, всегда стоят глубочайшие силы ада. Служение идее мирового господства делает человека бессознательной (а иногда и сознательной) игрушкой в руках богоборческих сил. Устроители мирового государства, действуя посредством греха, не могут не ненавидеть Христа и Его Церковь, ибо Христос даровал человеку величайшую свободу – свободу от греха, как богоподобное свойство.

Вот почему с такой неистощимой энергией и откровенно диавольской изобретательностью служители атеистического государства преследовали и терзали исповедников. Красный террор сразу принял характер геноцида против русского народа, ибо русский народ являлся этнической основой крупнейшей поместной православной Церкви, поддерживавшей и укреплявшей Православие во всем мире. Народ разделился по признаку веры: неверующие стали гонителями и истребителями своих верующих братьев. Выступая по случаю 4-й годовщины Октябрьской революции в 1921 году, Ленин уже имел все основания сказать: “Мы с религией боролись и боремся по-настоящему”.

Первоначально враги Церкви рассчитывали на довольно быструю победу, намереваясь уничтожить духовенство и в короткие сроки перформировать молодое поколение по своему образцу.

Как известно, одним из первых объектов нападения было религиозное образование. Издав декрет об отделении школы от Церкви в 1918 году, и запретив преподование религии в школе, советская власть бдительно следила за результатами, которые казались почти достигнутыми. В 1919 году А.В.Луначарский писал, приводя в пример один из уездных городов: “В Галиче в настоящее время ведется преподавание закона Божия в частных квартирах только в 11 селах, в то время, как общее число школ превышает сто. Стало быть, в огромном большинстве сел и деревень нет никакого преподавания закона Божия, также точно нет преподавания закона Божия в большинстве уездных городов. Это, конечно, свидетельствует о крайней слабости религиозного настроения в населении и дает добрую надежду, что мнимо глубокие корни православия в народе сделаются совсем короткими в следующем поколении” (А.В.Луначарский, “Народное образование в Костроме”,- Народное просвещение, 1919, №№ 39-41, с.4). Недопущение никакого религиозного образования даже в минимальных дозах оставалось одной из основ антирелигиозной политики в течение всего советского периода. Но как мы теперь хорошо знаем, “добрая” надежда вождей революции по милости Божией и благодаря мужеству верующих не оправдалась, а крепость и глубина корней Православия оказались необъяснимыми для неверующих аналитиков.

Бесчисленно количество страдальцев, жизнь свою положивших за веру и Церковь: каждый православный человек - священнослужитель или мирянин, старый или юный, мужчина или женщина – с именем Христовым живший и умиравший в тюрьмах и застенках, лагерях и ссылках, в тундрах и рудниках, погибавший от расстрелов, пыток, избиений, от морозов и голода или иною смертию изгибший, - каждый из этого бесчисленного сонма был умерщвляем именно за то, что принадлежал к Православной Церкви, ненавистной воинствующим безбожникам и богоборцам. И каждый из этих ни в чем неповинных людей – хотя им и приписывали контрреволюционные “заговоры”, - является святым подвижником, как погибший за Христа. Приведем пример из дела священномученика, крымского священника о. Елеазара Спиридонова. В материалах “дела” сказано: “Подвергнув проверке литературу, изъятую при обыске в греческой церкви г.Евпатории (где служил священник,- авт.), нашли в ней элнменты монархической пропаганды: 1).Книга на славянском языке “Часослов”полностью посвящена восхвалению монархического строя и призыву к верующим стойко стоять за самодержавие императора Николая Александровича и святую православную верк. На стр. 12 говорится: “Слава Тебе, Царю Вседержителю” и т.д.. 2). “Божественная литургия” - книга на славянском языке, полностью посвящена восхвалению и воспеваниюмонархического сторя с указанием имен царей и т.д.. 3). “Акафист” – содержит в себе элементы монархической пропаганды. 4). “Псалтырь” на славянском языке содержит в себе призывы к верующим быть преданным царю и вере русской. 5). Два журнала “Нива” с портретами царей и всего царственного дома”. – Священник бвл расстрелян, погибла и вся его семья (См. в кн.: “Претерпевшие до конца”, Симферополь, 1997, с.18 и далее).

Огромное количество других людей, неимевших прямого отношения к Церкви и даже зачастую относившихся равнодушно к вере, погибло лишь за то, что они принадлежали к русскому этносу, сложившемуся под прямым воздействием Православия. Напомним некоторые статистические данные. В секретном докладе, представленном Сталину в 1953 году министром МГБ, сообщалось, что только в северо-восточных лагерях содержится 12 миллионов человек; ссыльных крестьян и членов семей “врагов народа” – 20 миллионов человек; лишенных паспортов – 42 миллиона (сведения заимствованы из кн.: “Заполярная точка ГУЛАГа”, Нижнеколымский музей истории и культуры народностей Севера, М.,1993,с.5). Масштаб поистине апокалиптический, хотя это только некоторая часть данных об истреблении русского народа. Для проницательных людей уже тогда было понятно, что проводимый десятилетиями геноцид подрывает возможность самого существования русского народа в будущем. Современный процесс развала и деградации населения России – неизбежное следствие и продолжение изменений, начатых и заложенных революцией.

Одновременно шел процесс массового разрушения культуры, начатый погромами монастырей и храмов по всей стране. Будучи изначально православной, русская культура создавала благоприятную почву для сближения многих российских племен и народов с русским народом и Православием. Вместо нее новая власть попыталась создать строго регламентированную “социалистическую” культуру, полностью лишенную религиозного элемента и лишь способствовавшую, по большому счету, той варваризации, которая ныне охватила огромную часть населения России.

Мужественно и непоколебимо пребывая в вере и уповании на помощь Божию, Святая Церковь терпеливо ожидала окончания гонений. Важнейшим документом эпохи, выражающим подлинно церковную позицию этого времени, по нашему мнению, является составленное в исключительно трудных условиях, известное Обращение епископов - соловецких узников к Советскому правительству 1926 года. Это был голос Церкви, мужественно и с достоинством излагавший церковное понимание отношений с новой властью и необходимые для полноценной церковной жизни условия, хотя получение этих условий в те времена представлялось абслоютно невозможным. Тем не менее в Обращении по существу была изложена, кратко и сдержанно, программа независимого устроения Церкви. Напомнив об обязаностях государства, авторы говорят в заключение:

“Церковь надеется, что не будет оставлена в этом бесправном и стесненном положении, в котором она находится в настояще время, что законы об обучении детей Закону Божию и о лишении религиозных объединений прав юридического лица будут пересмотрены и изменены в благоприятном для Церкви направлении, что останки святых почитаемых Церковью, перестанут быть предметом кощунственных действий и из музеев будут возвращены в храмы.

Церковь надеется, что ей будет разрешено организовать епархиальное управление, избрать Патриарха и членов Священного Синода, действующих при нем, созвать для этого, когда она признает это нужным, епархиальные съезды и Всероссийский Православный Собор. Церковь надеется, что правительство воздержится от всякого гласного или не гласного влияния на выборы членов этих съездов (Соборов), не стеснит свободу обсуждения религиозных вопросов на этих собраниях и не потребует никаких предварительных обязательств, заранее предрешающих сущность их будущих постановлений.

Церковь надеется также, что деятельность созданных таким образом церковных учреждений не будет поставлена в такое положение, при котором назначение епископов на кафедры, определения о составе Священного Синода, им принимаемые решения – проходили бы под влиянием государственного чиновника, которому, возможно, будет поручен политический надзор над ними…”.

Власть ответила на эти пожелания новым и очень значительным усилением репрессий. Но прошло время и мы являемся свидетелями того, что возложенные на Господа упования соловецких исповедников, твердо веровавших в незыблемость святой Церкви, ныне во многом сбылись. Не по молитвам ли святых эти законные нормы, необходимые для устроения церковной жизни во всякое время, в самом деле стали осуществляться. Приведенные тексты вдохновлены мученическим подвигом иерархов и богословов, составивших Записку, во имя духовной свободы Церкви. Вот свидетельство веры и надежды, являющееся образцом для последующих поколений. Многие из соловецких узников стали мучениками.

Всем известно, сколько исключительного мужества, терпения и смирения проявляли узники всех сословий, воспринимая как Волю Божию то, что происходило с народом. Беспримерное в истории гонение и истребление православных людей, имевшее целью уничтожение Церкви, не достигло цели. Враг был посрамлен: гонимая Церковь восстала. Пятый раз за столетие сменилась власть земная, а Церковь остается неизменной и продолжает славить Бога и восстанавливать образ и подобие Божие в тех, кто к ней обращается.

Еще в канун 1000-летия крещения Руси атеисты надеялись удержаться у власти, но им была совершенно непонятна та сила, которую они хотели остановить. Пытались использовать “опыт” других стран, выясняли, что думает Церковь.Так,около 1987 года двое преподавателей Московской Духовной Академии были приглашены на некое совещание, где, в частности, им был предложен вопрос: если открыть храмы, увеличится количество верующих, или, может быть, уменьшится? Вот, например, в Польше открыли костелы, а число посещающих мессу резко сократилось. А как, по мнению представителей Православной Церкви, будет у нас? Ответ был дан, разумеется, самый уклончивый. Безбожники так и не поняли, что происходило. На рубеже 90- годов атеистические эксперты выдвигали мнение, что открытие в нашей стране храмов и духовных школ – не возрождение Православия, а реставрация утраченных религиозных форм. Но то, что произошло за последнее десятилетие минувшего века, опрокинуло все представления этих горе-теоретиков.

По церковному учению, незыблемая основа, жизненосная сила Церкви - подвиги святых, и в первую очередь мучеников. Церковь земная, находясь в нерасторжимом единении с Церковью небесной – торжествующей, представляет несокрушимую крепость. Поэтому Церковь всегда прославляла мучеников с особенным усердием. В раннехристианские времена, когда становилось известно о погибших от гонений мучениках, верующий народ сразу же начинал молиться новым святым, как новым заступникам, не дожидаясь формальных актов канонизации.

Святость мучеников очевидна: если отдал жизнь за Христа и Его Церковь,- то это ясный и достаточный признак,что этот человек угоден Богу, и, следовательно, является ходатаем за людей пред Богом.

И естественно, непочитание мучеников, забвение их страданий есть тяжкий грех. Этот грех отделяет верующих от Церкви торжествующей, свидетельствует о неверии в их подвиг; является отказом от благодатной помощи Божией. Всякий подвиг святости есть подвиг любви. Сила любви праведника за гробом не только сохраняется, но и возрастает. Молитвенное приятие этой любви святых, являющейся даром Божиим, есть не только свободная возможность, но несомненный д о л г и о б я з а н н о с т ь всех православных христиан. “Свят еси, Боже наш и во Святых почиваеши, и Тебе Славу воссылаем”, возглашает Церковь, и реально подтверждает это почитанием и прославлением все новых и новых святых, являемых в каждом новом поколении. Обилие святости – признак особой Благодати Божией, о которой земная Церковь свидетельствует с благоговейной благодарностью в канонизациях святых. Благодатное обилие святости Бог дарует в установленные им времена ради Своей Славы, но и из милосердия к человечеству, посылая новых заступников и ходатаев иногда в великом множестве. Поэтому непочитание святых в некоторых обществах, считающих себя христианскими, свидетельствует о крайнем оскудении христианского сознания, выражая протест человеческой гордости против Бога. Но все ереси и расколы, прежде,чем стать явными, появляются в скрытом виде у некоторых членов Церкви. Т.о. непочитание святых, особенно изобильно посланных нашей Церкви в последнее время, может привести к гибельным последствиям.

Ныне святые новомученики и исповедники Российские почитаются не только в Православии, но и во всем христианском мире они вызывают почтительное увжение за свое твердое и непоколебимое сопротивление злу и насилию.

Страшное противостояние и смертельная борьба в течение ряда десятилетий оставались почти невидимы для внешних, но стойкость русской Церкви была безусловно спасительной не только для России, но и для всего мира.

Полная история гонений и исповедничества Церкви в советский период еще не написана, хотя появилась уже целая литература по этим вопросам. Еще предстоит опубликовать огромное количество документов. Повидимому, агиология ХХ века вместе с историей гонений ХХ века и весь комплекс связанных с этим проблем имеет тенденцию выделиться в отдельную историческую дисциплину. Однако следует иметь в виду, что массовый исповеднический подвиг духовенства и верующих русской Церкви имеет своим началом не революцию 1917 года, и не Россию, а начало столетия и Австро-Венгрию, под власть которой по историческим причинам попала значительная часть западно-русского народа. Мы ни в коем случае не должны замыкаться на изучении только лишь великороссийских материалов. Сложившаяся с начала 90-х годов ситуация способствует забвению тесных родственных связей великороссов с белоруссами, карпатороссами, малороссами-украинцами, исторически являющихся единым русским народом с единой Русской Церковью. Забвение нашего племенного родства есть следствие бездуховного самодовольства, эгоистического замыкания в себе. К сожалению, это началось давно. По свидетельству митрополита Евлогия (Георгиевского), в начале 900-годов были чиновники, которые не имели понятия о Холмской Руси – древнейшей русской земли, ныне находящейся в составе Польши (Митрополит Евлогий (Георгиевский), Путь моей жизни, М.,1994, с,152). О судьбах Холмщины в наше время почти никто не знает и не помнит. Между тем, и на Холмщине, и в других западных регионах множество верующих пострадало, кроме большевиков, еще и от польских и немецких властей.

Приведем один пример из жизни Закарпатья..Известным подвижником, подвиг которого начался еще до войны 1914 года дерзновенной проповедью Православия, был иеромонах о.Алексей Кабалюк, перешедший из унии в православие и обративший многие тысячи людей в Австро-Венгрии и в Америке. Обвиненный властями, о.Алексей добровольно вернулся на родину из Америки и был посажен австрийскими властями в тюрьму за верность Православию. С ним пострадали еще 94 других верующих. Из них особенно известны жители села Иза, где была женская православная община, возглавляемая Иулианией Прокоп,- замечательной исповедницей, претерпевшей как пытки и издевательства,так и коварные уговоры униатского священника. Так же истязали и других исповедниц. Последующая жизнь о.Алексея, Иулиании Прокоп и сестер общины в 20-е годы и позднее является непрерывным подвигом исповедания веры и борьбы за воссоединение с Русской Церковью, которая завершилась успехом в 1946 году (Использованы материалы К.Фролова).

Первые концентрационные лагери, куда помещали русских людей за их национальность и веру были созданы не большевиками, а австро-германцами в начале войны 1914 года в Терезине и Талергофе с целью уничтожения прорусской и, следовательно, православной оппозиции в западно-русских землях, принадлежавших в то время Австро-Венгрии. В эти страшные места людей помещали под предлогом обвинений в национальном и политическом сочувствии к военному противнику центральных держав,т.е. Австро-Венгрии и Германии, - России, но суть заключалась именно в конфессиональной принадлежности обвиняемых к Православию, поскольку в те времена в Галиции и в Закарпатье быть русским означало быть православным, а центром русского и вообще славянского Православия была Россия. События,последовавшие за октябрьским переворотом 1917 года, затмили в национальной памяти страдания талергофских мучеников. Когда реки крови залили шестую часть планеты, с которой исчезло самое название “Россия”, исповедание веры в Бога стало преступлнием и сотни (а может быть тысячи) концентрационных лагерей густой сетью покрыли всю русскую землю “от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей” и от Карелии до Тихого океана, и по границе позорного Брестского мира опустился “железный занавес”, отрезавший древние русские земли от остальной части России,- тогда невозможно стало и мыслить об увековечении памяти тех мучеников двух австрийских лагерей, которые первыми вошли в горнило огненных испытаний 20 века и при том остались за далеким рубежом. Небольшая группа оставшихся в живых жертв австрийских репрессий пыталась сохранить память об этом национально-религиозном геноциде русского народа. Во Львове в 1928 г. вышла книга В.Р.Ваврика “Терезин и Телергоф”. В 20е годы там же издавался “Телергофский альманах” и некоторые другие издания, в которых крайне небольшими тиражами публиковались сведения о преступлениях австрийских властей против русского народа и Православной Церкви, но они оставались почти никому неизвестными. Теперь, когда Волей Божией Россия начала понемногу возрождаться, когда собираются и публикуются сведения о всех пострадавших за Христа и за Церковь, когда издается множество литературы о пережитом времени и Церковь прославляет тысячи новых российских мучеников, мы обязаны вспомнить о невинных страдальцах времен Первой мировой войны. Также мы не можем забыть и тех 4-5 тысячах полковых священников, которые пали на полях сражений Первой мировой. Как хорошо известно, войну начала не Россия, и священники исполняли свой долг, благословляя воинов, умиравших за Отечество и братскую Сербию.

В Талергофе условия были ужасающими и нисколько не уступали позднейшим советским или фашистским концлагерям, а в чем-то талергофские палачи были еще более изобретательны. Известны многочисленные случаи, когда людей заживо загрызали вши. Не будем описывать другие страшные пытки, которым подвергали там людей. Смертность была ужасающей: за три года там погибло несколько десятков тысяч людей; специалисты считают от 30 до 60 тысяч жертв. Там томились и умирали, в основном, не военнопленные, а жители Прикарпатья, Волыни, Подолья, Галиции. Власти арестовывали русинов целыми селеньями, в том числе всех священников, которых заподазривали в русофильстве. Доносчиками часто выступали священники – сторонники “самостийности”. Из огромного числа погибших священнослужителей к наиболее известным относится о. Максим Сандович, причисленный к лику святых русской зарубежной Церковью.

Поразительна и достойна всякого уважения и преклонения преданность Православию и своему русскому происхождению галицийских патриотов того времени. “За Русь на виселицы, на расстрелы, на издевательства и муки в Терезине, Талергофе, Вене и других вязницах и концлагерях Австро-Венгрии шли тысячи за тысячами и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую Церковь, за русскую икону, за русское слово,за русскую песню,за русскую душу,за русское сердце,за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть”.(Василий Ваврик, Кровавый террор, из кн. “Терезин и Талергоф”, Львов, 1928).

Подлинное возрождение и спасение России будет возможным только тогда, когда основная часть нашего народа услышит голос Матери-Церкви и ощутит, что вне тысячелетней православной традиции с учением Церкви о покаянии и спасительном действии святых таинств настоящее и прочное устроение жизни в нашем Отечестве невозможно так же, как невозможно сменить колеса на ходу движущегося поезда. Призывы из вовсе не прекрасного далека изменить исторический менталитет русского народа являются ни чем иным как попыткой уговорить нас перестать быть самими собой, т.е. иначе говоря, вовсе и окончательно перестать быть. Этот вопрос - быть или не быть – не является риторическим, он сегодня на самом деле стоит пред русским народом. История знает множество примеров ухода с исторической арены великих народов, оставшихся для последующих эпох только в мертвых памятниках своей цивилизации. Следует вдуматься в причины их исчезновения. Понятен гнев Божий против народов, оскорблявших Бога выдающимся и очевидным нечестием: так, погибли все цивилизации, построенные на человеческих жертвоприношениях. Хананеи были уничтожены иудеями, карфагеняне – римлянами. Несколько малочисленных испанских отрядов уничтожили громадные и богатейшие американские государства инков и майя, религия которых также требовала человеческих жертв. Но история знает и более сложные случаи. Христианство распространилось в первую очередь в рамках греко-римского мира. Греческая нация поныне преемственно продолжает свое бытие, несмотря на тяжелейшие исторические испытания, особенно в период турецкого завоевания; но где римляне, построившие величайшую империю, разработавшие совершенную правовую систему, поставившие на недостигаемую высоту в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: