Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой механизм. Механизм правового регулирования– это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Механизм правового регулирования как совокупность правовых средств включает в себя в качестве основных элементов: нормы права и принципы права, выраженные в законных и подзаконных актах, юридические факты, правовых отношения, акты применения права. Их метод в механизме правового регулирования определяется той ролью, которою выполняет каждый из них в процессе правового воздействия на общественные отношения. Каждый элемент механизма правового регулирования выполняет свои задачи и функции. Нормы права определяют общую программу поведения субъектов в предусмотренных законом ситуациях.
правовое регулирование распадается на три стадии:
1. Стадия издания нормы и ее общее действие.
2. Стадия возникновения прав и обязанностей, то есть правоотношений.
3. Стадия реализации прав и обязанностей, воплощения их в фактическом поведении участников общественных отношений.
65 понятие и признаки правоотношений. Их место и роль в механизме правового регулирования
Признаки правоотношений:
1. Правоотношение представляет собой такую форму фактического общественного отношения, которая складывается на основе правовых норм.
2. У частники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями
3. Правоотношения имеют сознательно-волевой характер.
4. Правоотношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.
|
Правоотношение — это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение является средством перевода общих установленных правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений.
Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизму правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, т. е. реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.
66 виды правоотношений
1. Регулятивные и охранительные правоотношения (основание классификации — функции права). Регулятивные правоотношения — это правомерное поведение субъектов, т.е. поведение, возникающее на основе норм права и им строго соответствующее.
2. Отраслевые правоотношения (основание классификации — деление права на отрасли). Сколько отраслей отечественного права, столько и видов правоотношений — конституционные, гражданские, административные, уголовные и др.
Материально-правовые отношения возникают на основе норм материального права. Их содержание — права и обязанности, составляющие предмет интересов субъектов права, т.е. существо юридического дела: гражданско-правовые, государственно-правовые, административно-правовые и другие материально-правовые отношения.
Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и производны (вторичны) от материально-правовых отношений. Они предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридического дела: гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, административно-процессуальные и другие процессуальные правоотношения.
|
67 объекты и субъекты правоотношений. Правосубъектность
1.Субъекты правоотношений — это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных прав и обязанностей. В реальной же жизни не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений, что объясняется различными объективными факторами: физиологическими, психологическими, экономическими. Малолетние дети, душевнобольные, обанкротившиеся предприятия фактически не могут участвовать в правоотношениях. Мера участия субъектов в правоотношениях определяется правоспособностью и дееспособностью:
Правоспособность — это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности
Дееспособность — признаваемая нормами объективного права способность самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности
2. Объект правоотношений — это то, на что воздействуют правоотношения, т.е. — фактическое поведение его участников. Объектом правоотношений выступает поведение людей, которое может быть различным по содержанию
Правосубъе́ктность — способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом правоотношения.
|
68 содержание правоотношений
Состав правоотношения- это его внутреннее строение, необходимый набор элементов, без которого правоотношение не может состояться. В состав правоотношения входят 3 элемента:
• субъект правоотношения;
• объект правоотношения;
• содержание правоотношения.
Субъекты правоотношений- это участники правовых отношений, связанные между собой субъективными правами и юридическими обязанностями.
Правосубъектность- это правовое качество лица, определяющее его юридическую возможность и фактическую способность осуществлять юридически значимое поведение (т. е. действия с правовыми последствиями).
• правоспособность- способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности;
• дееспособность- способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и нести обязанности.
• полная дееспособность- наступает с 18-летнего возраста; означает, что лицо может самостоятельно совершать все юридически значимые действия, приобретать своими собственными действиями субъективные права и нести юридические обязанности;
• неполная (частичная дееспособность)- это дееспособность лиц, не достигших 18-летнего возраста. В зависимости от круга правомочий и возраста лиц она подразделяется на два вида:
• дееспособность малолетних (лиц до 14 лет) - означает, что все юридически
• Ограниченная дееспособность- означает, что в судебном порядке ограничивается дееспособность лиц, злоупотребляющих алкогольными, токсическими или наркотическими веществами и ставящих тем самым свою семью в тяжелое материальное положение
• Недееспособность(лишение дееспособности) - означает, что в судебном порядке лица, которые в силу душевной болезни или стойкого психического расстройства не способны осознавать характера своих действий и руководить ими, признаются недееспособными
69 юридические факты и фактический состав. Способы установлении правоприменителем наличие либо отсутствие юридических фактов
ФАКТИЧЕСКИЙ (ЮРИДИЧЕСКИЙ) СОСТАВ — совокупность юридических фактов, с которыми связано наступление юридических последствий. Для многих правоотношений достаточно одного из обстоятельств, указанных в законе, чтобы возникло (прекратилось) правоотношение
Юридические факты — это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений.
Юридические факты многочисленны и разнообразны, поэтому они довольно подробно классифицируются наукой по различным основаниям в целях выявления их особенностей и более глубокого познания.
По волевому признаку юридические факты делятся насобытия и действия.
События — это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей.
Действия — это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими
Особую роль в динамике правоотношений играют так называемыеюридические составы илисложные, комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов).
70 понятие и реализация норм права. Характеристика форм непосредственной реализации
Определение. Реализация права - это осуществление правовых предписаний в правомерном поведении граждан, их организаций, органов государства.
Правовая норма сама по себе - только определённый текст с юридическим содержанием. Главное назначение нормы - претвориться в общественную практику. Только общественная практика, конкретные отношения людей составляют реальную жизнь правовой нормы.
Значение реализации норм права. Ценностный смысл реализации норм права состоит в том, что она
1. является формой, способом существования права.
2. через неё происходит регулирование общественных отношений в направлении выгодном для государства.
Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.
Непосредственная реализация, т.е. осуществление права в фактическом поведении, происходит в трех формах.
Форма первая — соблюдение запретов. Здесь реализуются запрещающие и охранительные нормы.
Форма вторая — исполнение обязанностей. Это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т.п.
Форма третья — использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права
71 применение права как особая форма его реализации. Ситуации при которых возникает возникает необходимость в применении. Требования выполнение которых обеспечивает правильное применениея права
Реализация права – воплощение (претворение) существующих правовых норм на практике. Реализация правовых норм – это осуществление содержащихся в них предписаний в правомерном поведении субъектов права.
По характеру правореализующих действий выделяют следующие формы реализации права: соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав и применение.
Непосредственная реализация права осуществляется в трех формах: соблюдение запретов, когда реализуются запрещающие и охранительные нормы, требующие воздержания от запрещенных действий, т. е. пассивного поведения; исполнение обязанностей, при которой реализуются обязывающие нормы, требующие активного правомерного поведения; использование субъективного права, которое предполагает фактические и юридические действия субъекта права, требования к обязанному лицу и право притязания.
72 стадии применения норм права
Обычно выделяют следующие стадии процесса применения норм права:
♦ установление фактических обстоятельств дела;
♦ выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам их толкование;
♦ решение конкретного юридического дела и его документальное оформление, принятие решения и доведение его до заинтересованных лиц и организаций;
♦ иногда еще присоединяют к ним исполнение решения и контроль за его реализацией.
73 акты применения права: понятие виды структура
Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.
Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям: 1) по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; 2) по субъектам, их издающим, - на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов; 3) по функциям права - на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела); 4) по юридической природе - на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); 5) по предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; 6) по характеру - на материальные и процессуальные.
Основными требованиями к правоприменительным актам являются:
Законность- означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.
Обоснованность - это означает, что:
а) Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;
б) Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;
в) Все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.
Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон.
Справедливость- это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам трудящихся, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.
74 отличие актов применения права от нормативно правовых актов
Применение права имеет следующие признаки; 1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;
2) имеет индивидуальный характер;
3) направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав, обязанностей, ответственности:
4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах:
5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.
Таким образом, применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм
75 толкование права: понятие виды способы. Значение толкование права для правоприменительной практики
Толкование (интерпретация) права — интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение). Уяснение и разъяснение правовых норм — два важнейших результата процесса толкования, но при этом процесс толкования права нередко ограничивается уяснением, то есть познанием смысла нормы «для себя», без сообщения этого результата другим субъектам. Толкование — важнейшая составляющая процесса применения права, более того, без толкования нет и не может быть правоприменения.
Способы толкования — специальные приемы, правила и средства познания смысла норм права, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых явлений. В зависимости от задач интерпретатора способы толкования права делятся на:
языковой (лингвистический, филологический, грамматический). Содержание правовой нормы выражается в тексте НПА. Способ выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.
функциональный исследует факторы и условия, в которых функционирует, реализуется толкуемая норма.
исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.
систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.
Виды официального толкования:
аутентическое — разъяснение содержания нормы права тем органом, который их установил.
делегированное (легальное) — толкование норм права тем органом, который их не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.
нормативное — толкование норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяются толкуемые нормы.
казуальное — толкование норм права при рассмотрении конкретного юридического дела; оно обязательно для применения только в отношении этого дела.
Более глубокий анализ позволяет характеризовать толкование права как специфическую деятельность, как особое социальное явление, как своеобразный фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое условие правового регулирования.
Под толкованием, подразумевается и искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение (жесты, позы, тексты, речь).
76 пробелы в праве способы их устранения и восполнения
Пробел в праве — это отсутствие в праве нормы, при помощи которой необходимо решать конкретные жизненные ситуации, требующие правового регулирования.
Причины появления пробелов
Они могут быть объективные и субъективные.
Объективные, если в момент принятия соответствующих норм права не существовало тех отношений, которые впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулировании.
Субъективные причины. Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существующих общественных отношений и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами и т. д.
Пробел и ошибка в праве
В некоторых случаях наряду с термином «пробел» используется понятие «ошибка в праве». Ошибка в праве означает в общем неверную оценку объективно существующих условий и проявление на этой основе не той законодательной воли, какую следовало бы отразить в нормативных актах.
Исходя из структуры нормы права, выделяют:
- пробел в гипотезе,
- пробел в диспозиции,
- пробел в санкции.
Способы устранения, восполнения и преодоления пробелов в праве
В принципе пробелы в праве, как и случаи полной правовой неурегулированности, должны устраняться законодателем по мере их обнаружения. Однако в силу системности права, тесного взаимодействия элементов системы права пробел в праве можно преодолеть еще в процессе реализации права, а именно в процессе правоприменения.
В юриспруденции выделяют три способа преодоления (устранения) пробелов:
- аналогия закона;
- субсидиарное применение права;
- аналогия права.
77 понятие и структура правосознания: участие правосознания в правовом регулировании общественных отношений
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.
Структура правосознания
- Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
- Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.
- Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
- Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
- Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.
78 виды и уровни правосознания
Поведение людей определяется их волей и сознанием. Правовое поведение, урегулированное нормами права, опосредуется правосознанием.
Правосознание – это совокупность идей, взглядов, представлений, чувств и эмоций, выражающих отношение людей к праву, другим правовым явлениям и поведению людей в сфере правового регулирования.
В зависимости от субъектного состава различают индивидуальное, групповое и общественное правосознание.
Индивидуальное правосознание – правосознание отдельного индивида. Оно неповторимо и зависит от личности отдельного человека, его образования, социального положения, национальности, религиозных убеждений и т.д.
Групповое правосознание - обобщенное правосознание отдельной социальной группы, ячейки общества. Так, для одного трудового коллектива характерна высокая ответственность его членов, высокая трудовая дисциплина, нетерпимость к нарушителям, что является показателем высокого уровня правосознания. В другом же коллективе проявляется укрывательство, нарушение правопорядка, штурмовщина. Все это показатель низкого уровня правосознания.
Общественное правосознание – правосознание широкого круга людей. Правосознание отдельного региона, страны, общества в целом – таков субъектный круг общественного правосознания. Так, в частности, говорится о правосознании древних Римлян, правосознании советских людей, современное правосознание граждан России.
В зависимости от богатства содержания различают различные уровни правосознания: обыденное, профессиональное, доктринальное и идеологизированное.
Обыденное правосознание – правосознание отдельных личностей из большинства населения. Для этого уровня правосознания преимущественное значение имеет эмоциональный компонент, которым руководствуются люди в повседневной жизни.
Профессиональное правосознание - это представление о праве, сформированное у профессионалов- юристов. Данный уровень формируется на основе специальных юридических знаний и юридической практики, и оно применяется в ходе правотворчества и правоприменения.
Научное (доктринальное) правосознание - правосознание ученых, специалистов – правоведов. Их уровень правосознания проявляется в выработке научных доктрин, теоретических положений, направленных на развитие юридической науки.
Правовая мировоззренческая идеология - это особое выражение научного правосознания, основанное на политическом сознании, на господствующей идеологии. Она объективируется в программных политических документах, произведениях и высказываниях политических лидеров, идеологов господствующего класса.
79 понятие и элементы правовой культуры: показатели ее уровня у личности и в обществе
Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированное государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., нисколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и это первый элемент правовой культуры.
Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правилах поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической — деятельность 'юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности.
Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства.
Категория "правовая культура" используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие "правовая культура" всегда предполагает оценку "качества" правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.
80 правовой нигилизм: понятие, истоки, пути преодоления
Антиподом правовой культуры являетсяправовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания (" в интересах народа", "для выполнения плана" и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм — его переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют как бы «удвоенное» общее зло
81 понятие и виды правового поведения: правомерное поведение понятие социальная и юридическая характеристика, виды мотивация
Право́вое поведе́ние — социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия[1][2].
Поведение людей является правовым, когда находится в сфере правового регулирования, то есть урегулировано нормами права. Под правовым поведением может пониматься поведение отдельных индивидов, групп, общностей людей[3].
Юридически безразличное поведение — поведение участников общественных отношений, находящееся за пределами правового регулирования, и не нуждающееся в нём в силу объективных причин или по воле законодателя[7] (морально-нравственное, религиозное, эстетическое и др.).
Правовое поведение (юридически значимое) — поведение участников общественных отношений, урегулированное нормами права.
Правомерное поведение — социально полезное поведение лиц, полностью соответствующее требованиям правовых норм[8].
Противоправное поведение (правонарушение) — социально вредное поведение лиц, нарушающее требования правовых предписаний[8].
Объективно противоправное деяние — поведение лиц, совершаемое без намерения причинения вреда общественным отношениям и охраняемым законом интересам, но при этом вступающее в противоречие с требованиями правовых норм[8] (деяние, в котором отсутствует один из элементов состава правонарушения — обычно это субъект либо субъективная сторона).
Злоупотребление правом — социально вредное поведение лиц, которое при этом формально не противоречит правовым предписаниям[8].
Правомерное поведение можно определить как обусловленную культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении его целей и требований
Поведение человека всегда является сознательным волевым проявлением, тем самым отличаясь от иных действий, которые носят, например, инстинктивный либо рефлекторный характер. Подвергаясь воздействию со стороны права, человек соотносит с им свои поступки и может соответственно выполнять его предписания либо действовать в их нарушение. Конкретные поступки в рамках закона основываются на различной степени активности. Правовая норма предписывает в определенных ситуациях как воздерживаться от каких-либо действий(соблюдать правовые требования), так и совершать действия(исполнять указания норм права). В его положениях также могут содержаться указания, которые дают субъекту права возможность выбора того или иного действия(то есть использовать правовые нормы по своему усмотрению). Они уполномочивают человека самому принимать решения, на основании которых могут возникать соответствующие права и обязанности.
По степени активности процесса вовлечения личности в правовое регулирование выделяют следующие виды правомерного поведения.
1. Социально-активное поведение. Социально-правовая активность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере. Это прежде всего инициативное поведение, которое может стать и нередко становится существенным фактором изменений в самой правовой системе. Социально-правовая активность определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убежденностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении.
2. Привычное поведение. Человек, как известно, выбирает наиболее целесообразный и практически оправданный вариант поведения, он действует избирательно. Используя метод "проб и ошибок", быстро привыкает повторять именно те действия, за которыми следует устраивающий его результат, и не склонен к действиям, которые не ведут к удовлетворяющим его последствиям. Привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемых в уже привычной, известной обстановке. В этих условиях лишь вначале человек обдумывает свои поступки, а в дальнейшем он действует в силу образовавшейся привычки вести себя так, а не иначе.
3. Конформистское поведение. Конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих (непосредственного социального окружения, группы и т.п.). Иными словами, в сфере социально-правовых отношений человек поступает правомерно, поскольку "так поступают другие". Как социально-психологическую категориюконформизм следует отличать от понятия,конформности — соответствия поступков личности признанным или требуемым стандартам ценностей, разделяемых группой, в которую входит данная личность.
4. Маргинальное поведение. Следование праву людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм, относится к поступкам, лежащим в основе такого формально правомерного поведения какмаргинальное (лат. margo — край, граница), т.е.пограничное. Оно отражает состояние индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушению, однако таким не становится в силу ряда причин и обстоятельств. В данный промежуток времени мотивами поведения оказываются иные движущие силы — угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности, боязнь осуждения со стороны коллектива, группы, ближайшего социального окружения и другие сдерживающие мотивы.
82 правонарушения: понятие, признаки, виды
Правонарушение - это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред личности, обществу, государству.
Правонарушениям присущи определенные признаки.
Общественно опасный характер правонарушения означает, что оно наносит вред охраняемым правом ценностям. Общественная опасность отдельно взятого правонарушения может быть не очевидна (например, переход улицы на красный свет), но она вполне очевидна и реальна, если эти правонарушения взяты в массе, совокупности.
Правонарушениям свойственна противоправность, т.е. юридическое выражение (в виде запрета) общественной опасности. Противоправность означает, что правонарушение - это деяние, направленное против права, совершенное вопреки нему. Общественная опасность правонарушения обусловливает его противоправность: если деяние опасно для отдельной личности или общества, то оно и запрещается правовыми нормами.
Противоправность представляет собой нарушение запретов, ясно указанных в законе, в подзаконных актах либо невыполнение обязанностей, вытекающих из нормативного правового акта, акта применения права или следующих из заключенного договора.
Правонарушение совершается людьми - дееспособными субъектами права. Истории права известны эпизоды, когда юридической ответственности подвергались животные. Так, например, в средние века в некоторых странах считалось, что животные (свиньи, крысы, собаки и другие) могут совершать правонарушения, поэтому их судили по всем правилам юридической процедуры. В нашей стране право не признает в животных субъектов права, и, соответственно, они не могут быть стороной правонарушения.
Правонарушением признается деяние деликтоспособного лица. Деликтоспособностью называется признанная законом способность лица осознавать значение своих поступков и нести за них юридическую ответственность. Деликтоспособными признаются все вменяемые лица, достигшие определенного возраста (за некоторые преступления — с 14 лет, а за остальные - с 16 лет).
Правонарушение является деянием в виде действия или бездействия. Действие - это акт активного поведения (кража, драка и т.п.). Оно может состоять в произнесении определенных слов или совершении телодвижений. Бездействие признается противоправным деянием, если по ситуации или служебному долгу лицо было обязано что-то сделать, но не сделало (прогул, халатность и т.п.). Правонарушение - это поведение, а не образ мыслей. Поведение выражается в противоправных действиях или бездействии, в которых материализуются общественно опасные намерения правонарушителя. Мысли сами по себе не могут быть четким объективным критерием общественной опасности, противоправности и тем самым законности или незаконности поведения человека. Если определенный образ мыслей, суждения, противоречащие официальной государственной доктрине, являются преступлениями и преследуются, то это свидетель