Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823—1870), принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых.
Учился в Вятском духовном училище (1858—1862), а затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. М. Чернышёва. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). В годы учёбы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.
По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.
Член мамонтовского кружка в Абрамцеве.
В 1893 году Васнецов стал действительным членом Академии художеств.
Портрет В. М. Васнецова. Н. Д. Кузнецов, 1891
После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом[4], участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби»[5].
В 1912 ему было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
В 1915 году участвовал в создании Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
Виктор Васнецов скончался в Москве 23 июля 1926 года, на 79-м году жизни. Художник был похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище[6].
В. М. Васнецов в 1895 году
| Художник был женат на Александре Владимировне Рязанцевой, происхождением из купеческой семьи. В браке родилось пятеро детей[7]. Внук — художник Андрей Владимирович Васнецов.
| В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).
Позже главным направлением становится былинно-историческое:
- «Витязь на распутье» (1882)
- «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)
- «Алёнушка» (1881)
- «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889)
- «Богатыри» (1881—1898)
- «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897)
В конце 1890-х годов всё более заметное место в творчестве В. М. Васнецова занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве[8][9] и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне[10]). Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии[11].
Сотрудничал с художниками М. В. Нестеровым, И. Г. Блиновым и другими.
После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).
| - Церковь Спаса Нерукотворного, совместно с В. Д. Поленовым, П. М. Самариным (1880—1882, Абрамцево).
- «Избушка на курьих ножках» (беседка) (1883, Абрамцево).
- Эскиз «Часовня над могилой А. С. Мамонтова» (1891—1892, Абрамцево).
- Собственный дом, совместно с В. Н. Башкировым (1892—1894, Москва, переулок Васнецова, 13).
- Проект иконостаса и написание икон церкви при стекольном заводе Ю. С. Нечаева-Мальцева (1895, Гусь-Хрустальный).
- Надгробный памятник Ю. Н. Говорухи-Отрока (1896, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранилось.
- Проект русского павильона для Всемирной выставки в Париже (1889), не осуществлён.
- Теремок (архитектурная фантазия) (1898), не осуществлён.
- Особняк И. Е. Цветкова, строительство осуществлял архитектор Б. Н. Шнауберт (1899—1901, Москва, Пречистенская набережная, 29).
- Проект пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи, совместно с В. Н. Башкировым (выполнено архитектором А. М. Калмыковым) (1899—1901, Москва, Лаврушинский переулок)[12].
- Проект терема-перехода из Оружейной палаты в Большой Кремлёвский дворец (1901, Москва, Кремль), не осуществлён.
- Проект новой покраски Большого Кремлёвского дворца (1901, Москва, Кремль), не осуществлён.
Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием Вятского художественного музея имени братьев Васнецовых (1992). Скульптор Ю. Г. Орехов, архитектор С. П. Хаджибаронов
- Памятный крест на месте гибели Великого князя Сергея Александровича (1905—1908, Москва), не сохранился. Воссоздан скульптором Н. В. Орловым и установлен в Новоспасском монастыре.
- Проект доходного дома (1908, Москва), не осуществлён.
- Надгробие В. А. Грингмута (1900-е, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранился.
- Проект собора Святого Александра Невского (1911, Москва, Миусская площадь), был положен архитектором А. Н. Померанцевым в основу частично реализованного проекта.
| В 1914 году рисунок Васнецова был использован для марки добровольного сбора жертвам Первой мировой войны, выпущенной Московским городским общественным управлением[13].
Марка добровольного сбора жертвам Первой мировой войны
1950: фасад Государственной Третьяковской галереи по рисунку В. Васнецова (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 1503)
1951: 25-летие со дня смерти В. М. Васнецова. Портрет В. М. Васнецова по картине И. Крамского (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 1649)
То же. «Богатыри» (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 1650)
|