Поисковые службы Интернет. Поисковые серверы WWW.
Типы поисковых серверов, примеры. Язык запросов поискового сервера.
Технология поиска
Основные понятия:
Поиск информации в Интернете осуществляется с помощью специальных программ, обрабатывающих запросы — информационно-поисковых систем (ИПС). Существует несколько моделей, на которых основана работа поисковых систем, но исторически две модели приобрели наибольшую популярность — это поисковые каталоги и поисковые указатели.
Поисковые каталоги устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Они обычно представляют собой иерархические гипертекстовые меню с пунктами и подпунктами, определяющими тематику сайтов, адреса которых содержатся в данном каталоге, с постепенным, от уровня к уровню, уточнением темы. Поисковые каталоги создаются вручную. Высококвалифицированные редакторы лично просматривают информационное пространство WWW, отбирают то, что по их мнению представляет общественный интерес, и заносят в каталог
Основной проблемой поисковых каталогов является чрезвычайно низкий коэффициент охвата ресурсов WWW. Чтобы многократно увеличить коэффициент охвата ресурсов Web, из процесса наполнения базы данных поисковой системы необходимо исключить человеческий фактор — работа должна быть автоматизирована.
- Автоматическую каталогизацию Web-ресурсов и удовлетворение запросов клиентов выполняют поисковые указатели. Работу поискового указателя можно условно разделить на три этапа:
- сбор первичной базы данных. Для сканирования информационного пространства WWW используются специальные агентские программы — черви, задача которых состоит в поиске неизвестных ресурсов и регистрация их в базе данных;
- индексация базы данных — первичная обработка с целью оптимизации поиска. На этапе индексации создаются специализированные документы — собственно поисковые указатели;
- рафинирование результирующего списка. На этом этапе создается список ссылок, который будет передан пользователю в качестве результирующего. Рафинирование результирующего списка заключается в фильтрации и ранжировании результатов поиска. Под фильтрацией понимается отсев ссылок, которые нецелесообразно выдавать пользователю (например, проверяется наличие дубликатов). Ранжирование заключается в создании специального порядка представления результирующего списка (по количеству ключевых слов, сопутствующих слов и др.).
В России наиболее крупными и популярными поисковыми указателями являются:
- «Яndex» (www.yandex.ru)
- «Pамблер» (www.rambler.ru)
- «Google» (www.google.ru)
- «Апорт2000» (www.aport.ru)
Упражнение 1. Освоение элементарных приемов поиска информации в сети Интернет.
Цель упражнения: Изучение интерфейса, назначения и особенностей поисковых WWW-серверов. Разъяснение понятия «запрос», отличие запроса от вопроса.
Задание:
Найти, как называется самое большое пресноводное озеро в мире.
Порядок выполнения.
- Запустить обозреватель MS Internet Explorer.
- В адресной строке набрать адрес поискового WWW-сервера.
- Открыть новое окно браузера, выполнив последовательность команд в главном меню Файл - Создать - Окно или использовав сочетание клавиш Ctrl+N.
- Повторить п.п. 2, 3 не менее четырех раз. В разные окна браузера загрузите главные страницы поисковых машин.
- Сравнить интерфейсы поисковых WWW-серверов.
Примечание. Для оптимальной и быстрой работы с поисковыми системами существуют определенные правила написания запросов. Подробный перечень для конкретного поискового сервера можно, как правило, найти на самом сервере по ссылкам Помощь, Подсказка, Правила составления запроса и т.п.
- С помощью справочных систем познакомьтесь с основными средствами простого и расширенного поиска.
- Организуйте поиск, заполните таблицу и прокомментируйте результаты поиска:
Ключевая фраза | Результаты поиска | |||
Yandex | Rambler | Апорт | ||
информационные технологии в образовании | ||||
информационные технологии в образовании | ||||
педагогические технологии личностно-ориентированного обучения |
- Дополните таблицу самостоятельно построенными запросами.
- Познакомьтесь с избранными документами и оцените их релевантность (смысловое соответствие результатов поиска указанному запросу). Организуйте поиск интересующей Вас информации и внесите результаты в таблицу.
- Сравнить результаты поиска (только первые блоки) всех серверов и прокомментировать их.
Примечание. Для многократного дублирования одного и того же запроса (и «чистоты» эксперимента), необходимо воспользоваться буфером обмена Windows.
При анализе интерфейса поисковых WWW-серверов обратить внимание не только на окна запросов и кнопку Пуск (Старт, Начать, Искать, Go и т.д.), но и на ссылки о помощи (Помощь, Help, Как искать, Как сформировать запрос и т.д.).
Упражнение 2. Поиск образовательных сайтов.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска информации через каталоги и применения средств простого поиска.
Задание:
Найти сайты физико-математических школ с помощью тематического поискового каталога.
Примечание:
Поскольку каждый поисковый ресурс, имея общие принципы построения, обладает своими особенностями, рассмотрим два возможных варианта поиска через каталоги.
Порядок выполнения.
- В интерфейсе поисковой системы найти список тематических категорий и, продолжая погружаться в тему поиска, дойти до списка конкретных Web-страниц.
- Если список страниц небольшой, выбрать среди них те ресурсы, которые лучше подходят для решения поставленной задачи. Если список ресурсов достаточно велик, необходимо в форме для поиска в строку ввода внести список ключевых, для уточнения поиска.
1 вариант. Поиск в каталоге LIST.RU.
- Запустить обозреватель MS Internet Explorer.
- Ввести адрес https://www.list.ru в адресную строку обозревателя.
- В списке категорий перейти последовательно по следующим ссылкам Образование - Наука - Школы - Физико-математические школы:
В результате мы получили список (количество) физико-математических школ. Каждая строка списка – гипертекстовая ссылка, перейдя по которой, можно просмотреть заинтересовавший вас школьный сайт.
2 вариант. Поиск в каталоге WWW.RU.
- Запустить обозреватель MS Internet Explorer.
- Ввести адрес https://www.ru в адресную строку обозревателя.
- В форме для поиска перейти на русскоязычную версию сайта: щёлкнуть по ссылке Русская версия.
- В форме для поиска убрать флажок Искать в английской версии (поскольку мы хотим найти русскоязычную информацию), щёлкнув мышкой по галочке в соответствующем окошке (галочка должна исчезнуть).
- В списке категорий перейти последовательно по следующим ссылкам (разделам) Наука и образование - Образовательные учреждения. В разделе Образовательные учреждения список категорий отсутствует. В данном разделе представлены (…) ссылки на сайты образовательных учреждений (Ваши результаты могут отличаться, поскольку информация в Интернет меняется очень быстро). Для выбора среди них сайтов физико-математических школ (поскольку просмотреть все 582 ссылки просто невозможно) необходимо произвести уточнение поиска.
- Для уточнения параметров поиска проделаем следующие действия:
- ввести в строку на форме для поиска ключевые слова, разделяя их написание пробелом: школа физика математика;
- в форме для поиска под строкой ввода ключевых слов поставить флажок Искать в текущем разделе и убрать флажок Искать в английской версии;
- нажать кнопку Поиск для инициализации процесса поиска.
По нашему запросу поисковый каталог представил список из девяти ссылок на сайты физико-математических школ.
По образцу, предложенному в задании 1, найти сайты школ по интересующему Вас профилю!
Упражнение 3. Освоение приемов поиска в различных поисковых системах.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска информации с помощью поисковой машины, формирование группы слов для организации простого поиска.
Задание:
Найти биографию (выдающегося ученого). с помощью поисковой системы Google.Ru.
Порядок выполнения.
- Запустить обозреватель MS Internet Explorer.
- В адресной строке набрать адрес поисковой системы https://www.google.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.
- В интерфейсе начальной страницы поисковой системы Google.Ru найти форму для поиска и строку ввода запроса. Щелчком левой клавишей мыши по строке установить в ней курсор и напечатать: биография Филиппов министр.
- Инициализировать процесс поиска в поисковой системе, нажав на кнопку Поиск в Goоgle.
По результатам нашего запроса поисковой системой Google.Ru было выдано (….) документа, расположенных по релевантности, где первая по списку ссылка представляла собой точный ответ по нашему запросу.
- Просмотреть результаты поиска и найти среди них наиболее подходящие (релевантные) вашему запросу.
Упражнение 4. Поиск нормативных документов.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска информации с помощью поисковой машины, изучение особенностей поиска нормативного документа.
Задание:
Найти Положение Министерства образования Российской Федерации о порядке аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных и образовательных учреждений.
Порядок выполнения
Примечание. Для проведения поиска документа воспользуемся, например, поисковой машиной Яndex.ru. В группу ключевых слов запроса необходимо включить значимые по смыслу слова и исключить стоп-слова (под значимыми понимают те слова, которые несут основную смысловую нагрузку документа; стоп-слова – слова не несущие смысловой нагрузки, например, предлоги, или слова, встречающиеся в каждом подобном документе). Словосочетания «Министерство образования РФ», «муниципальные и образовательные учреждения» можно отбросить, т. к. они встречаются в большинстве нормативных образовательных документов. Наш запрос будет выглядеть так: положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников.
- Запустить обозреватель MS Internet Explorer.
- В адресной строке набрать адрес поисковой системы https://www.yandex.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.
- В строку поиска введите запрос: положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников.
- Нажмите клавишу Enter или щёлкните мышью на кнопку Найти. По данному запросу Яndex выдал (…..) страниц. Необходимый документ располагался первым по списку.
- Открыть найденный документ.
Упражнение 5. Поиск графической информации.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска графической информации с помощью поисковой машины, формирование группы ключевых слов и интерфейса поисковой системы для поиска изображений.
Задание:
Подготовить иллюстрации к докладу о методике проведения уроков в школе.
Порядок выполнения.
- Запустить обозреватель MS Internet Explorer.
- В адресной строке набрать адрес поисковой системы https://www.yandex.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.
- В интерфейсе начальной страницы поисковой системы Яndex.ru найти форму для поиска и строку ввода запроса. Щелчком левой клавишей мыши по строке установить в ней курсор и напечатать: урок школа. Щелчком левой клавиши мыши в соответствующем окошке поставить флажок Картинки.
- Инициализировать процесс поиска в поисковой сиситеме, нажав на кнопку Найти.
- Просмотреть результаты поиска и найти среди них наиболее подходящие (релевантные) вашему запросу. По нашему запросу поисковой системой Яndex.ru было представлено (….) картинок
- Для просмотра увеличенного изображения необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по картинке. Для запуска интернет-ресурса, на котором располагается данное изображение, щёлкнуть левой кнопкой мыши по ссылке с его адресом под картинкой. Точно так же можно загрузить другие картинки с сервера (их количество представлено в скобках).
Упражнение 6. Поиск адресов электронной почты.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска адресов электронной почты, используя специальные службы поиска людей в Интернет.
Задание:
Найти электронный адрес Иванова Владимира, если мы знаем, что его логин (псевдоним, имя пользователя) совпадает с его фамилией (ivanov).
Порядок выполнения:
- Запустить обозреватель MS Internet Explorer.
- В адресной строке набрать адрес поисковой службы Электронная Россия https://www.eros.dubna.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.
- В интерфейсе поисковой системы найти форму для поиска и ввести в строку Имя - Фамилия: Иванов, а в поле Пользователь предполагаемый логин: ivanov.
- Инициализировать процесс поиска в поисковой системе, нажав на кнопку Поиск.
- Просмотреть результаты поиска и выбрать среди них искомый адрес.
По нашему запросу было найдено (..) записей, среди которых искомый адрес оказался первым по списку.
Упражнение 7*. Поиск в сети Интернет сведений о людях (на примере адреса).
Цель упражнения:
Знакомство со справочниками в Интернет. Изучение возможностей поиска людей в Интернет.
Задание:
Найти адрес Никифоровой Натальи Александровны, проживающей в городе Воронеже.
Порядок выполнения.
- Запустить обозреватель MS Internet Explorer.
- В адресной строке набрать адрес Самарской информационной сети https://www.bonus.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.
- В интерфейсе поисковой системы найти рубрикатор и перейти в раздел Телефонные справочники (по умолчанию открывается справочник по жителям Воронежа и области).
- Изучите инструкцию и введите в соответствующие окошки имя, фамилию и отчество человека, адрес которого необходимо найти (Никифорова Наталья Александровна). Выбрать из выпадающего списка Регион нужное название города или региона Самара. Инициализировать процесс поиска в поисковой системе, нажав на кнопку Искать.
- Просмотреть результаты поиска и выбрать среди них искомый адрес. По нашему запросу было найдено (….) записей.
Упражнение 8**. Поиск литературных произведений в сети Интернет.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска и скачивания файлов через WWW.
Задание:
Найти и сохранить на локальном диске один из рассказов Ивана Безродного.
Порядок выполнения:
- Запустить обозреватель MS Internet Explorer.
- В адресной строке набрать адрес архива файлов Курчатовского института https://www.kiarchive.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.
- По рубрикатору перейти в раздел Электронная библиотека. В разделе Электронная библиотека открыть папку Arkanar (ассоциация молодых писателей). В папке выбрать раздел Творчество Ивана Бунина. Просмотреть названия представленных работ и выбрать подходящую.
- Щёлкнуть мышью по ссылке с названием архивного файла (heaven.zip, Рай на земле). В появившемся окне Загрузка файла нажать кнопку Открыть.
- В окне архиватора, открывшемся после загрузки файла, вы можете увидеть название файла. Разверните файл для прочтения двойным щелчком мыши по его названию. Просмотреть файл и при необходимости сохранить на локальном диске, выполнив команду Файл - Сохранить как. В окне сохранения не забудьте выбрать имя папки, в которую следует поместить файл.
ЧТО ДОЛЖНО ОСТАТЬСЯ В ПОРТФОЛИО | ![]() |
! 2. Напишите эссе на тему: «Как осуществляется поиск информации в Интернете, с помощью каких специальных программ и каковы основные приёмы поиска информации в различных поисковых системах?»
Обменяйтесь эссе с одним из коллег. Оцените эссе коллеги и напишите на него рецензию. Оба эссе и обе рецензии сохраните в портфолио.