Учения о душе
В этих учениях впервые был обозначен предмет психологии – душа. Душа рассматривалась как качество, отличающее живой организм, придающее ему активность, являющееся основой ощущений, чувств, разума и нравственности.
Материалистические концепции психики в Древнегреческой философии
Проблема природы и функций души | Проблема познания | Проблема регуляции | Проблема психического развития |
Демокрит (от 450–370 гг. до н.э.) | |||
Материализм. Весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазу частиц – атомов. Душа состоит из самых мелких, круглых и подвижных атомов. Атомы души вдыхаются при рождении и рассеиваются в воздухе после смерти. Они располагаются в голове (разум), в груди (мужество), в печени (вожделение) и в органах чувств (ощущения) | Сенсуализм. Познание включает две ступени. Первая ступень – ощущение: все вещи излучают копии – эйдолы, которые попадают на органы чувств и человек получает ощущения. Но это «темное» знание. Разум – вторая ступень познания, обобщает данные и позволяет выйти за пределы ощущений, достичь «подлинного» знания | Детерминизм. Атомы движутся не хаотично, а согласно Логосу, поэтому все в мире причинно обусловлено (детерминизм) | Душа развивается, поскольку изменяется количество подвижных атомов (в старости их становится меньше). Становление личности зависит от природы и воспитания. Воспитание дает три качества: хорошо думать, хорошо говорить и хорошо делать |
Психологическая концепция Платона (428–348 гг. до н.э.)
Проблема природы и функций души | Проблема познания | Проблема регуляции | Проблема психического развития |
Идеализм. Космос состоит из материального и идеального – души. Душа человека – носитель разума и нравственности – часть космической души, поэтому, она бессмертна, после смерти тела переселяется в другое тело или возвращается в космос. Структура души включает три части: 1) белый конь – благородные страсти (вместилище в груди); черный конь – вожделеющая часть (вместилище в брюшной полости); 3) возница – разум, который управляет чувствами (вместилище в голове) | Рационализм. Душа человека – часть космической души, поэтому знание изначально существует в ней. Процесс познания – не открытие нового знания, а воспоминание того, что душа знала в космической жизни. Два пути воспоминания: 1) с помощью других людей; 2) озарение, которому способствуют толчки извне (чувственное восприятие). Также люди могут получать от других людей знание чисел (близкие к достоверным), а также получать знания эмпирическим путем, но такое знание мнимое | Индетерминизм. Человек свободен, так как обладает разумом. Разум позволяет человеку постичь добро и зло и «обуздать» страсти, мешающие сделать правильный выбор. Животные не обладают разумом, их поведение подчиняется страстям, поэтому они не свободны | Душа изначально присуща человеку, она вселяется в тело в момент рождения. Воспитание должно помочь ребенку актуализировать природные задатки. Поэтому необходима их диагностика. Детей, имеющих душу с преобладанием разумной части надо готовить в правители, те, у кого преобладает волевая часть (белый конь) станут воинами, те, у кого чувственная (черный конь) – ремесленниками или земледельцами. Достойное место в обществе обеспечивается нравственным поведением, поэтому важно, чтобы дети обладали знаниями моральных норм. Но дать знания в готовом виде невозможно (они врожденны). Путь актуализации врожденного знания – сократическая беседа – диалог учителя с учеником, основанный на наводящих вопросах. Чувства мешают правильному поведению, поэтому необходимо учить детей контролировать их. Семейное воспитание побуждает чувства, поэтому воспитание должно быть делом государства |
Развитие психологических идей в Средние века
Основные проблемы психологии в философии Фомы Аквинского (1225–1274)
Проблема природы и функций души | Проблема познания | Проблема регуляции | Проблема психического развития |
Идеализм. Весь мир сотворен Богом. Душа человека – идея, формирующий принцип, дана Богом, связана с телом, но телом не является. Есть три формы души: низшая –вегетативная (растительная), сенситивная (животная); высшая (разумная). У человека разумная душа выполняет функции двух низших. Она бестелесна, бессмертна | Есть два вида познания. Первый – естественный (сенсуалистический), осуществляется посредством внешних и внутренних познавательных органов. Он включает два уровня: Первый уровень: посредством органов чувств образуются впечатления, в которых открываются чувственные свойства вещей. Второй уровень – интеллект, который не является актом телесных органов, обеспечивает познание сущностей. Второй вид познания – сверхъестественный, предполагающий постижение божественных истин путем откровения (рационализм) | Только душа человека обладает свободой воли. Разум человека обеспечивает возможность познания божественного предназначение и выбора своего пути | Душа даруется человеку Богом. Но поначалу она обладает своими способностями (сознанием, интеллектом) только в потенции. Для их активизации необходимо воздействие внешнего мира и обучение. |
Основные проблемы психологии в учениях Ибн Сины (980–1037) и Ибн Рушда (1126–1198)
Проблема природы и функций души | Проблема познания | Проблема регуляции | Проблема психического развития |
Синтез материалистических и идеалистических идей. Ибн Сина (Авиценна): душа двойственна по своей природе: есть телесная и божественная душа (см. таблицу 3). Первая –предмет науки, вторая – предмет богословия. Источник телесной души – мозг. Каждой психической функции соответствует определенный участок коры головного мозга. Поэтому изучать функции души нужно через тело, которое доступно наблюдению, воздействию химических препаратов… Ибн Рушд (Аверроэс): тело – вместилище души, но душа управляет телом. После смерти тела индивидуальная душа уничтожается. Разум божественен, он входит в души извне, а после смерти продолжает существовать как часть универсального разума. Эта часть души делает человека подобным Богу | Два пути познания. Сенсуалистический путь. Познание – «отражение познаваемого предмета». Оно невозможно без чувственного опыта: реальность дается только в ощущениях – это первая ступень познания. Вторая ступень познания – представление (воссоздание образа предмета). Третья ступень – воображение (возникновение идей и понятий). Четвертая ступень – высшая форма абстракции (возникновение всеобщих понятий и категорий). Рационалистический путь: абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения | Детерминизм. Внешние воздействия вызывают у человека определенные эмоциональные состояния и, следовательно, поведение | Ибн Сина: телесная душа возникает, когда соединяется с телом, и формируется при жизни. Психическое развитие связано с физическим. Посредством воспитания происходит воздействие на организм и душу ребенка, так как воздействия на поведение вызывают переживания. Поэтому изменяются психические и физиологические свойства ребенка. Ибн Рушд: разумная душа – потенциальная способность к познанию законов мира – врожденна, присуща каждому. Но важно воспитать у детей стремление к познанию и научить их правильно мыслить |
Учения о сознании
Предмет – сознание - уникальная способность человеческой души не только мыслить и ощущать, но и рефлексировать все свои акты и состояния.
Джон Локк (1632–1704) – английский философ-материалист
Материализм. Душа существует вместе с телом. Душа – субстанция пассивная, но способная к познанию окружающего мира и самой себя. Восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме, есть сознание. Путь познания души – интроспекция | Сенсуализм. Процесс познания – взаимодействие человека с окружающим миром. Доказательства отсутствия врожденных идей – данные этнографии и детской психологии: если бы знания были врождены, то они были бы известны всем (взрослым, детям, идиотам) и разные народы имели бы одинаковые убеждения, но этого нет. Следовательно, знания формируются прижизненно и базируются на чувственном опыте. Есть два вида опыта: ощущения (основа знаний о внешнем мире); рефлексия (основа знаний о внутреннем мире). Чувства вводят единичные (простые) идеи, разум постепенно их осваивает, они помещаются в памяти и получают имена.. Таким образом, знание – результат работы разума. Есть три вида знаний: 1) сенситивное знание – наименее достоверное, так как вещи обладают первичными – объективными – качествами (плотность, форма), вторичными – субъективными – качествами (цвет, запах…) и третичными качествами, которые связаны с взаимодействием объектов, приводящем к иллюзиям; 2) демонстративное знание, которое достигается при согласии людей, более достоверно; 3) интуитивное знание – знание о себе, только оно достоверно | Механический детерминизм. Внешние объекты вызывают определенное отношение, и, следовательно, поведение. Но «поведение джентльмена» должно быть разумно. Он должен руководить своими страстями, подчинять свое поведение велениям рассудка | Психика формируется при жизни. При рождении психика ребенка – «tabula rasa» (чистая доска), на которую «жизнь наносит свои письмена». Возможности воспитания не ограничены: освоение опыта влияет на развитие познавательных способностей; характер и воля – результат воспитания посредством образцов и формирования положительных привычек |
Рене Декарт (1596–1650) – французский философ, физик, физиолог
Проблема природы души | Проблема познания | Проблема регуляции поведения | Проблема психического развития |
Идеализм. Дуализм. Существует две субстанции: телесная и духовная, которые противоположны и независимы (см. табл. 2). Управление телом осуществляется без участия души. Душа черпает свою энергию за пределами вещного мира. Главный признак телесных субстанций – протяженность. Главный признак души – осознание собственных явлений. Поэтому метод познания души – интроспекция | Рационализм. В сознании человека есть три вида идей: 1) порожденные самим человеком: основаны на чувственном опыте, произведенные путем индукции (дают знания об отдельных предметах и явлениях); 2) приобретенные знания – результат обучения, поэтому они более совершенны; 3) врожденные знания – знания о законах окружающего мира, постигаются посредством рациональной интуиции и не нуждаются в опоре на данные органов чувств или логические обобщения. | Механистический детерминизм. Тело – автомат, который подчиняется законам механики. Механизм работы тела – рефлекс – двигательный ответ организма на физическое раздражение: - нервная система состоит из полых трубок; - при воздействии раздражителей по трубкам движутся «животные духи» к мозгу; - когда «животные духи» сотрясают эпифиз, возникают страсти, вызывая определенное движение. Такое поведение детерминировано извне. Возможно «перенацеливание» «животных духов» посредством воли, разума и активных чувств, исходящих от души (например, интересов). Такое поведение свободно от внешних детерминант | Как и вся вселенная, тела и души людей развиваются. Дети, как и животные не обладают сознанием (душой), они подобны автоматам. Но все способности души потенциально в ней заложены. Цель развития – достижение «душевного довольства», при котором разум подчиняет себе страсти и занимается своей естественной деятельностью – познанием. Задача воспитания – научить детей познанию и управлению страстями. Формирование желательного поведения возможно на основе упражнений: в результате многократных повторений возникают ассоциации, нарушается естественное движение «животных духов» и они вызывают желаемое движение |