Развитие психологических идей в Средние века




Учения о душе

В этих учениях впервые был обозначен предмет психологии – душа. Душа рассматривалась как качество, отличающее живой организм, придающее ему активность, являющееся основой ощущений, чувств, разума и нравственности.

Материалистические концепции психики в Древнегреческой философии

Проблема природы и функций души Проблема познания Проблема регуляции Проблема психического развития
Демокрит (от 450–370 гг. до н.э.)
Материализм. Весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазу частиц – атомов. Душа состоит из самых мелких, круглых и подвижных атомов. Атомы души вдыхаются при рождении и рассеиваются в воздухе после смерти. Они располагаются в голове (разум), в груди (мужество), в печени (вожделение) и в органах чувств (ощущения) Сенсуализм. Познание включает две ступени. Первая ступень – ощущение: все вещи излучают копии – эйдолы, которые попадают на органы чувств и человек получает ощущения. Но это «темное» знание. Разум – вторая ступень познания, обобщает данные и позволяет выйти за пределы ощущений, достичь «подлинного» знания Детерминизм. Атомы движутся не хаотично, а согласно Логосу, поэтому все в мире причинно обусловлено (детерминизм) Душа развивается, поскольку изменяется количество подвижных атомов (в старости их становится меньше). Становление личности зависит от природы и воспитания. Воспитание дает три качества: хорошо думать, хорошо говорить и хорошо делать

Психологическая концепция Платона (428–348 гг. до н.э.)

Проблема природы и функций души Проблема познания Проблема регуляции Проблема психического развития
Идеализм. Космос состоит из материального и идеального – души. Душа человека – носитель разума и нравственности – часть космической души, поэтому, она бессмертна, после смерти тела переселяется в другое тело или возвращается в космос. Структура души включает три части: 1) белый конь – благородные страсти (вместилище в груди); черный конь – вожделеющая часть (вместилище в брюшной полости); 3) возница – разум, который управляет чувствами (вместилище в голове) Рационализм. Душа человека – часть космической души, поэтому знание изначально существует в ней. Процесс познания – не открытие нового знания, а воспоминание того, что душа знала в космической жизни. Два пути воспоминания: 1) с помощью других людей; 2) озарение, которому способствуют толчки извне (чувственное восприятие). Также люди могут получать от других людей знание чисел (близкие к достоверным), а также получать знания эмпирическим путем, но такое знание мнимое Индетерминизм. Человек свободен, так как обладает разумом. Разум позволяет человеку постичь добро и зло и «обуздать» страсти, мешающие сделать правильный выбор. Животные не обладают разумом, их поведение подчиняется страстям, поэтому они не свободны Душа изначально присуща человеку, она вселяется в тело в момент рождения. Воспитание должно помочь ребенку актуализировать природные задатки. Поэтому необходима их диагностика. Детей, имеющих душу с преобладанием разумной части надо готовить в правители, те, у кого преобладает волевая часть (белый конь) станут воинами, те, у кого чувственная (черный конь) – ремесленниками или земледельцами. Достойное место в обществе обеспечивается нравственным поведением, поэтому важно, чтобы дети обладали знаниями моральных норм. Но дать знания в готовом виде невозможно (они врожденны). Путь актуализации врожденного знания – сократическая беседа – диалог учителя с учеником, основанный на наводящих вопросах. Чувства мешают правильному поведению, поэтому необходимо учить детей контролировать их. Семейное воспитание побуждает чувства, поэтому воспитание должно быть делом государства

 

Развитие психологических идей в Средние века

Основные проблемы психологии в философии Фомы Аквинского (1225–1274)

Проблема природы и функций души Проблема познания Проблема регуляции Проблема психического развития
Идеализм. Весь мир сотворен Богом. Душа человека – идея, формирующий принцип, дана Богом, связана с телом, но телом не является. Есть три формы души: низшая –вегетативная (растительная), сенситивная (животная); высшая (разумная). У человека разумная душа выполняет функции двух низших. Она бестелесна, бессмертна Есть два вида познания. Первый – естественный (сенсуалистический), осуществляется посредством внешних и внутренних познавательных органов. Он включает два уровня: Первый уровень: посредством органов чувств образуются впечатления, в которых открываются чувственные свойства вещей. Второй уровень – интеллект, который не является актом телесных органов, обеспечивает познание сущностей. Второй вид познания – сверхъестественный, предполагающий постижение божественных истин путем откровения (рационализм) Только душа человека обладает свободой воли. Разум человека обеспечивает возможность познания божественного предназначение и выбора своего пути Душа даруется человеку Богом. Но поначалу она обладает своими способностями (сознанием, интеллектом) только в потенции. Для их активизации необходимо воздействие внешнего мира и обучение.  

 

Основные проблемы психологии в учениях Ибн Сины (980–1037) и Ибн Рушда (1126–1198)

Проблема природы и функций души Проблема познания Проблема регуляции Проблема психического развития
Синтез материалистических и идеалистических идей. Ибн Сина (Авиценна): душа двойственна по своей природе: есть телесная и божественная душа (см. таблицу 3). Первая –предмет науки, вторая – предмет богословия. Источник телесной души – мозг. Каждой психической функции соответствует определенный участок коры головного мозга. Поэтому изучать функции души нужно через тело, которое доступно наблюдению, воздействию химических препаратов… Ибн Рушд (Аверроэс): тело – вместилище души, но душа управляет телом. После смерти тела индивидуальная душа уничтожается. Разум божественен, он входит в души извне, а после смерти продолжает существовать как часть универсального разума. Эта часть души делает человека подобным Богу Два пути познания. Сенсуалистический путь. Познание – «отражение познаваемого предмета». Оно невозможно без чувственного опыта: реальность дается только в ощущениях – это первая ступень познания. Вторая ступень познания – представление (воссоздание образа предмета). Третья ступень – воображение (возникновение идей и понятий). Четвертая ступень – высшая форма абстракции (возникновение всеобщих понятий и категорий). Рационалистический путь: абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения Детерминизм. Внешние воздействия вызывают у человека определенные эмоциональные состояния и, следовательно, поведение Ибн Сина: телесная душа возникает, когда соединяется с телом, и формируется при жизни. Психическое развитие связано с физическим. Посредством воспитания происходит воздействие на организм и душу ребенка, так как воздействия на поведение вызывают переживания. Поэтому изменяются психические и физиологические свойства ребенка. Ибн Рушд: разумная душа – потенциальная способность к познанию законов мира – врожденна, присуща каждому. Но важно воспитать у детей стремление к познанию и научить их правильно мыслить

Учения о сознании

Предмет – сознание - уникальная способность человеческой души не только мыслить и ощущать, но и рефлексировать все свои акты и состояния.

Джон Локк (1632–1704) – английский философ-материалист

       
Материализм. Душа существует вместе с телом. Душа – субстанция пассивная, но способная к познанию окружающего мира и самой себя. Восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме, есть сознание. Путь познания души – интроспекция Сенсуализм. Процесс познания – взаимодействие человека с окружающим миром. Доказательства отсутствия врожденных идей – данные этнографии и детской психологии: если бы знания были врождены, то они были бы известны всем (взрослым, детям, идиотам) и разные народы имели бы одинаковые убеждения, но этого нет. Следовательно, знания формируются прижизненно и базируются на чувственном опыте. Есть два вида опыта: ощущения (основа знаний о внешнем мире); рефлексия (основа знаний о внутреннем мире). Чувства вводят единичные (простые) идеи, разум постепенно их осваивает, они помещаются в памяти и получают имена.. Таким образом, знание – результат работы разума. Есть три вида знаний: 1) сенситивное знание – наименее достоверное, так как вещи обладают первичными – объективными – качествами (плотность, форма), вторичными – субъективными – качествами (цвет, запах…) и третичными качествами, которые связаны с взаимодействием объектов, приводящем к иллюзиям; 2) демонстративное знание, которое достигается при согласии людей, более достоверно; 3) интуитивное знание – знание о себе, только оно достоверно Механический детерминизм. Внешние объекты вызывают определенное отношение, и, следовательно, поведение. Но «поведение джентльмена» должно быть разумно. Он должен руководить своими страстями, подчинять свое поведение велениям рассудка Психика формируется при жизни. При рождении психика ребенка – «tabula rasa» (чистая доска), на которую «жизнь наносит свои письмена». Возможности воспитания не ограничены: освоение опыта влияет на развитие познавательных способностей; характер и воля – результат воспитания посредством образцов и формирования положительных привычек

Рене Декарт (1596–1650) – французский философ, физик, физиолог

Проблема природы души Проблема познания Проблема регуляции поведения Проблема психического развития
Идеализм. Дуализм. Существует две субстанции: телесная и духовная, которые противоположны и независимы (см. табл. 2). Управление телом осуществляется без участия души. Душа черпает свою энергию за пределами вещного мира. Главный признак телесных субстанций – протяженность. Главный признак души – осознание собственных явлений. Поэтому метод познания души – интроспекция Рационализм. В сознании человека есть три вида идей: 1) порожденные самим человеком: основаны на чувственном опыте, произведенные путем индукции (дают знания об отдельных предметах и явлениях); 2) приобретенные знания – результат обучения, поэтому они более совершенны; 3) врожденные знания – знания о законах окружающего мира, постигаются посредством рациональной интуиции и не нуждаются в опоре на данные органов чувств или логические обобщения. Механистический детерминизм. Тело – автомат, который подчиняется законам механики. Механизм работы тела – рефлекс – двигательный ответ организма на физическое раздражение: - нервная система состоит из полых трубок; - при воздействии раздражителей по трубкам движутся «животные духи» к мозгу; - когда «животные духи» сотрясают эпифиз, возникают страсти, вызывая определенное движение. Такое поведение детерминировано извне. Возможно «перенацеливание» «животных духов» посредством воли, разума и активных чувств, исходящих от души (например, интересов). Такое поведение свободно от внешних детерминант Как и вся вселенная, тела и души людей развиваются. Дети, как и животные не обладают сознанием (душой), они подобны автоматам. Но все способности души потенциально в ней заложены. Цель развития – достижение «душевного довольства», при котором разум подчиняет себе страсти и занимается своей естественной деятельностью – познанием. Задача воспитания – научить детей познанию и управлению страстями. Формирование желательного поведения возможно на основе упражнений: в результате многократных повторений возникают ассоциации, нарушается естественное движение «животных духов» и они вызывают желаемое движение


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: