Игры для младших школьников




Азербайджанские игры

Несколько тысяч лет до н.э. в Азербайджане уже существовали игры, о чем свидетельствуют рисунки, сохранившиеся на скалах в Гобустане. На горе Беркдаш высечены картинки, изображающие ритуальный танцы и игры.
Азербайджанские историки, писатели, философы, а также путешественники в своих заметках указывали, что в Азербайджане еще с давних лет занимались физическими упражнениями, в том числе и играми. Существовали такие игры, которые привлекали большое количество зрителей (игры с мячом, акробатика на канате, игры на конях), в которых могли состязаться только физически хорошо подготовленные люди. Надо полагать, что такие люди готовились опытными мастерами.

Вместе с мужчинами в играх участвовали и женщины. Например, обнаружена миниатюра, на которой изображена женщина, участвующая в народной игре "Човкан" (игра в поле верхом на конях).

Народные игры ярко описаны в поэмах Низами Гянджеви "Хосров и Ширин" и др. (ХII век). Низами подчеркивает, что играя, народ стремится к дружбе.
В поэме Физули "Лейли и Меджун" (ХVI век), отмечается, что до 14-летнего возраста дети занимаются игрой в мяч на лужайке, а затем начинается период учебы, изучение наук.

По структуре и правилам народные азербайджанские игры можно выделить в группы:
1) Командные игры без водящих (beksiz).
2) Игры beksiz, где каждый отвечает сам за себя.
3) Игры, руководимые водящими (беками), которые направляют действия игроков, могут отстранять участников от игры, принимать других.

Игры для младших школьников

Çopu dagıt (палочка-выручалочка)

 

Играющие делятся на 2 команды, которые становятся в шеренги друг против друга.
В середине чертится круг, в кругу - доска кладется на камень, на нижнюю часть доски-12 палочек. Один игрок 1 команды подходит к кругу и с расстояния 1-1.5 м кидает мяч так, чтобы палочки разлетелись. Пока 2 команда бежит за мячом, 1 команда собирает палочки на доску. Побеждает команда, которая справится быстрее. Если начинающий игру промахнулся и палочки не разлетелись, право начать игру передается другой команде.

 

Qara paşa

 

Из играющих выбирается пастух, собака и врун. Остальные изображают овец. Пастух играет на свирели, собаки сидят в засаде, овцы гуляют и, как будто едят траву. Вдруг врун зовет пастуха:"Çoban, ay, çoban!" Пастух отзывается:"Nə də?" (что?). Врун:" Çoban-qardaş, mənim dayım Qara paşa de ki, bizim qara qoyun sizə qaçdı, onu ver!" (или так:" Братец пастух, мой дядя, Черный Паша говорит, что наша черная овца (называет ее приметы) к вам в отару попала, верни ее обратно")
Пастух подводит вруна к отаре, тот неожиданно хватает одну из овец (хватает за руку одного из игроков) и убегает. Увидев это собака (собаки) бегут за ним. Если врун с овцой добежит до своего дома, то собака возвращается в стадо.

Ножны-сабли (Gından-Gılınc) (Bənövşə)

Эта игра распространена среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Участвует 8-40 человек.
Играющие разделяются на 2 команды. В каждой выбирается водящий (бек). Обе команды становятся шеренгами одна против другой на расстоянии 8-10 метров. Перед их ногами проводятся линии "домов". Беки начинают диалог:
На русском языке это примерно так:
1:" Ножны-сабли."
2:"Из ножен сабли."
1:" Я стрелу пустил."
2:" Я вора поймал."
1:" Я камень бросил."
2:" Я зайца поймал."
1:" Фиалка."
2:" Я отломанная ветка."
1:" Кто из вас придет к нам?"
2:" Я храбрец!"

После последних слов "храбрец", заранее назначенный беком, бежит к другой команде и старается пробежать между игроками. Они, взявшись за руки, не пускают его. Игроки, между которыми "храбрецу" удалось проникнуть через шеренгу, идут в его команду. Затем происходит тот же диалог, но начинает его бек другой команды. Если "храбрецу" не удается пробежать между игроками, он остается у них в "плену". Если ему удается разорвать руки игроков-он возвращается в свою команду. Выигрывает команда, у которой больше пленных.
(Игра чем-то напоминает наши "Цепи кованые"...)

 

Узнай по стуку (Çik-Çik oynu)

Играют от 4 до 40 человек. Дети садятся за столы или становятся в круг. Бек кладет в середину 2 камня. Играющие рассчитываются по порядку-у каждого свой номер. Выбирается водящий, ему завязывают глаза, подложив под повязку лист бумаги. Водящего поворачивают несколько раз кругом, водят по комнате, чтобы он потерял ориентировку. Игроки могут в это время меняться местами. Бек пальцем показывает на одного из участников и вызывает к себе. Этот участник берет камни и выстукивает свой номер. Водящий должен отгадать, кто подходил к нему. Если ему это удается, они меняются местами. (Выстукивать свой номер можно не только обычными ударами, но и отбиванием мелодии. Подсказывающие выходят из игры.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: