Теоретический материал для самостоятельного изучения. Изображение светского общества в романе "Война и мир"




Изображение светского общества в романе "Война и мир"

Богата и разнообразна галерея дворянских типов в романе "Война и мир". "Свет" и общество изображены Толстым щедрыми красками. Высший свет выступает в романе как сила, правящая страной. Если народ живет в страданиях, то верхушка общества, несмотря на потери, вызванные войной, по-прежнему преуспевает.

Центром, вокруг которого она группируется, является царский двор, и прежде всего император Александр. Александр, по мнению Толстого, просто марионетка. Судьбу России решают многочисленные советники, фавориты, временщики, министры, придворные. Ординарность императора заключается в том, что он не имеет своего мнения, под влиянием тех или иных лиц принимает разные решения. Александр как личность не только слабый, он лицемерный и неискренний, любит принимать фальшивые позы. Толстой считает, что роскошь не способствует развитию ума, а привычка жить в праздности опустошает личность. Вокруг Александра не прекращается борьба "партий" за влияние, непрерывно плетутся интриги. Двор, штабы, министерства наполнены толпой бездарных, алчных, рвущихся к власти людей. Правительство и генералитет проигрывают одну войну за другой. Армия, обкрадываемая интендантами, голодает, гибнет от эпидемий и в бессмысленных сражениях. В войну 1812 года Россия вступает неподготовленной. На протяжении всей войны Александр не совершил ни одного разумного поступка, ограничиваясь бестолковыми приказами и эффектными позами.

Толстой выводит на сцену придворных, министров, дипломатов, генералов, штабных офицеров, иноземцев, подвизающихся при дворе в качестве приближенных царя. Так исчерпывающе характеризует Толстой иллюзорную власть правителей страны, бездарность которых вскрыл со всей разоблачающей беспощадностью двенадцатый год. Писатель обличает придворных и высшие круги с их казенным энтузиазмом. Эта часть высшего общества бесконечно далека от борьбы народа. Несмотря на захват Москвы, жизнь в Петербурге идет по-старому. Все так же в салонах собирается высшая знать, все так же даются балы. Императрица, цесаревич, Румянцев, все придворные трутни на все лады трубят о патриотизме народа, но сами ведут паразитический образ жизни, заботясь только о собственном благополучии.

Эпизод «В салоне А.П. Шерер»

Роман-эпопея «Война и мир» — произведение большого масштаба, но, тем не менее, обладает композиционной стройностью. Толстой группирует весь материал в четыре тома, охватив определённые временные промежутки и поставив определённые проблемы, а внутри томов есть части, которые распадаются на эпизоды в несколько глав; они связаны единством героев, места действия, настроения и создают своего рода рассказы в романе. Каждый из таких эпизодов имеет внутреннюю цельность и при этом от него тянутся нити к другим эпизодам.

Показательно, что Толстой отказывается от идеи начать роман со сцены в доме Болконских (роман «Три поры», глава «Генерал-аншеф»), и с именин в доме Ростовых (глава «День в Москве»), а обращается к описанию вечера в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины и приближённой императрицы Марии Фёдоровны. Почему писатель приходит к такому решению?

В разговорах гостей отражены настроения придворного петербургского общества, «злоба дня», и поэтому они в особенности насыщены отголосками исторических событий, связанных с политической борьбой в Европе этой поры. Лев Николаевич ищет для начала произведения такую обстановку, чтобы из неё, «как из фонтана», разбрызгивалось действие «в разные места, где будут играть роль разные лица». Таким «фонтаном» оказался вечер в придворном салоне.

Отметим главное: 1805 год – острое и поворотное время, когда вершатся судьбы не только страны, но и мира. Международная обстановка в Европе ознаменована наполеоновскими войнами.

Поэтому о разрыве дипломатических отношений между Россией и Францией в июне 1805 года и пойдёт речь в салоне Шерер в этот вечер. Это событие обсуждают фрейлина императрицы Анна Павловна, чиновный князь Василий, который торопится на вечер к английскому посланнику, его дочь, красавица Элен, которой отец хочет найти выгодную партию, его сын — «беспокойный дурак» Ипполит, «маленькая княгиня» Лиза Болконская и её супруг — князь Андрей Болконский, а также незаконнорожденный сын графа Безухова — Пьер, который совсем недавно прибыл из-за границы.

Посмотрим теперь, как ведут разговор представители великосветской знати. Это можно понять на примере диалога между князем Василием Курагиным и фрейлиной Анной Павловной Шерер.

«Он (Курагин) говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку. Он подошёл к Анне Павловне, поцеловал её руку, подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и покойно уселся на диване.

— Успокойте меня, — сказал он, не изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка.

— Ежели бы знали, что вы этого хотите, праздник бы отменили, — сказал князь, по привычке, как заведённые часы, говоря вещи, которым он и не хотел, чтобы верили».

Из этой цитаты ясно, что князь Василий изъясняется всегда лениво.

Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, преисполнена оживления и порывов. Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением.

Объективно автор не раскрывает ни одного отрицательного их поступка, но художественные детали показывают, насколько в них всё фальшиво, идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой постоянно подчёркивает разницу между формой и содержанием. В такие мгновения само собой наружу выходит их истинное лицо. Внешне — изящество движений, высокие политические интересы, умные разговоры, забота о благе Отечества, чуткость по отношению друг к другу; в действительности — позёрство, фальшь, расчёт, корысть, равнодушие ко всему, кроме своих интересов, глупость, грубость, иногда доходящие до неприличия. В этом и состоит суть толстовского метода «срывания масок».

Одним из представителей высшего света был князь Василий Курагин, министр. Его стремление к обогащению не знает границ. Вздыхая, он говорит Шерер: "Мои дети — обуза моего существования". Его сын Ипполит занимает должность дипломата, но он по-русски говорит с трудом, не способен связать трех слов, шутки его всегда тупы и бессмысленны. Князь Василий ловит богатого жениха для своей дочери Элен Курагиной. В его сети по наивности и природной доброте попадает Пьер. Позднее он скажет Элен: "Где вы — там разврат и зло".

Анатоль Курагин, другой сын князя Василия, живет праздной жизнью. Анатоль — гвардейский офицер, не знающий, в каком полку он числится, главным смыслом своей жизни он сделал "поход к удовольствиям". Его поступками руководят животные инстинкты. Удовлетворение этих инстинктов — главный двигатель его жизни. Вино и женщины, беззаботность и безразличие ко всему, кроме своих желаний, становятся основой его существования. Пьер Безухов говорит о нем: "Вот истинный мудрец. Всегда доволен, весел". Искушенная в любовных интригах Элен Курагина помогает брату скрывать его внутреннюю пустоту и никчемность.

Вспомним, как ведёт себя красавица Элен, дочь князя Василия, слушая виконта.

«Во всё время рассказа она сидела прямо, посматривая изредка то на свою полную красивую руку, легко лежавшую на столе, то на ещё более красивую грудь, на которой она поправляла бриллиантовое ожерелье; поправляла несколько раз складки своего платья и, когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины».

Сама Элен развратна, глупа и лжива. Но, несмотря на это, она пользуется огромным успехом в свете, ее замечает император, в доме графини постоянно крутятся поклонники: лучшие аристократы России, поэты посвящают ей стихи, дипломаты изощряются в остроумии, виднейшие государственные деятели посвящают трактаты. Блестящее положение глупой и развратной Элен — это убийственное разоблачение дворянских нравов.

Путь своих положительных героев Толстой начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Пьер пока ещё не осознал, насколько сильно он отличается от всех присутствующих, зато хозяйка салона искренне обеспокоена поведением человека, «не умеющего жить».

«Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, который он видел в России. Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребёнка в игрушечной лавке, разбегались глаза. Он всё боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать».

В гостиной Пьер нарушает все приличия: не дослушав тётушку, отходит прочь, непозволительно долго задерживает хозяйку салона, а потом так горячо спорит с аббатом, что Анна Павловна вынуждена прекратить их дискуссию.

Его поведение подтверждает, что он здесь — чужой. Не напрасно в конце вечера князь Василий, обращаясь к Шерер, просит: «Образуйте мне этого медведя».

Пьер искренне рад появлению Андрея Болконского. Рассмотрим портрет этого героя: «Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно».

Обратим внимание на особенность толстовского портрета: автор делает акцент на одной-двух чертах персонажа, и он запоминается именно этой постоянной приметой.

Главные черты внешности — слишком естественный и наблюдательный взгляд Пьера и гримаса скуки на лице Болконского — помогают понять читателю, что герои в этой гостиной чужие. Их дружба строится на общности интересов и неприязни к жизни, которую ведут завсегдатаи салона Шерер.

Эпизод в гостиной заканчивается анекдотом князя Ипполита. Такой финал позволяет сделать ещё один важный вывод: французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией. Легко заметить, что слова Пьера Толстой приводит только по-русски. Князь Андрей при своём великолепном владении переходит на французский только в нескольких случаях. Таким образом, и языковые средства у Толстого направлены на то, чтобы показать назревающий конфликт между разными типами мировоззрений, между передовой частью дворянской интеллигенции и остальным обществом.

Особого внимания заслуживает созданный Толстым образ князя Бориса Друбецкого. Этот идущий к славе и почестям молодой человек "призван" сменить старшее поколение России. Уже по первым его шагам можно понять, что Борис "пойдет далеко". Он родовит, обладает холодным умом, свободен от совести, внешне очень привлекателен. Сделать первые шаги на пути к блестящей карьере помогает ему мать, ханжа и лицемерка. Друбецкие многим обязаны семейству Ростовых, но очень быстро забывают об этом, потому что Ростовы разорены, не так влиятельны, да и вообще, — люди другого круга. Борис — карьерист. Его нравственный кодекс не очень сложен: цель оправдывает средства. Выгодная женитьба, полезные связи открывают ему двери в самое могущественное общество. Финал его жизни ясен: Борис достигнет высоких постов и станет-таки "достойной" сменой старшего поколения, правителей России. Он будет верной опорой самодержавной власти.

Ярко нарисован Толстым образ авантюриста Долохова. Дуэли, попойки, "шалости" в компании "золотой молодежи", игра своей и чужими жизнями становятся для него самоцелью. Его храбрость не имеет ничего общего с героизмом таких людей, как Денисов, Ростов, Тимохин, Болконский. Образ Долохова — это пример дворянской авантюристической воинственности.

Весьма примечателен и образ московского губернатора Растопчина. Он раскрывается со всей яркостью в сценах, предшествующих вступлению французов в Москву. "Растопчин, — пишет Толстой, — не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он должен был управлять". Пошлы распространяемые им листовки, вредны его приказы об организации народной защиты Москвы. Растопчин жесток, самолюбив. Одним росчерком пера ссылает он невинных людей, подозреваемых в измене, казнит ни в чем неповинного юношу Верещагина, выдавая его разъяренной толпе. Ссылки и казни невинных нужны для того, чтобы отвлечь народный гнев от истинных виновников бедствий в стране.

Художественное выражение взгляда Толстого на народ как на творца истории вера в то, что народ таит в себе неисчерпаемый источник силы и талантов, признание законными всех форм борьбы, к которым прибегает народ для защиты Отечества, — все это ставит великую эпопею Толстого в ряд лучших произведений мировой литературы. В этом непреходящее значение великой эпопеи.

В основе композиции «Войны и мира» лежит противопоставлении простоты, доброты, выносливости, трудолюбия и истинного героизма народа притворству, фальши, эгоизму, изнеженности, паразитизму, хищничеству и карьеризму высшего дворянства. Семья Ростовых занимает промежуточное место, так как она ближе к простому народу, в ней сильны национальные начала. Толстой все время проводит параллель между простым народом и тяготеющей к нему лучшей частью дворянства, с одной стороны, и оторвавшейся от народа, от родины придворной знатью – с другой.

 

Ответьте на вопросы:

Каково отношение Толстого к светскому обществу?

Знакомя нас с блистательным салоном Анны Павловны Шерер, Толстой противопоставляет растленную жизнь петербургскогой аристократии чему? Кому?

К какому методу постоянно прибегает Толстой в своем произведении?

В чем заключена истинная и ложная красота человека?

Название романа многозначно: «Война и мир» - два состояния общественной жизни – тесно связаны между собой. Как вы считаете, в какое время человек полностью раскрывается как личность?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: