ФОНДОВЫЙ БРОКЕР, ФИНАНСИСТ, ДИРЕКТОР КОМПАНИИ И Т.П.




Люди, которых привлекают эти связанные с немалой властью профессии, готовы на все ради победы. Бескомпромиссная целеустремленность нужна уже для того, чтобы занять эти влиятельные места. А еще важно очень, очень любить деньги и глубинно понимать силу, которую за них можно купить.

Чтобы изобразить такой тип героя, вам следует найти то, что заставит вас стать решительными и беспощадными, – и в то же время ощущать в этом свою правоту. Найдите человека или группу людей, тем или иным образом сломавших жизнь вам или вашему близкому. Сделайте этого человека или эту группу заменой людей, на которых по сценарию обрушивается ваша безудержность. Тогда он или они будут заслуживать беспощадной демонстрации вашей силы и возмездия.

Но каким бы ни было призвание вашего героя…

 

Актерская игра позволяет вам воплощать ваши фантазии, нечто такое, что вы никогда не сможете сделать в жизни.

Актерство – возможность повлиять на ход событий и изменить то, что вы бессильны изменить в реальности.

 

 

Часть III

Практическое применение двенадцати инструментов

 

Часть III покажет, как работают двенадцать инструментов применимо к одному сценарному материалу. В качестве примера я выбрала сценарий на основе третьего действия чеховского «Дяди Вани». Эта сцена должна стать для вас моделью применения техники к любому сценарию.

 

Театральный материал можно поделить на две категории:

 

• сюжеты, в которых движущей силой является власть;

• сюжеты, в которых основным мотивом является любовь.

 

Разумеется, ни один сценарий нельзя назвать черно‑белым. Во всех любовных историях есть элемент борьбы за власть, а во всех историях о борьбе за власть есть любовный элемент. Нужно просто выяснить, какая из движущих сил – основная.

 

Спросите себя: «Что движет моего героя к его целям – любовь или жажда власти?»

 

Сцена из третьего действия «Дяди Вани» – пример материала, в котором движущей силой действия является любовь, однако это не отменяет тонкого подтекста борьбы за власть. Жизненный опыт учит нас, что в делах сердечных борьба за власть присутствует заведомо.

 

Анализ сценария пьесы с помощью двенадцати инструментов

 

Прежде всего нужно прочитать сценарий от начала до конца – как любой сценарий, с которым доведется работать. Требуется это для того, чтобы в голове уложились все обстоятельства и подробности сюжета, что понадобится для осознанного выбора, когда вы будете применять двенадцать актерских инструментов. Многие игнорируют прочтение всего сценария, считая достаточной мерой просто быстро пробежать материал глазами или воспользоваться столь нынче доступными книжками‑шпаргалками. Однако я настоятельно рекомендую именно тщательное прочтение, которое делает образы персонажей более глубокими, фактурными и четкими.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЬЕСЫ«ДЯДЯ ВАНЯ»

Говоря коротко, в «Дяде Ване» рассказывается история профессора Александра Серебрякова и его молодой красивой жены Елены, которые в середине XIX века покидают Петербург и поселяются в имении покойной жены Александра. В этом имении много лет живут и трудятся Соня, дочь профессора от первого брака, и брат ее матери Иван Петрович Войницкий (дядя Ваня); у них скромное жалованье, и большую часть заработанного они отправляют в Петербург, чтобы поддержать профессора и его исследования.

Приезд Александра и Елены повергает усадьбу в хаос, нарушая повседневный уклад сельской жизни и разжигая страсти. По мере того как герои борются со своими несбыточными желаниями и разочарованиями, возникают острые углы и треугольники. Дядя Ваня и его друг Михаил Астров, местный врач, соперничают за благосклонность Елены, в то время как Соня и Елена непреодолимо увлечены Астровым.

 

Существенные обстоятельства, связанные со сценой из третьего действия «Дяди Вани»

 

Вот ключевые моменты для понимания того, как эта сцена вписывается в общий сюжет пьесы. К ним относятся события непосредственно до и после этой конкретной сцены, а также развязка сюжета, которая поможет вам понять, куда должен двигаться каждый из героев и чего должен добиться, чтобы их путешествие каким‑то образом разрешилось.

• Дядя Ваня – Иван Войницкий, шурин профессора Александра Серебрякова по первому браку. С тех пор как умерла жена Александра, он заботится об усадьбе и о дочери Александра.

• Астров – совестливый врач, которого холостяцкая жизнь и другие личные тяготы превратили из былого идеалиста в циника. Он злоупотребляет алкоголем, чтобы заглушить боль.

• Соня, дочь Александра, примерно одного возраста с его второй женой Еленой. Долгое время влюблена в Астрова. Однако Астров к Соне ничего не испытывает – ему не дает покоя Елена.

• Дядя Ваня и Астров оба влюблены в обольстительную Елену.

• Елена, которая явно не любит Александра, сталкивает Ваню и Астрова в борьбе за свою благосклонность.

ПЕРЕД ЭТОЙ СЦЕНОЙ: Елена обещает Соне помочь влюбить в нее Астрова. Притворяясь Сониной подругой, Елена убеждает ту довериться ей и поделиться сокровенным. Она говорит Соне, что бескорыстно стремится помочь ей завести отношения с Астровым. Кажется, однако, что у Елены есть тайные планы, мотивы которых эгоистичнее, чем она пытается представить Соне.

В СЛЕДУЮЩЕЙ СЦЕНЕ: дядя Ваня застает Елену и Астрова в романтический момент.

ПОСЛЕ ТОЙ СЦЕНЫ: словно этого мало, Александр собирается продавать имение бывшей жены, и дядя Ваня пытается убить его.

В КОНЦЕ: Александр при неуклюжем покушении не пострадал. Из‑за манипуляций Елены домочадцы рассорены между собой. Александр и Елена покидают имение.

 

А теперь – сцена, которую мы будем анализировать…

 

ДЯДЯ ВАНЯ

А. П. Чехов

(Сцена из третьего действия, в сокращении)

 

Астров

(входит с картограммой)

Добрый день! Вы хотели видеть мою живопись?

 

Елена Андреевна

Вчера вы обещали показать мне свои работы… Вы свободны?

 

Астров

О, конечно.

(Растягивает на ломберном столе картограмму и укрепляет ее кнопками.)

Вы где родились?

 

Елена Андреевна

В Петербурге.

 

Астров

А получили образование?

 

Елена Андреевна

В консерватории.

 

Астров

Для вас, пожалуй, это неинтересно.

 

Елена Андреевна

Почему? Я, правда, деревни не знаю, но я много читала.

 

Астров

Смотрите сюда. Картина нашего уезда, каким он был 50 лет назад. Темно– и светло‑зеленая краска означает леса; половина всей площади занята лесом. Где по зелени положена красная сетка, там водились лоси, козы… Я показываю тут и флору, и фауну. На этом озере жили лебеди, гуси, утки, и, как говорят старики, птицы всякой была сила, видимо‑невидимо: носилась она тучей. Переходим к третьей части: картина уезда в настоящем. Зеленая краска лежит кое‑где, но не сплошь, а пятнами; исчезли и лоси, и лебеди, и глухари…

(Пауза.)

Вы скажете, что старая жизнь естественно должна была уступить место новой. Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов были заводы, фабрики, школы, – но ведь тут ничего подобного! В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары…

(Холодно.)

Я по лицу вижу, что это вам неинтересно.

 

Елена Андреевна

Но я в этом так мало понимаю…

 

Астров

И понимать тут нечего, просто неинтересно.

 

Елена Андреевна

Откровенно говоря, мысли мои не тем заняты. Простите. Мне нужно сделать вам маленький допрос, и не знаю, как начать.

(Садятся.)

Дело касается одной молодой особы. Мы будем говорить, как честные люди, как приятели, без обиняков. Поговорим и забудем, о чем была речь. Да?

 

Астров

Да.

 

Елена Андреевна

Дело касается моей падчерицы Сони. Она вам нравится?

 

Астров

Да, я ее уважаю.

 

Елена Андреевна

Она вам нравится как женщина?

 

Астров (не сразу)

Нет.

 

Елена Андреевна

(берет его за руку)

Вы не любите ее, по глазам вижу… Она страдает… Поймите это и… перестаньте бывать здесь.

(Пауза.)

Фу, какой неприятный разговор! Я так волнуюсь, точно протащила на себе тысячу пудов. Ну, слава богу, кончили. Забудем, будто не говорили вовсе, и… и уезжайте. Вы умный человек, поймете…

(Пауза.)

Я даже красная вся стала.

 

Астров

Если бы вы сказали месяц‑два назад, то я, пожалуй, еще подумал бы, но теперь… А если она страдает, то, конечно… Только одного не понимаю: зачем вам понадобился этот допрос?

(Глядит ей в глаза.)

Вы – хитрая!

 

Елена Андреевна

Что это значит?

 

Астров

Хитрая! Положим, Соня страдает, я охотно допускаю, но к чему этот ваш допрос? Позвольте, не делайте удивленного лица, вы отлично знаете, зачем я бываю здесь каждый день… Зачем и ради кого бываю, это вы отлично знаете. Хищница милая, не смотрите на меня так.

 

Елена Андреевна

Хищница? Ничего не понимаю.

 

Астров

Красивый, пушистый хорек… Вам нужны жертвы! Вот я уже целый месяц ничего не делаю, бросил все, жадно ищу вас – и это вам ужасно нравится, ужасно… Ну что ж? Я побежден, вы это знали и без допроса.

(Скрестив руки и нагнув голову.)

Покоряюсь. Нате, ешьте!

 

Елена Андреевна

Вы с ума сошли!

 

Астров

Вы застенчивы…

 

Елена Андреевна

О, я лучше и выше, чем вы думаете! Клянусь вам!

(Хочет уйти.)

 

Астров

(загораживая ей дорогу)

Я сегодня уеду, бывать здесь не буду, но…

(берет ее за руку, оглядывается)

где мы будем видеться? Говорите скорее: где? Сюда могут войти, говорите скорее…

(Страстно.)

Какая чудная, роскошная… Один поцелуй… Мне поцеловать только ваши ароматные волосы…

 

Елена Андреевна

Клянусь вам…

 

Астров

(мешая ей говорить)

Зачем клясться? Не надо клясться. Не надо лишних слов… О, какая красивая! Какие руки!

(Целует руки.)

 

Елена Андреевна

Но довольно, наконец… уходите…

(Отнимает руки.)

 

Астров

Ты видишь, это неизбежно, нам надо видеться.

(Целует ее; в это время входит Войницкий с букетом роз и останавливается у двери.)

 

Елена Андреевна

(не видя Войницкого)

Пощадите… оставьте меня…

(Кладет Астрову голову на грудь.)

 

Астров

(удерживая ее за талию)

Приезжай завтра в лесничество… часам к двум… Да? Да? Ты приедешь?

 

Елена Андреевна

(увидев Войницкого)

Пустите!

(Отходит к окну.)

Это ужасно.

Войницкий кладет букет на стул. Елена Андреевна продолжает стоять у окна, соображая, что ей теперь говорить и делать. Астров с болезненно виноватым видом пытается замять ситуацию.

 

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К АНАЛИЗУ…

Приведенные ниже варианты использования каждого из инструментов – просто примеры. Актерское мастерство – это искусство, и поэтому все в нем субъективно. Абсолютных данностей не существует. Читая пьесу и работая с двенадцатью инструментами, задействуйте всего себя: собственное воображение, свою биографию, свои потребности, учитывайте свою точку зрения. И всегда, всегда, и еще раз: всегда пишите карандашом.

 

Пишите прямо на тексте сценария

 

Прочтите сценарий несколько раз, старайтесь не только постичь сюжет и наметить основные кульминационные моменты, но и увидеть в своем персонаже себя. Чутко следите за ходом своего воображения и обязательно фиксируйте карандашом важные, на ваш взгляд, детали. Принципиально важно писать на самом сценарии, помещая актерские инструменты прямо возле слов или ремарок, к которым они относятся. Тогда, заучивая сценарий и поглядывая в текст, вы сразу будете видеть связанные с ним мысли и решения. В результате слова и мысли вы запомните одновременно, создавая между ними ассоциации и четко соотнося анализ с сюжетом.

 

Учите свои реплики только после того, как проделаете работу

 

Если вы заучите свои слова до того, как работа будет сделана, вместо диалога у вас будут бессмысленные слова. Когда смысл и назначение слов неясны, вы невольно усваиваете лишь одно из их возможных прочтений. Получается чтение по ролям, а чтение по ролям всякий раз будет звучать одинаково. Такое воспроизведение наизусть остается в сознании и, подобно цементу, с большим трудом поддается удалению. Разумеется, это ухудшает возможность исполнить роль спонтанно и по‑настоящему прочувствованно. А вот если вы сначала задействуете двенадцать актерских инструментов и лишь потом заучите реплики, слова начнут ассоциироваться с чем‑то важным для вас лично, позволяя возникать органичным импульсам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: