МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению курсовой работы по дисциплине
«МАКРОЭКОНОМИКА»
Ставрополь, 2012
Настоящие методические указания адресованы студентам, выполняющим курсовые работы по дисциплине «Макроэкономика экономика». В них сформулированы основные требования к курсовой работе; определены цель, задачи и формы выполнения курсовой работы; приведены рекомендации по выбору ее темы, этапам выполнения, а также по объему, структуре, оформлению, рецензированию и процедуре защиты на основе учета положений, вступивших в действие в 2012 году новых Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и в соответствии с программой дисциплины «Макроэкономика».
Составители: к.э.н., доцент Фенева А. А.
Рецензент: к.э.н., доцент Панкратова О.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи курсовой работы…………………………………4
2. Формулировка задания и его объем……………………………..5
3. Основное содержание курсовой работы…………………………7
4. Общие требования к курсовой работе…………………………..11
5. Рекомендации по организации работ и примерный
календарный план выполнения курсовой работы …………………17
6. Порядок защиты и ответственность студента за
выполнение задания по курсовой работе……………………………21
7. Рекомендуемая литература……………………………………….23
Приложение А………………………………………………………..26
Курсовая работ – это первая проба пера, подготовительная ступень к написанию дипломной работы. Она приучает студента к научно-исследовательской работе и способствует приобретению опыта и навыков ее ведения.
|
Несостоятельность сложившихся в экономической науке взглядов и представлений о мире, кризис современной экономической мысли – это общемировая тенденция, которая отмечается многими выдающимися умами не только России, но и Запада. Это крайне необходимо принимать во внимание студенту, приступающему к написанию курсовой работы. С самого начала он должен уяснить, что потребуется серьезная мыслительная деятельность в процессе самостоятельного изучения и осмысления экономической литературы.
Цель и задачи курсовой работы
Целью курсовой работы является выработка у студентов навыков самостоятельного изучения науки, глубокое усвоение положений, выводов, законов, приобретение опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо будущему дипломированному специалисту в его трудовой деятельности.
Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов высшей квалификации. Ее написание имеет большое значение, которое определяется следующими задачами:
во-первых, она приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал, составлять таблицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы;
во-вторых, студент привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе проблем мировой экономики и учится творчески применять теоретические положения, связывать их с практикой;
|
в-третьих, работа закрепляет и углубляет знания студентов по мировой экономике.
При выполнении курсовой работы студент обязан продемонстрировать способность и умение решать следующие задачи:
- уметь обобщать и критически оценивать теоретические положения, вырабатывать собственную точку зрения;
- находить приоритеты в проводимом исследовании;
- уметь (в письменном виде и устном выступлении) четко и логично формулировать свои мысли и выводы.
Формулировка задания и его объем
Тематика курсовых работ и порядок выбора темы
1. Система национального счетоводства как основа определения объема
экономики.
2. Равновесие на рынке благ в кейнсианской модели.
3. Равновесие на рынке денег в кейнсианской модели.
4. Спрос на деньги в теории портфеля.
5. Совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала (модель IS-LM).
6. Моделирование долгосрочного равновесия открытой экономике с
совершенной мобильностью капитала.
7. Модель Манделла-Флеминга.
8. Открытая экономика с плавающим валютным курсом.
9. Открытая экономика с фиксированным валютным курсом.
10. Мультипликаторы экономической политики в модели открытой
экономики с несовершенной мобильностью капитала.
11. Модель открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала и зависимостью чистого экспорта от дохода.
12. Содержание модели Солоу. Влияние изменения нормы сбережения на
|
устойчивость роста.
13. Сравнение устойчивых состояний в модели Солоу. Золотое правило.
14. Расчет источников экономического роста.
15. Задачи потребительского и производственно выбора в модели Рамсея.
16. Обзор моделей эндогенного экономического роста. Модель Ромера.
17. Модель растущего разнообразия товаров. Модель заимствования
технологий.
18. Модель пересекающихся поколений.
19. Модель мультипликатора-акселератора.
20. Основные положения теории реальных деловых циклов.
21. Реальный деловой цикл в модели «реальный совокупный спрос - реальное совокупное предложение».
22. Равновесие на рынке труда и безработица.
23. Теория естественной безработицы.
24. Конъюнктурная безработица. Кривая Оукена.
25. Теоретические подходы к моделированию инфляционных процессов.
26. Возможности инфляционного финансирования дефицита
государственного бюджета. Модель Фридмана.
27. Спрос на деньги и оптимальный темп инфляции в экономике Модель
Кагана. Модель Бруно-Фишера.
28. Оценка характера поведения российских экономических агентов. Модель Саржента-Уоллеса
29. Изменения активов государства и их учет при расчете дефицита.
30. Неучтенные и обусловленные государственные обязательства.
31. Инфляция и ее влияние на размер государственных обязательств.
32. Модели платежеспособности по внутреннему долгу.
33. Условие платежеспособности государства при смешанном
финансировании бюджетного дефицита.
34. Влияние валютного курса на условие платежеспособности.
Тема курсовой работы студентом выбирается самостоятельно из числа тех, которые представлены в предыдущем списке. В отдельных случаях студенту предоставляется право предложить тему, не включенную в данный список. От правильного выбора темы часто зависит не только качество письменной работы, но и вообще возможность ее выполнения. Выбор темы из числа рекомендованных кафедрой экономической теории избавляет студента от расплывчатого, или, наоборот, чрезвычайно узкого освещения того или иного круга вопросов, от вероятности выполнить курсовую работу вообще не по дисциплине «Мировая экономика», а по другим родственным ей учебным дисциплинам.
Можно рекомендовать студенту выбирать тему из тех разделов дисциплины, которые уже изучены, так как полученные знания помогут ему лучше представить содержание и основные вопросы избираемой темы и, естественно, успешнее написать всю письменную работу.
Тема курсовой работы закрепляется за студентом на основании его личного устного заявления. При этом необходимо учитывать, что выбор одной и той же темы допускается ограниченным числом студентов (не больше двух человек).
2.2 Курсовая работа может быть написана от руки с соблюдением правил оформления, определенных существующим ГОСТом. В машинописном варианте текст набирается в Microsoft Word, печатается на одной стороне листа формата А4 и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания): шрифт Times New Roman – обычный, размер – 14 пунктов, междустрочный интервал – полуторный, верхнее поле – 1,5 см, нижнее поле – 2,0 см, левое поле – 3,0 см и правое – 1,0 см; абзац должен быть равен – 1,25 см. Объем курсовой работы не должен превышать 45 страниц машинописного текста.
3 Основное содержание курсовой работы
Курсовая работа по мировой экономике должна состоять из следующих частей: ведения, основного текста, заключения и библиографического списка. Структура курсовой работы может изменяться в зависимости от темы и ее сложности.
Во введении автор должен показать актуальность избранной проблемы, степень ее разработанности и сформулировать те задачи, которые будут решаться в работе, введение должно быть кратким (2-3 страницы).
В основной части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 2-3 раздела, каждый из которых, в свою очередь, должен содержать 2-3 параграфа, раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число вопросов не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема курсовой работы. Изложение каждого вопроса надо четко ограничивать с тем, чтобы можно было ясно видеть, где начинается и где кончается их освещение. Основная часть работы может быть изложена на 30-35 страницах стандартного листа.
Выводы, составляющие заключение, вытекают из материалов курсовой работы исодержат обоснованные предложения. Заключение нужно писать кратко на 2-3 страницах.
В конце курсовой работы прилагается библиографический список, составленный в определенной последовательности.
Каждый студент, выполняющий курсовую работу, должен знать требования, которые предъявляются к письменным работам по экономической теории.
Основное внимание студент должен уделить всестороннему и глубокому теоретическому освещению изучаемой проблемы, как в целом, так и отдельных ее частей.
Написание курсовой работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларативным, научно аргументировано и разъяснено. Теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах реальной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того чтобы иметь правильные представления о тех или иных экономических явлениях и законах, желательно рассматривать их в историческом аспекте. Но это требование не следует понимать как необходимость всестороннего описания истории возникновения и форм проявления данных экономических явлений и законов. Очень важно, чтобы материал курсовой работы излагался логически последовательно и четко.
Поэтому при написании курсовой работы для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо:
• изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубежных видных ученых;
• знать постановления правительства, решения сессий Парламента и указы Президента Российской Федерации по экономическим проблемам;
• ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в периодической печати и статистических сборниках;
• изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Финансы и кредит», «Экономическая школа», «Мировая экономика и международные отношения», «Свободная мысль», «Экономист», в еженедельнике «Экономика и жизнь» и др.
Особенностью текущего периода является то, что развитого, нормально функционирующего рынка пока у нас нет. Переход к рыночной экономике находится в динамике. Следовательно, возникает потребность обращения к имеющемуся в мире опыту. Но хотелось бы предостеречь студентов, изучающих опыт зарубежных стран, от абсолютизирования или бездумного копирования последнего.
Практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискуссии, которые находят отражение в литературе. В курсовой работе студент на основе изученной экономической литературы должен определить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать их критический разбор.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоятельной и добросовестной работы над избранной темой занимаются механическим списыванием текстов из опубликованных, часто устаревших статей, брошюр и книг. Разновидностью такого рода недостатка является злоупотребление цитатами, которые иногда соединяются отдельными фразами или союзами и образуют часто большую часть текста письменной работы. Такое выполнение курсовой работы недопустимо, так как приводит к тому, что в работе появляются неправильные положения и устаревшие материалы, не отражающие действительной картины экономического развития страны. Подобные работы не приносят студентам пользы и оцениваются неудовлетворительно.
Теоретически грамотно изложить материал в письменной форме – это новый важный этап в выполнении курсовой работы, следующая ступень формирования знаний, их систематизации и сознательного усвоения. Овладев приемами самостоятельного получения информации, студент должен организовать самоконтроль знаний – логически, последовательно, стройно в письменной форме раскрыть вопросы плана избранной темы. Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы, увязывает анализируемые теоретические положения с практической действительностью.
Курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мнения в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений, играют большую роль. Следует соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений и сокращений слов, мер веса и длины. Другие сокращения не допускаются. Как показывает практика, часть курсовых работ оценивается неудовлетворительно, потому что в них оказываются серьезные литературные погрешности, которые нередко приводят к искажению содержания вопросов и смысловым ошибкам. Чтобы избежать стилистических и других ошибок, рекомендуется использовать современные издания словарей В. Даля, С. Ожегова, иностранные словари, политико-экономические и философские энциклопедии.