ИНСТРУМЕНТ № 2. СЦЕНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА




Цель, которой ваш герой стремится достичь по ходу отдельной сцены. Должна приближать к СВЕРХЗАДАЧЕ

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА Елены

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СЦЕНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЛЕНУ

1. Елену не особенно интересуют ни рисунки Астрова, ни его увлеченность лесничеством.

2. Складывается впечатление, что Елене как основная тема для разговора импонирует все, что связано с самой Еленой. Даже когда она разговаривает с Астровым о Соне, это лишь способ заставить его признаться, что Соня ему не нужна, а вот по ней самой он томится.

3. Хотя Елена и говорит «нет» в ответ на заигрывания Астрова, своим поведением она продолжает его подстрекать, посылая те противоречивые сигналы, что уже много веков не дают мужчинам покоя: «в словах звучит „нет‑нет“, а в глазах читается „да‑да“».

4. Елена замужем за человеком, которого не любит.

5. Елена знает, что в нее влюблен дядя Ваня (и как ей не знать, ведь она сама это подстроила).

 

Для приближения сверхзадачи Елены – «заставить всех полюбить меня – телесно и духовно» – представляется осмысленным, если сценической задачей Елены станет «заставить тебя (Астрова) влюбиться в меня». То же самое может встречно послужить сценической задачей и Астрову, но ему – потому что он действительно влюблен в нее, а вот Елене власть над сердцем Астрова нужна лишь для того, чтобы почувствовать себя живой и самоутвердиться. Заставить Астрова влюбиться – значит стать для него смыслом существования, а равно тем, ради кого он готов сломать свою жизнь. Это позволяет ей обрести немалое влияние. Мы знаем, что она в него не влюблена, поскольку в конце, когда у нее появляется возможность уйти от мужа, она предпочитает продолжить свой жизненный путь вместе с ним – и с его состоянием, гораздо большим, нежели у Астрова; предпочитает отправиться в новое место, где сумеет увлечь других ни о чем не подозревающих мужчин. Для Елены, чтобы чувствовать себя кем‑то значительным и утверждаться в осмысленности бытия, будет логичной такая…

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ЕЛЕНЫ– «Заставить тебя влюбиться в меня».

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА Астрова

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СЦЕНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АСТРОВА

1. Астров хвалится своими рисунками и просвещенными заботами об экологии, желая произвести на Елену впечатление.

2. В минуту слабости он проговаривается, что бывает в доме только затем, чтобы видеть ее. Его нескрываемое романтическое и сексуальное стремление к ней выражается в неуклюжем поведении чересчур рьяного поклонника.

3. Астрову хочется любовных отношений, которых у него никогда в жизни не было.

4. Он одинок и полон отчаяния, так как чувствует, что Елена – возможно, его последний шанс обрести любовь.

5. Елена замужем, а лучший друг Астрова в нее влюблен, что добавляет сложностей и спорных моментов попыткам добиться ее любви.

 

Можно взглянуть на сексуальность, которой пронизана сцена, и предположить, что сценическая задача Астрова – «склонить тебя к тому, чтобы заняться со мной любовью», но это отрицательно скажется на его общих жизненных намерениях, выраженных в СВЕРХЗАДАЧЕ: «я хочу быть любимым». Будь ему нужен лишь секс, он легко мог бы добиться Сони, которая уже долгое время ведет себя как по уши влюбленная школьница. Вдобавок на протяжении всей пьесы Астров повторяет, как ему надоело быть одиноким, но все не может найти ту единственную… И вот – Елена. Будучи замужем, она наделена и притягательностью запретного плода, отчего становится только желаннее. Поэтому…

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА АСТРОВА – «Заставить тебя влюбиться в меня».

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА всегда должна способствовать продвижению к СВЕРХЗАДАЧЕ, а формулировать ее нужно так, чтобы предполагалась реакция.

 

ИНСТРУМЕНТ № 3. ПРЕПЯТСТВИЯ

Физические, эмоциональные и умственные преграды и конфликты, которые мешают решению СЦЕНИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ, повышая тем самым накал и отдачу от свершения

 

ПРЕПЯТСТВИЯ Елены

Среди препятствий, мешающих Елене решить ее сценическую задачу «заставить тебя влюбиться в меня», можно назвать такие.

1. Риск быть отвергнутой.

2. Замужнее положение.

3. Влюбленность в Астрова Сони, Елениной падчерицы.

4. Дядя Ваня, хозяин дома, шурин ее мужа и хороший друг Астрова, влюблен в Елену.

5. Нулевой интерес Елены к экологии, которой увлечен Астров.

6. Елена – горожанка. Астров – сельский житель. У них мало общего. И в любом случае Елену мало привлекает все то, что мог бы дать ей человек из деревни.

7. Елена по натуре крайне склонна к соревновательности. Когда дело доходит до соперничества, ей нужно, чтобы ставки были высоки – в данном случае она соперничает с Соней за Астрова.

8. Ее потребность играть другими людьми, сбивая их с толку.

9. Опасность быть пойманной. (Мужем Александром; падчерицей Соней, перед которой она стала выдавать себя за лучшую подругу; дядей Ваней – другом Астрова, хозяином дома, шурином ее мужа и человеком, опасно ею увлекшимся; несколькими из этих людей в любом сочетании.)

10. Она действительно попадается.

Это всего лишь некоторые из обобщенных ПРЕПЯТСТВИЙ Елены. Теперь нужно перечитать всю сцену заново и обратить внимание на более конкретные препятствия с Елениной точки зрения.

 

ДЯДЯ ВАНЯ

А. П. Чехов

(Сцена из третьего действия, в сокращении)

 

Астров

(входит с картограммой)

Добрый день! Вы хотели видеть мою живопись?

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Возможна отрицательная реакция на его рисунок с неубедительной попыткой это скрыть.]

 

Елена Андреевна

Вчера вы обещали показать мне свои работы… Вы свободны?

 

Астров

О, конечно.

(Растягивает на ломберном столе картограмму и укрепляет ее кнопками.)

Вы где родились?

 

Елена Андреевна

В Петербурге.

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Социальное неравенство. Елена из города, он – из деревни.]

 

Астров

А получили образование?

 

Елена Андреевна

В консерватории.

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Неравенство в образовании. Она гораздо лучше образована, чем он.]

 

Астров

Для вас, пожалуй, это неинтересно.

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: У Астрова есть подозрения насчет того, интересен ли Елене его рисунок.]

 

Елена Андреевна

Почему? Я, правда, деревни не знаю, но я много читала.

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Трудно, не показавшись снисходительной, убедить в меру догадливого человека, что она поистине заинтригована, тогда как на самом деле все это ей совершенно безразлично.]

 

Астров

Смотрите сюда. Картина нашего уезда, каким он был 50 лет назад. Темно– и светло‑зеленая краска означает леса; половина всей площади занята лесом. Где по зелени положена красная сетка, там водились лоси, козы… Я показываю тут и флору, и фауну. На этом озере жили лебеди, гуси, утки, и, как говорят старики, птицы всякой была сила, видимо‑невидимо: носилась она тучей. Переходим к третьей части: картина уезда в настоящем. Зеленая краска лежит кое‑где, но не сплошь, а пятнами; исчезли и лоси, и лебеди, и глухари…

(Пауза.)

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Полнейшая скука.]

 

Вы скажете, что старая жизнь естественно должна была уступить место новой. Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов были заводы, фабрики, школы, – но ведь тут ничего подобного! В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары…

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Полное безразличие к тому, что страстно увлекает Астрова.]

(Холодно.)

Я по лицу вижу, что это вам неинтересно.

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Астров вот‑вот поймет, что ей и впрямь неинтересно.]

 

Елена Андреевна

Но я в этом так мало понимаю…

 

Астров

И понимать тут нечего, просто неинтересно.

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: У Астрова действительно есть подозрения.]

 

Елена Андреевна

Откровенно говоря, мысли мои не тем заняты. Простите. Мне нужно сделать вам маленький допрос, и не знаю, как начать.

(Садятся.)

Дело касается одной молодой особы. Мы будем говорить, как честные люди, как приятели, без обиняков. Поговорим и забудем, о чем была речь. Да?

 

Астров

Да.

 

Елена Андреевна

Дело касается моей падчерицы Сони. Она вам нравится?

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Весьма рискованный вопрос – Астров может сказать, что влюблен в Соню, и тогда свою СЦЕНИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ Елене не решить.]

 

Астров

Да, я ее уважаю.

 

Елена Андреевна

Она вам нравится как женщина?

 

Астров

(не сразу)

Нет.

 

Елена Андреевна

(берет его за руку)

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Смелый, на грани чувственности, ход – Астров может разве что списать это на общую раскованность.]

 

Вы не любите ее, по глазам вижу… Она страдает… Поймите это и… перестаньте бывать здесь.

(Пауза.)

Фу, какой неприятный разговор! Я так волнуюсь, точно протащила на себе тысячу пудов. Ну, слава богу, кончили. Забудем, будто не говорили вовсе, и… и уезжайте. Вы умный человек, поймете…

(Пауза.)

Я даже красная вся стала.

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Циничная натура Астрова. Что если он не верит Елене?]

 

Астров

Если бы вы сказали месяц‑два назад, то я, пожалуй, еще подумал бы, но теперь… А если она страдает, то, конечно… Только одного не понимаю: зачем вам понадобился этот допрос?

(Глядит ей в глаза.)

Вы – хитрая!

 

Елена Андреевна

Что это значит?

 

Астров

Хитрая! Положим, Соня страдает, я охотно допускаю, но к чему этот ваш допрос? Позвольте, не делайте удивленного лица, вы отлично знаете, зачем я бываю здесь каждый день… Зачем и ради кого бываю, это вы отлично знаете. Хищница милая, не смотрите на меня так.

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Притворная невинность Елены видна Астрову насквозь.]

 

Елена Андреевна

Хищница? Ничего не понимаю.

 

Астров

Красивый, пушистый хорек… Вам нужны жертвы! Вот я уже целый месяц ничего не делаю, бросил все, жадно ищу вас – и это вам ужасно нравится, ужасно… Ну что ж? Я побежден, вы это знали и без допроса.

(Скрестив руки и нагнув голову.)

Покоряюсь. Нате, ешьте!

 

Елена Андреевна

Вы с ума сошли!

 

Астров

Вы застенчивы…

 

Елена Андреевна

О, я лучше и выше, чем вы думаете! Клянусь вам!

(Хочет уйти.)

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Смелый ход. Что если Астров не станет ее удерживать? Все ее хитросплетения пойдут насмарку.]

 

Астров

(загораживая ей дорогу)

Я сегодня уеду, бывать здесь не буду, но…

(берет ее за руку, оглядывается)

где мы будем видеться? Говорите скорее: где? Сюда могут войти, говорите скорее…

(Страстно.)

Какая чудная, роскошная… Один поцелуй… Мне поцеловать только ваши ароматные волосы…

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Чувственность выходит из‑под контроля.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Секс – всегда естественное препятствие. Женщина утрачивает власть, когда полностью отдается страсти. Мужчина – когда ему не удается добиться этого от женщины. Контролю же сексуальные импульсы с трудом поддаются от природы.]

 

Елена Андреевна

Клянусь вам…

 

Астров

(мешая ей говорить)

Зачем клясться? Не надо клясться. Не надо лишних слов… О, какая красивая! Какие руки!

(Целует руки.)

 

Елена Андреевна

Но довольно, наконец… уходите…

(Отнимает руки.)

 

Астров

Ты видишь, это неизбежно, нам надо видеться.

(Целует ее; в это время входит Войницкий с букетом роз и останавливается у двери.)

 

Елена Андреевна

(не видя Войницкого)

Пощадите… оставьте меня…

(Кладет Астрову голову на грудь.)

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Огромный риск попасться.]

 

Астров

(удерживая ее за талию)

Приезжай завтра в лесничество… часам к двум… Да? Да? Ты приедешь?

 

Елена Андреевна

(увидев Войницкого)

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Вот и попалась.]

Пустите!

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Неизвестно, сколько дядя Ваня там уже стоит, сколько успел увидеть и услышать.]

(Отходит к окну.)

Это ужасно.

Войницкий кладет букет на стул. Елена Андреевна продолжает стоять у окна, соображая, что ей теперь говорить и делать. Астров с болезненно виноватым видом пытается замять ситуацию.

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Предстоит выкручиваться из последствий явной нескромности.]

 

ПРЕПЯТСТВИЯ Астрова

Вот некоторые из препятствий, мешающих Астрову в осуществлении его сценической задачи «заставить тебя влюбиться в меня».

 

1. Риск быть отвергнутым.

2. Астров влюблен в Елену. (Как всем нам известно, влюбленность сама по себе создает препятствия.)

3. Елена замужем.

4. У Астрова никогда не было длительных отношений, он наивен.

5. В Астрова влюблена Соня, и это может создать проблемы.

6. Лучший друг Астрова, дядя Ваня, тоже желает Елену.

7. Проблема с алкоголем.

8. Отчаяние. (Оно всегда приводит к странному, нежелательному поведению.)

9. Разница в общественном положении и образовании.

 

10. Циничная натура Астрова.

11. Неспокойная совесть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: