Понятие «антропоморфная модель мира».




Человек и мир: моделирование – познание - присвоение

Цель: дать представление об антропоморфизме мифологического мышления на примере анализа русских народных загадок, описывающих мир природы вокруг своего дома образами крестьянского дома с его домочадцами и предметами быта;

Задачи: прочитать загадки; познакомить с понятием «антропоморфизм» как специфической черте мифологического мышления; рассказать миф о творении мира из тела Первочеловека; познакомить с образом Хозяйки мира, рассмотреть антропоморфные мотивы русского орнамента.

Что же такое АНТРОПОМОРФИЗМ? Давайте посмотрим определение и вспомним сказки, в которых есть антропоморфизм!

Антропоморфизм – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифологических существ. Антропоморфизм – как попытка объяснить мир, соотнося его с собой.

В сказках о животных отразились древние представления человека о природе: антропоморфизм в сказках выражается в том, что животные говорят и действуют, как люди. Возможно, что основой этого было наблюдаемое людьми сходство человека и животных: в действиях, в поведении, в ссорах, в страхе слабых перед сильными. На животных в сказках переносятся качества людей: ум, доброта, хитрость.

Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь – крик, поведение – повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств: лиса – хитрости, волк – глупости и жадности, медведь – доверчивости, заяц – трусости. Так сказке приобрели иносказательный смысл: под животными стали разуметь людей определенных характеров.

Что же есть мифологического в русских волшебных сказках? Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, обладающих волшебными способностями, или по воле чудесных животных, или при помощи волшебных предметов; во-вторых, персонажи фантастического характера, такие, как баба Яга, кощей, многоглавый змей; в-третьих, олицетворение сил природы, например, в образе морозко, одушевление деревьев (говорящие деревья); в-четвертых, антропоморфизм – наделение животных человеческим качествами – разумом и речью (говорящие конь, серый волк).

 

Понятие «антропоморфная модель мира».

В результате долгой и сложной эволюции мифологическая вселенная в образе животного уступает место антропоморфному (человекоподобному) космосу. Человеческий облик обретают не только боги и духи, но и все мироздание в целом. Вселенная есть не что иное, как космически громадное человеческое тело (древнеиндийские, иранские, древнегреческие, скандинавские, древнерусские, китайские, тибетские и другие мифы).

 

Антропоморфный орнамент: это вид орнамента подразумевает изображение человека или человекоподобных существ. Однако его значение может разниться в зависимости от того, что конкретно и где изображено. Антропоморфный орнамент подразделяется на 2 вида: архаический, отражающий древние мифологические представления; бытовой, или жанровый.

Антропоморфные мотивы народного орнамента на полотенечных вышивках.

Загадки о пространстве.

· «Какое строение давно построено: не разваливается и не требует починки?». (Мир).

· «У батюшки жеребец – всему миру не сдержать; у матушки коробья – всему миру не поднять; у братца кушак – всему миру не сосчитать; у сестрицы ширинка – всему миру не скатать». (Ветер, земля, Млечный путь со звездами, дорога на земле).

· «Лысый старик через заплот смотрит». (Месяц).

· «Красная девушка в окошко глядит» (Солнце).

· «Ходит одиноко огненное око» (Солнце).

· «Три брата; один говорит: «Я – полежу». Другой говорит: «Я – посижу». Третий говорит: «Я – пошатаюсь». (Камень, вода, трава).

· «Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем» (Земля под снегом).

· Загадки о времени. «У мужа три жены и все три живы; рожденье и смерть им неизвестны; две мужу помогают, а третья – разоряет». (Лето –муж; весна, осень, зима - жены).

· «Сестра к брату в гости идет, а брат от нее прячется». (День и ночь).

· «Двенадцать братьев живут вместе, а друг друга не видят». (Месяцы). «Есть семь братьев, годами равные, а именами разные». (Неделя).

Самостоятельная работа: словарная работа: «антропоморфизм», «антропоморфная модель мира»; подготовить сообщение о зооморфной модели мира.Фото выполненного д.з отправить на почту yulia.lyabahova@yandex.ru до 13 декабря 2020 включительно!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: