Древо мировое, характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий универсальную концепцию мира.
Дерево с птицами на ветвях — один из любимых сюжетов в народном искусстве не только славянских, но и других народов Восточной Европы.
Птица – широко распространенный символ духа и души в древне мире. Ест плоды древа жизни, символизируя активность души в мире. Во многих религиозных традициях птицы осуществляют связь между небом и землей.
Мотив птицы на вершине дерева имеет место в календарной и свадебной поэзии западных и восточных славян. Птицу на вершине дерева можно видеть в рисунках на мезенских берестяных туесах. Встречаются на мезенских прялках изображения нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев. По всей вероятности, это один из вариантов трехчастной композиции. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имел место в росписях на старинной мебели в мезенских домах.
Русским народом придумано огромное количество пословиц и поговорок, связанных с деревьями:
· Старое дерево скрипит, да не ломается.
· Старый дуб не скоро сломится.
· Чужая сторона — дремучий бор.
· Дерево держится корнями, а человек друзьями.
· Дерево не поранишь, соку не достанешь.
· Дерево немо, а вежеству учит.
· Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
· Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.
· Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.
· Чужая сторона — дремучий бор.
· Дерево от плодов, а человек от дел познается.
Пермогорское древо «растет на горе», как и положено Мировому Древу. Символически гора изображается маленьким бугорком, треугольным зубчиком. Ветки с трилистниками раскидываются в разные стороны, заполняя пространство в нужном направлении. На Древе жизни все растет от одного корня – тюльпаны и розетки, трилистники и ягодки. Дополняются они разнообразными мелкими элементами.
|
Дерево с птицами - "древо жизни" - стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человечества и его счастье.
Древо жизни в окружении животных и с поющими на нем птицами, — старинный и любимый народный сюжет. Символическим изображением Древа изначально был «крин» — проклюнувшееся зерно. Такое изображение характерно для мезенской и пермогорских росписей.
В городецкой — это чудо-дерево с растущими от одного корня разными цветами, а в хохломской — растущими с одной ветки калинками-малинками. Наиболее очевидна идея Древа в городецкой росписи: по обе стороны два коня — «каждой твари по паре», плотская ипостась, а на вершине — воплощенная птицей душа.
Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния
Подведем итог нашей беседы. Древо Жизни, по представлению древних, это центральная ось Вселенной, оно объединяло вокруг человека весь окружающий мир. Мировое Древо – это символ бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о бессмертии человечества – как семя, брошенное в землю, снова возрождается к жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках. Образ Мирового Древа – древа жизни или познания – существует в культурах многих народов мира.
|
1. Практическая часть
2. На примере данных работ, основываясь на теоретическую часть данного занятия, нарисовать на альбомном листе свое Миворое Древо.
Мезенская роспись Пермогорская роспись
Хохломская роспись Городецкая роспись Примеры росписи Мирового древа (интернет)
|