Совещания
Всегда, когда два или более лиц занимаются одним делом, возникает потребность в согласованиях или координации, которую следует удовлетворять на совещаниях. Cуществуют чисто информационные совещания, на которых руководство фирмы информирует о внутрипроизводственных изменениях, результатах проектов, мероприятиях в рамках TQM и т.д. Cовещания могут также служить исключительно нахождению идей посредством мозговой атаки. Типичными содержаниями совещаний являются переговоры о размещении заказов с клиентами, структурирование сложных инвестиционных проектов и определение частных задач в рамках менеджмента проектов, поиск решений очередных проблем, беседы с сотрудниками и т.д. Часто речь идет также о разрешении конфликтов интересов, успешное устранение которых существенным образом зависит от умения руководителя совещания.
Различают два вида совещаний: формальные и неформальные. Оба вида оправданы, в зависимости от цели.
Формальные совещания
Формальные совещания отличаются следующими признаками:
· имеется твердо установленный руководитель, как правило, начальник, или «шеф»;
· имеется секретарь совещания, который по поручению руководителя обычно приглашает участников;
· на совещаниях или заседаниях, рассчитанных на несколько часов, существует повестка дня в письменной форме, которая чаще всего рассылается заблаговременно вместе с приглашением;
· пункты повестки дня подробно обсуждаются по возможности всеми участниками дискуссии, которым есть, что сказать;
· по каждому пункту повестки дня принимаются решения относительно предложений или отчетов, а также распределения различных задач между отдельными участниками дискуссии;
|
· составляется и рассылается протокол (Minutes);
при совещаниях между партнерами по совместным проектам с противоположными интересами протокол вначале должен быть согласован с обеими сторонами и затем скопирован ими.
Приглашение и повестка дня могут быть оформлены в комбинации или при большом объеме как отдельные документы. На рис. 9.12 показан образец приглашения.
Приглашение обычно содержит: · тему совещания (обсуждение состояния рынка, обсуждение бюджета, обсуждение почты, совещание под названием «Глобализация», заседание комитета XYZ и т.д.); · дату, время начала, окончания, возможен «открытый конец» (рекомендуется твердое время); · место совещания, · имя лица, рассылающего приглашения участникам; · имя приглашающего (узнается чаще всего из штампа отправителя или темы совещания либо из подписи). Приглашение следует отправлять по возможности заблаговременно, чтобы все потенциальные участники могли соответственно планировать свое время. | Фред Мустерман _______ Электроприборы _______ Адрес ……………………. Разослал ………………. ………………. Приглашение на совещание XYZ Время: Место: г. ….. ХХ.ХХ.ХХ | |
Рис. 9.12. Образец приглашения |
Повестка дня
Пример повестки дня показан на рис. 9.13. Пункт 2 повестки дает возможность исправить в протоколе прошедшего совещания неправильно воспроизведенные решающие детали. Пункты 3 и 4 суть важная помощь при контроллинге согласованных задач. Часто вместе с повесткой дня рассылаются также документы, влияющие на принятие решений.
|
Протокол
Чтобы документировать принятые на формальном совещании решения и чтобы наметки согласованных действий не исчезли бесследно, после каждого формального совещания составляется протокол (рис. 9.14). Его важнейшей частью являются решения, кто., что, когда, где, как, может быть, с кем делает, а также соответствующие сроки. Рекомендуется в начале протокола указать задачи или намеченных исполнителей (New business). Протоколы следует составлять и раздавать как можно раньше. Это дает возможность участникам совещания на основе еще свежих воспоминаний заблаговременно указать на возможные ошибки. Протокол должен быть подписан секретарем совещания или, при различных интересах, представителями всех заинтересованных сторон. Чаще всего протокол содержит также указания о времени следующего совещания.
Неформальные совещания
Типичными примерами неформальных совещаний без письменной повестки дня являются происходящие через короткие промежутки времени рутинные совещания (например обсуждение почты), которые либо проводятся каждый раз по одной и той же схеме, либо служат для регулярной информации участников. Некоторые задачи, вытекающие из общей дискуссии, каждый участник «держит в голове», и каждый участник знает, кто какие задачи взял на себя.
Неформальные совещания часто проводятся через нерегулярные промежутки времени либо спонтанно, например, при возникновении проблемы, которую сотрудник не может решить один или которая затрагивает несколько сотрудников или инстанций. На неформальном совещании чаще всего без протокола решается, как действовать дальше. Для надежности некоторым исполнителям рекомендуется составление записки, на которой отмечается, кто, что, когда, где и как решил. Рекомендуется также точная постановка задач и определение того, в чем имеется согласие, и в чем нет.
|
Фред Мустерман _______ Электроприборы _______ Адрес ……………………. Совещание XYZ……. Начало……….час........... ПОВЕСТКА ДНЯ Пункт 1. Утверждение и дополнение повестки дня ………………………………………………………….. Пункт 2. Утверждение протокола предыдущего собрания ………………………………………………. Пункт 3. Выполненные решения заседания от XYZ ………………………………………. Пункт 4. Невыполненные решения заседания от XYZ ……………………………………………………. Пункт 5. ……………………………………………….. Пункт 6. ……………………………………………….. Пункт 7. ………………………………………………. Пункт 8. Разное Окончание ………………………час. | Фред Мустерман _______ Электроприборы _______ Адрес ……………………. Протокол совещания ……………………………. Место ……………дата……………..время…………. Секретарь совещания ………………………………... Пункт 1. Регистрация присутствия: Присутствовали: …………………………………. Отсутствовали: …………………………………… Пункт 2. Подлежащие выполнению задачи: Приобретение документации на ……, г-н …….. Выполнение…………………………., г-н …….. Доклад о ……………………………..., г-н …….. Организация …………………………, г-н …….. Замещение г-на ……………………..., г-н …….. Пункт 3. ……………………………………….. Пункт 4 ………………………………………… Подпись …………………….. | |
Рис. 9.13. Пример повестки дня | Рис. 9.14. Образец протокола совещания |
Руководство совещанием
Как правило, руководство совещанием вменяется в обязанность его инициатору. Различают чисто организационное руководство и общение с участниками. Для успеха совещания лучше как можно теснее объединить оба вида. Содержание последних зависит от вида совещания (рутинное совещание, совещание по форсированию выполнения задачи, совещание-«мастерская» и т.д.).
Организационные аспекты
· наличие руководителя совещания (чаще всего инициатор);
· пунктуальное начало;
· приветствие участников;
· если не все участники знакомы, представить их друг другу;
· предложить секретаря совещания, если он еще не назначен;
· пояснить основание или повод для совещания;
· единогласно установить цели совещания (коллективное осознание проблемы);
· предложить возможный порядок совещания, при известных условиях прочитать письменную повестку дня;
· получить согласие с повесткой дня, в соответствующем случае учесть предложения по изменению и включению дополнительных пунктов;
· для компенсации возможного недостатка информации каждый пункт повестки дня вводить несколькими фразами, открыть дискуссию;
· учитывать порядок поступления просьб о предоставлении слова;
· приходить к решениям и протоколировать их;
· не начинать совещания без установления времени его окончания (открытый конец должен оставаться исключением);
· не заканчивать совещания без точного определения, кто, что, когда, где, как делает.
Аспекты, касающиеся участников
Руководитель совещания должен:
· руководить демократически, а не иерархически;
· преимущественно ставить вопросы вместо того, чтобы самому предлагать решения;
· ограничить продолжительность выступления при дискуссии двумя-тремя минутами;
· общеизвестных говорунов перед предоставлением им слова просить быть краткими;
· при угрозе перехода трехминутной границы тактично напомнить об окончании. В случае, если не приходится ожидать более полезных высказываний, оборвать;
· ограничить выражение мнений только обсуждаемой тематикой;
· при конфликтах интересов и упорных диспутах между двумя партнерами или группами сглаживать «волны» и предлагать компромиссы;
· не допускать разговоров между соседями (все должны слушать, когда один говорит!);
· препятствовать потере лица отдельными участниками (могут быть исключения);
· оценить выступления;
· при бесконечной дискуссии принять решение (в ультимативной форме) и суммировать существенные результаты;
· конфликты не игнорировать, а разрешать в ходе дискуссии;
· учитывать, что противоположные мнения часто основываются на недоразумениях и недостаточной информации.
Постоянным участникам совещаний следует:
· уметь слушать (это так же важно, как и иметь смелость говорить самому);
· при наличии предложений в своей области интересов узнавать в предварительных разговорах мнение других участников;
· быть краткими;
· спокойно воспринимать возражения и несогласие;
· не брать все на себя, привлекать других (Win-win game);
· не идти напролом.
Презентации
Немалая часть работы, в частности на руководящих должностях, состоит в представлении докладов или выступлениях перед широким кругом слушателей. Типичными примерами являются представление бюджета или внутрипроизводственного проекта вышестоящему менеджменту, представление новых изделий клиентам, доклады на конференциях, обучение сотрудников и т.д. Искусство представить аудитории трудные или даже спорные ситуации наглядно и убедительно и добиться ее согласия является существенной составляющей успешного менеджмента.
Успех презентаций зависит, с одной стороны, от силы убеждения, умения свободно говорить суверенности в себе докладчика, с другой — от умелого использования окружения и вспомогательных средств (лазерная указка и т.д.). Первые факторы представляют преимущественно естественную одаренность, им можно научиться лишь относительно; последние могут управляться докладчиком. В то время как читатель может оценить лишь документ, слушатель оценивает доклад в сочетании с силой выражения и обаянием докладчика.
В принципе различают три типа докладов: выученный наизусть, читаемый с рукописи и свободный, К первому стремятся начинающие докладчики, но это чаще всего не получается, так как в случае потери «красной нити» внезапно проявляется истинное «красноречие».
Доклад, читаемый с рукописи, рекомендуется при малом времени подготовки и настоятельно требуется, если фактическими авторами являются сотрудники докладчика (речи политиков и т.п.). Он получается вполне хорошим, если докладчик может воспринимать фразы из рукописи быстро и глазами дольше останавливается на публике, чем на рукописи. Полностью читаемый доклад с редким коротким привлечением особого внимания слушателей ожидает катастрофа. Лучшим решением является свободная речь.