Происхождение государства и права




Предмет и методы теории государства и права

Наука, как таковая ставит целью выработку системы знаний об объективном мире. Все научные дисциплины принято делить на естественные, точные и гуманитарные. Поскольку все юридические науки занимаются изучением общественных явлений, постольку они все являются науками гуманитарного цикла, в том числе и «Теория государства и права». Государство и право связаны между собой неразрывно, поэтому в юриспруденции выделена вузовская дисциплина «Общая теория государства и права». ОТГП исследует существующую правовую действительность ставит задачей, выделить общее в истории стран и эпох, но и анализирует конкретный материал, (отдельные правовые системы, правовые течения) на основе всеобщей теории государства и права. Целью учебной дисциплины ТГП является: помочь студенту сформировать первоосновы юридического мировоззрения, сформировать необходимую теоретическую базу, поэтому в ТГП излагаются лишь основные положения.

Предметом ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, особенности политического и правового сознания, правового регулирования, основные сущностные свойства права и государства.

Становление и развитие ТГП началось более 2,5 тысяч лет назад, то есть вместе с зарождение государства и права человечество пыталось объяснить сущность и источники этих явлений. В ходе полемики возникали споры по нескольким вопросам: 1) в каком соотношении находятся государство, право и экономика, 2) какую роль государство и право играют в политической жизни, 3)возможна ли универсальная теории государства и права, 4)споры между диалектиками и метафизиками о происхождении, сущности формах права, 5) о том, в какой взаимосвязи находятся личность и государство, соотношение обязанностей и прав человека и гарантий со стороны государства. Споры по этим вопросам особенно усиливались в переломные моменты истории. Современная отечественная наука прошла путь от зарубежных школ политологии права, философии права, марксистско - ленинской трактовки до современных немарксистских политико - правовых теорий. Особенно отход от позиций марксизма наблюдается в последние годы. Он связан с кардинальными переменами в нашей стране, с демократизацией общества. По новому осмысливается буржуазное государство,, конституционные ценности, верховенство закона, взгляд на права и свободы человека, приоритет прав индивида, над коллективными правами ТГП предстает сегодня в виде социологического истолкования, уделяется больше внимания истолкованию путей и способов познания государственно - правовых явлений.

Функции теории государства и права определены тем, что в системе юридических наук она носит мировоззренческий, установочный характер. Выделяют теоретическую, методологическую, воспитательную, идеологическую, практическую, организационную функции.

Как любой науке теории государства и права присуща своя методология и методы познания. Большинство современных исследователей придерживаются диалектико - материалистических позиций, рассматривают процессы через призму историзма. Используются методы систематизации, абстрагирования, формализации, сравнения, структуирования, переход от частного к общему и другие.

Но в теории Государства и права используются не только общие, но и специальные методы, характерные только для специальных наук: статистическая и компьютерная обработка, моделирование, психологические и социологические наблюдения, анкетирование, анализ документов, опрос. Существуют и частные методы, используемые только теорией государства и права и другими юридическими науками, например, формально - юридический, толкование норм права.

Принципами исследования являются всесторонность, историзм, плюрализм, комплексность, практика как критерий истинности, что характерно для любой науки. Теория государства и права использует анализ, синтез, аналогии, гипотезы, дедукцию и индукцию, как логические приемы исследования. Таким образом, ТГП как базовая по отношению к другим юридическим наукам использует как общие, так и специальные и частные методы. Комплекс этих методов составляет методологию.

 

Происхождение государства и права

Экономические и социальные основы первобытного общества.

Центральной проблемой происхождения государства и права следует считать проблему генезиса, то есть исторических предпосылок и исходных причин, которые привели к появлению государства и права и их дальнейшему развитию. Социумы находились в разных исторических условиях, что приводило к неодинаковым причинам возникновения и изменения государственно - правовых явлений. Поэтому необходимо всестороннее изучение этих причин.

Данные археологии, истории говорят, что уже около 2 млн. лет назад человек выделился из животного мира и находился в условиях первобытного стада, для которого характерны неупорядоченные родовые отношения, людей объединяла суровая действительность – необходимость совместной борьбы с опасностями, совместного добывания пищи. Миллион лет понадобился первобытному человеку, чтобы научиться изготовлять примитивные орудия труда, установить устойчивые внутренние связи. Зародилась родовая община. Десятки тысячелетий HOMO SAPIENS вел присваивающее хозяйство, то есть брал от природы готовые продукты, использовал готовые природные материалы для изготовления орудий труда. Такая экономика носит название присваивающей. Основной социальной формой организации в это время был род, основывавшийся на коллективизме, общественной собственности и уравнительном распределении. Разделение труда основывалось на возрастных и половых признаках. Род, таким образом, был не территориальным, а кровнородственным формированием. Позже несколько родов образовывало племя. Власть в родовых коллективах признавалась всеми членами рода и носила общественный характер: все взрослые члены рода принимали участие в обсуждении важных вопросов. Собрание родичей избирало вождей, старейшин, жрецов по их личным заслугам, достоинству, опыту и авторитету. Такое правление еще не является политическим, а определяется как потестарное (мощь, сила) Критерием правильности поступка было одобрение родичей, а наказанием было принуждение к дополнительным обязанностям. Высшей формой наказания было изгнание их рода, так как это вело к гибели. Пленников не брали, это не позволяла форма хозяйства, излишков не было, пленников приравнивали к добыче. Таким образом управление родовой общиной осуществляли сами члены рода, власти как таковой не существовало, это было время первобытно - общинной демократии. В ходе существования в общине складывались общепринятые правила поведения – обычаи, часто облекаемые в религиозную форму. Обычаи и моральные нормы являлись регуляторами отношений в родовой общине.

Социальные нормы первобытного общества имели следующие элементы: 1). Были направлены на присваивающее хозяйство, существование рода в природной среде, поэтому в них закреплялась тотемная система, т.е. вера в тотема, родоначальника рода. 2). Способы регулирования сводились к запретам, выраженных в форме табу, дозволениям, которые рекомендовали поведение, соответствующее интересам рода, и обязываниям к каким - либо общественно - полезным делам: охоте, собирательству и т.д.. 3). Эти нормы были устными и выражались в традициях, обычаях, ритуалах, мифах, передававшихся от поколения к поколению.4). Санкции, к нарушителям социальных норм выражались в виде общественного порицания, телесного повреждения и наказания, изгнания, предания смерти.

Эти нормы применялись одинаково ко всем членам рода, а также имели распространение фактически во всех первобытных родовых обществах, что подтверждается этнографией, поэтому они носят название мононорм, то есть единых.

Закономерности возникновения государства и права

В VI - III тысячелетиях до нашей эры человечество пережило неолитическую революцию: произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Люди научились скотоводству, земледелию, сложной обработке камня, то есть произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Более совершенные орудия труда и производящее хозяйство позволяли иметь излишки. Зависимость от коллективного труда и отношений отпала и начался переход от родовой общины к соседской, то есть территориальной. Расширялась сфера регулирования дел общины нормами, возрастала роль племенных органов. Племена специализировались на производстве скотоводческой или земледельческой продукции. Позже от земледелия и скотоводства отделилось ремесло, стали цениться навыки человека, ценность рабочей силы. Пленных перестали убивать, заставляя их производить добавочный продукт. Так от первобытного общества произошел переход к рабовладельческому. Это общественное разделение труда повлекло зарождения обмена, скот и зерно стали выполнять функцию денег. Появляется частная собственность отдельных семей и имущественное расслоение. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельс называет это главной причиной зарождения классов. Необходимость в защите занимаемой территории, собственность потребовала создания публичной власти, которая будет стоять над обществом и регулировать отношения между собственниками и неимущими, стремление к переделу собственности, выработке новых норм, регулирующих эти взаимоотношения. Так развитие общества объективно зародило необходимость в государстве и праве. Появляются первые государства: Египет, Шумер, Китайское государство и другие. Каждое государство имело свою территорию, на которой проживал тот или иной народ, со своими традициями, хозяйственной деятельностью, культурой, формой организации публичной власти. Большинство древних государств держались на монархической форме организации и деспотических методах правления, обладали суверенитетом внешним и внутренним, то есть самостоятельностью в принятии решений во внешней и внутренней политике, не терпели вмешательства во внутренние дела.

Причины возникновения права, отличие от др. социальных норм.

Публичная власть вынуждена была ввести налоги для содержания аппарата принуждения и управления страной и вырабатывать законы, которые регулировали бы сложившиеся общественные отношения, защищали собственность, аппарат власти и подданных. То есть одновременно с государством зарождается и право. От первобытных норм, которые в основном выросли из правил, традиций и обрядов и исполнялись добровольно или под страхом возмездия богов, правовые нормы носят классово - волевой, государственно - властный характер. Нормы четко определены, формализованы, то есть, выражены в виде законов, подзаконных актов, предписаний, часто носят уже не устную, а письменную форму (законы Хаммурапи). Они становятся общеобязательными и нарушение этих норм влечет неотвратимое наказание. Нормы права – это двусторонние правила поведения, так как включают в себя права и обязанности участников правоотношений. Нормы права отличаются не только от мононорм, но и норм морали, так как за нарушение моральных норм следует общественное осуждение, а за нарушение нравственных норм следует наказание, предусмотренное законом, оно неотвратимо и обязательно, должно справедливо соответствовать совершенному правонарушению.

Характер теорий происхождения государства.

Исторические условия возникновения государства и права, понимание сущности государства разными исследователями истолковываются по - своему. Множественность точек зрения составляет трудность в изучении «Теории государства и права». Точек зрения может быть множество, а истина одна.

Одной из ранних теорий на происхождение государства и права является теологическая теория, которую нельзя считать научной, так как она опирается не на научные доказательства а на веру. Зачатки этих воззрений восходят еще к Древнему Востоку и Древнему Западу. Основоположниками теологической теории были греческие мыслители Сократ, Аристокл, Платон, Аристотель. Сущность этой теории сводится к идее создания государства и права Богом. В основе законов лежит божественный порядок, не зависящий от воли людей, - утверждали эти мыслители. Законы не только божественны по своему происхождению, но и составляют естественное право людей. Аристотель, например, считает рабство естественным состоянием: «Рабы - это говорящие орудия труда».

В средневековой Европе появилась теория «двух мечей», которые Господь вложил в руки церкви. Один мечь она вручила правителям, другой оставила себе. Государь, по мнению богословов должен повелевать людьми и подчиняться церкви. Фома Аквинский, развивая теологическое происхождения государства и права, создал учение, получившее название томизм. Суть его сводится к тому, что процесс возникновения государства аналогичен сотворению мира, что и должна обосновывать религия, монарх – это помазанник Божий. Современный Ватикан утверждает, что Бог, создав государство и право, не указал конкретных лиц и конкретные формы, методы правления. Таким образом, теологическая теория существует и в настоящее время.

Патриархальная теория тоже зародилась в античности. Одним из создателей её является Аристотель, который утверждал, что патриархальная семья лежала в основе общества, из нее произросли все другие общественные институты, в том числе, и государство. В Англии VII века эта теория вылилась в теорию Фильмера божественного права королей, как изначальных патриархов. Эту же теорию поддерживал русский мыслитель Михайловский. Современная наука опровергает эту теорию, считая, что патриархальная семья возникает в период разложения первобытных отношений, в то же самое время, что и государство.

В период Просвещения складываются договорная и естественно - правовая теории, которые считаются наиболее емкими нематериалистическими воззрениями. Договорная теория основана на естественных правах человека и включает следующие положения:

1). Возникновению государства предшествует естественное состояние людей

2). Государство возникло на основе общественного договора как продукт разума и воли людей, добровольно отдавших государству часть своих врожденных прав и свобод. Государство же должно обеспечивать защиту безопасности и собственности людей.

3). С созданием государства возникают две системы права: позитивное и естественное. Позитивное право исходит от государства, а естественное - присуще человеку от рождения, дано самой природой: право на жизнь, свободу, равенство, собственность. Естественное право первично по отношению к позитивному, определяет идеал законов и норм, устанавливаемых государством. В период антифеодальных революций образуется школа естественного права, создателями которой стали Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Дидро, Монтескье, а в России - Радищев, Пестель и др. Руссо считал, что каждый человек передает обществу добровольно свою личность и силы.

Практическое применение основы естественного права нашли в Декларации независимости США, автором которой был Томас Джефферсон. Декларация независимости провозглашала право народа на суверенитет внешний и внутренний, право на справедливую власть, равенство, свободу, справедливость (собственность).

Свое продолжение эти идеи нашли в Декларации прав человека и гражданина, принятой французской революцией. Свобода, равенство, собственность, сопротивление угнетению – вот основные ценности, которые человек имеет от рождения. Эти ценности общепризнанны и сегодня и закреплены во Всеобщей Декларации прав человека (1948 года). Официальное выражение естественные права нашли и в Конституции РФ 1993 года (ст. 2). В большинстве развитых стан цели демократических преобразований достигнуты, но всякий раз, когда обостряются социальные отношения наблюдается рост естественно - правовых теорий. Важно отметить, что само естественное право, как нравственные идеи, принципы, идеалы не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, то есть предпосылку права. Претворение их должно быть выражено в государственно - нормативном или международном нормативном акте. Влияние естественно - правовых теорий с принятием Европейской конвенции о правах человека 1950 года и других правовых документов пошло на убыль.

В VIII веке договорную школу стала теснить историческая школа права, возникшая в Германии. Эта школа стоит на позиции историзма права. Савиньи, Пухт, Гуго утверждали, что право появляется самопроизвольно. Оно не создается законодателем, а возникает и развивается вместе с народом, аналогично языку, обычаям. Государство является органическим проявлением народа. Причин возникновения государства и права эта теория не объясняет.

Психологическая теория возникла в начале ХХ века. Её представителями являются Петражицкий, Фрейд, Дюркгейм. Право здесь подразделяется на интуитивное (представления и взгляды, присущие человеку) и позитивные (Официальные правовые нормы). Фрейд считал, что потребность человека повелевать ведет к возникновению государства.

Более научными являются материалистические теории. Одной из них является органическая теория, в которой биологические закономерности переносятся и на общество. Так Спенсер рассматривает государство как господство целого организма над его частями. Но современная наука утверждает, что биологические и социальные закономерности не совпадают. Теория насилия имеет зачатки еще в античности и развита в XIX веке Гумпиловичем. Суть ее в том, что стремление одного народа поработить другой, завоевания, а также порабощение одного класса другим ведет к образованию государства. Елинек утверждает, что теория насилия имеет целью не объяснение причин возникновения права и государства, а объяснение его существования в настоящем. Марксистско-ленинская теория объясняет происхождение государства и права совершенствованием орудий труда, зарождением собственности и классов. Развитие государства и права происходит благодаря классовой борьбе. Но и эта теория ограничена, так как утверждает, что государство как институт отомрет. Историческая немарксистская теория считает, что роль классов в возникновении государства преувеличена.

Существует ирригационная теория (Витфогель), которая утверждает, что государство в странах Востока возникло с необходимостью сооружения ирригационных систем, образовался бюрократический класс, поработивший общество. Таким образом, имеется множество теорий, объясняющих происхождение государства и права, многие из которых страдают антинаучностью или ограниченностью.

 

3) Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

Власть имеет следующую структуру: 1) субъект власти (в частности, государство, население); 2) объект (на кого именно направлена власть); 3) отношения, возникающие по поводу власти; 4) регламентирующие правила, нормы.

Власть может иметь различные мотивы: 1) привычка подчиняться; 2) страх; 3) убежденность в необходимости повиновения; 4) авторитет властвующего; 5) доверие; 6) правовые нормы; 7) воля и др.

Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

1) власть вождя (рода, племени);

2) государственная (политическая) власть;

3) экономическая власть;

4) церковная власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть и др.

Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:

1) публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6) легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8) использование системы выплаты налогов;

9) использование государственного принуждения;

10) деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия государственной власти: 1) метод принуждения (насилия); 2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

 

4) Сущность – это совокупность наиболее значимых и решающих связей и отношений, характеризующих рассматриваемое явление в целом и определяющих его основные черты.

Определить Сущность государства – значит выяснить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит и чью волю выражает.

Существует два основных зеркальных подхода к пониманию сущности государства:

· Классовый (марксистский) – любое государство всегда стремится в первую очередь обеспечить интересы экономически господствующего класса, т. е. лиц, находящихся у власти. Интересы остальной части населения при этом также учитываются, но в меньшей степени, второстепенно, по остаточному принципу. Власть вынуждена учитывать интересы населения, т. к. иначе в обществе произойдет революция, т. е. власть не сможет сохранить себя.

· Социальный (общественный) подход исходит из общественной сущности государства, его способности объединять все общество, удовлетворять его интересы. Данный подход основывается на общесоциальной природе государства, ориентируется на демократические методы управления.

Описанные подходы к пониманию сущности государства не исключают друг друга, а дополняют. Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Однако любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство является не только инструментом господства какого-либо класса, но и представляет все общество, является средством его объединения. Общесоциальная роль государства составляет вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.

Соотношение указанных сторон сущности государства неодинаково и зависит от множества факторов: национальной традиции, особенностей исторического развития, культурной и религиозной специфики, политического режима и пр. Например, у демократического государства будут преобладать общесоциальные черты, у тоталитарного – классовые.

 

5) Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

2) цивилизационный подход.

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

2) класс, инструментом власти которого становится государство;

3) социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

1) рабовладельческий;

2) феодальный;

3) буржуазный;

4) социалистический.

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

Формационный подход имеет следующие достоинства:

1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

1) современных и древних;

2) западных, восточных, православных и др.

В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств.

Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: