Центр развития ребенка – детский сад № 62 г.Махачкалы
Республика Дагестан
ПРОЕКТ
На тему
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»
Выполнили: Тагирова А.Т.,
Инструктор по физкультуре
Год
Актуальность темы
Воспитание здорового ребёнка – приоритетная задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись, игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит посредством родителей и более старших, такими носителями народных традиций выступают бабушки и дедушки, педагоги. Именно они передают правила игры, их организацию, использование атрибутов, способы действий с игрушками.
Народные подвижные игры позволяют определить действительное значение положительных национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить многообразие самобытности игр различных народов. Благодаря народным играм дети намного быстрее приобщаются к национальной культуре, проникаются традициями и обрядами своего народа. К тому же, игра всегда подразумевает под собой возникновение положительных эмоций.
Игры народов Северного Кавказа являются отображением национальных традиций, самобытности и колорита народа. Начальная форма подвижных игр определена общественно-историческим развитием, своеобразием традиций, быта и культуры народа. Разнообразие детских игр зависит от многонациональности Кавказского региона.
Все коллективные народные игры учат детей толерантности и уважению. Ребёнок начинает сознательно относиться к своему партнёру по игре весьма уважительно, пытается найти общий язык, способность к сотрудничеству. У них формируется способность прийти на помощь в любой момент, пусть даже пока только в игровой форме.
Игры народов Северного Кавказа рассматриваются как метод физического и духовного воспитания детей.
Вид проекта – познавательный, практико-ориентированный.
Срок реализации проекта – три месяца.
Участники проекта: дети старших групп, воспитатели, инструктор по физкультуре, родители, музыкальный руководитель.
Цель проекта:
приобщение дошкольников к материальной и духовной культуре народов Северного Кавказа и вовлечение ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников. Воспитывать детей физически и духовно здоровыми через игры народов Северного Кавказа.
Задачи:
1.познавательные (приобщить детей к национальной культуре, расширить круг знаний дошкольников о традициях, обычаях, укладе жизни народов Северного Кавказа);
2.развивающие (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога);
3.воспитательные (развивать способность к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию).
4.педагогические задачи:
- изучить литературу и другие информационные источники о народных подвижных играх;
- провести консультацию для сотрудников и родителей о роли народных игр в жизни детей;
- познакомить с разными типами игр;
-воспитывать устойчивое заинтересованное отношение к культуре своих предков и народов, проживающих на территории России;
- формировать чувство товарищества, взаимопомощи, учить договариваться.
Ожидаемый результат:
1. Дети должны научиться уважительному отношению к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений.
2. У детей должен развиться интерес к народным подвижным играм, в которые играли их предки.
Этапы проекта
Реализация проекта проходит по трём этапам:
Подготовительный
- выявление основные проблемы, формирование идеи по их решению;
- подбор специальной методической литературы с целью расширения теоретических знаний педагогов;
- совместное обсуждение темы с детьми («Что мы знаем, что мы хотим узнать, как и где мы можем узнать?»)
- составление плана мероприятий;
- подбор информации в книгах, журналах.
Основной
Работа с детьми:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением играющих в народные игры Северного Кавказа.
2. Беседы об играх, в которые играли бабушки и дедушки.
3. Знакомство с правилами подвижных игр народов Северного Кавказа
4. Изготовление атрибутов к играм.
5. Выставка рисунков «Я играю, я расту! »
6. Конкурс «Кто больше знает игр».
7. Разучивание считалок, текста игр.
8.Познавательное занятие «Дагестанские подвижные игры» 9. Рассматривание альбома «Играем весело! »
10. Викторина «Волшебная страна Здоровья»
11. Спортивный досуг – игра «Волшебная страна игр»
Работа с педагогами:
1. Консультация «Роль игры в воспитании детей»
2. Знакомство с разными типами игр
3. Подбор литературы
4. Оформление фотоальбома
5. Изготовление атрибутов к играм
6. Составление картотеки игр
7. Разучивание текста игр.
Работа с родителями:
1. Памятка «Роль подвижной игры в воспитании детей»
2. Буклет «Дагестанские подвижные игры»
4. Выставка семейных рисунков «Играю вместе с семьёй»
5. Консультация «Роль народных подвижных игр в жизни детей»
6. Беседа «Организация подвижной игры на воздухе»
7. Круглый стол. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
8. Беседа «Влияние спортивных игр на физическую подготовку детей»
9. Папка-передвижка «Во что играют наши дети? »
10. Физкультурный досуг «С друзьями не скучаем, весело играем! »
11. Консультация «Оздоровительный бег»
Заключительный
1. Анализ проведённой работы, соотнесение результата с поставленными целями
2. Оформление фотоальбома «Мы играем в дагестанские игры»
3. Презентация - итоговое мероприятие «Кавказ в подвижных играх»
Рекомендуемая
Баршай В.М. Активные игры для детей.Ростов н\Д: Феникс, 2001.- 320 с.
Беляев Л.В. Подвижные игры.-М. 1974. – 134с.
Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек// Дошкольное воспитание, 1997 г. № 12, с. 72-75.
Вавилова Е.Н. "Развивайте у дошкольника ловкость, силу, выносливость", пособие для воспитателей детского сада. – М., "Просвещение", 1981г.
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР:.М.:просвещение, 1989.- 239 с.
Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей.М.:Новая школа, 1994.- 288с.
Сакидибирова З.И. Подвижная игра – спутник жизни ребенка, Махачкала, 2003
Приложение
Подборка народных подвижных игр Северного Кавказа для детей дошкольного возраста
(Адыгейские, Азербайджанские, Грузинские Кабардино-балканские, Северо-Осетинские, Дагестанские, Армянские Чеченские, Ингушские)
«Гаккарис» (осетинская народная игра); «Утушка» (чечено-ингушская народная игра); «Дети и петух» (азербайджанские народные игры); «Земля, вода, огонь, воздух» (армянская народная игры);