Глава 2. Структура и виды правосознания.




Структура правосознания

 

Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль. Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.

Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний. Содержание правовой идеологии обусловлено также целым комплексом конкретно исторических факторов: достигнутым уровнем социально-экономического и культурного развития общества, сложившейся правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных социальных групп, национальными традициями и т.п. [2]

Правовая психология – это эмпирическое, чувственное, обыденное общественное сознание, формируемое в результате повседневной практики. Ее содержанием выступают чувства, эмоции переживания, настроения, привычки, стереотипы людей, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Правовая психология включает в себя элементы бессознательного (архетипического): интуицию, аффекты, стрессы, панику, коллективное бессознательное и др. Она имеет важное значение при формировании отношения людей к государству, его органам и действующему законодательству, прямо влияет на их поведение - правомерное или неправомерное. Это эмоциональная сфера правосознания.

Правовая психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д. Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей и, наоборот, - недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Психологические элементы правосознания, таким образом, представляют собой эмоциональное восприятие права, которое может быть присуще как отдельным людям, так и обществу в целом. Чаще всего осознание права выступает как обыденное и проявляется чаще в индивидуальном сознании [7].

Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатываются у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в сущность правовых явлений, но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется правовая идеология.

В качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность.

Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям.

В своем движении к практике правосознание выступает одновременно и той, и другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внешних форм (способов) социального контроля за деятельностью людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами психологической регуляции выступают мотивы правового поведения и воля [8].

Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время[3].

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.

.

Виды правосознания

 

Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его качественную характеристику.

Существует два основных основания, по которым можно разделить правовое сознание на виды. Первое основание для классификации, в зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием. И по этому основанию выделяют индивидуальное, групповое и массовое сознание общества. Второе основание, в зависимости от способа отражения, выделяет обыденное, профессиональное и научное правосознание[6].

Обыденное правосознание - чувственное освоение правовой действительности на уровне правовой психологии основной массы населения. Оно формируется под влиянием повседневной жизни.

Профессиональное правосознание подразумевает понятия, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде лиц, профессионально занимающихся правоприменительной деятельностью, а также других юристов-профессионалов: судей, прокуроров, адвокатов, следователей и др.

Научное (доктринальное) – выражает систематизированное теоретическое освоение права, связанное с правовой идеологией. Ее носителями являются ученые-правоведы, а также высококвалифицированные юристы-профессионалы.

По степени общности различают индивидуальное, групповое и массовое правосознание. Индивидуальное – определяет отношение к праву отдельной личности. Групповое отражает правосознание отдельных слоев или групп населения (пенсионеров, студентов, госслужащих и др.) Это не сумма индивидуальных правосознаний, а определенная средняя величина, социологическое обобщение.

Массовое правосознание – когда определенный тип правосознания становится преобладающим в обществе. Оно может отражаться в мнении, что законы не эффективны, госаппарат коррумпирован, деятельность правоохранительных органов не достаточно эффективна и др. Это не совокупность групповых, а тем более индивидуальных правосознаний, а преобладающая тенденция [6].


 

Заключение

 

Вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость. Для российского общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка.

В результате исследования сформулированы следующие положения:

1. Становление правового сознания гражданина обусловлено системой общественных отношений, сложившимися традициями в государстве на протяжении всей истории его существования и развития, а также внутренними факторами, в качестве которых выступают психологические характеристики и особенности самой личности.

2. Процесс формирования правового сознания в гражданском обществе рассматривается как процедура адаптации гражданина в коллективе, процесс социализации его личности.

Особенностями отечественного правосознания выступают следующие аспекты:

1. Оно носит характер преемственности. То, что наблюдается сегодня в сфере российского правосознания и правовой культуры, как негативное, так и позитивное, является результатом длительного исторического развития.

2. Обусловлено историческим развитием России, которое нашло значительное отражение в праве. В хронологической последовательности правосознание российских граждан складывалось поэтапно. В качестве периодов его становления можно выделить: дореволюционный, советский, современный.

3. Негативное отношение к праву за счет того, что длительный период в России в качестве главного способа обеспечения права называлось устрашение, власть управляла путем запретов и страхов перед возмездием, а не стимулированием и поощрением.

4. Дефициту правопонимания в сознании соотечественников соответствовал дефицит правосознания. Недооценка роли и значения правосознания в России формировала отношение к нему как вторичному фактору, сугубо прикладному. Духовный облик и деятельность русской интеллигенции конца IX начала XX века связан с ее утопическим презрением к действительной жизни, с ее нравственными: и правовыми основами. Данную проблему можно обозначить как кризис национального правосознания.

5. Правовая необеспеченность и полное неравенство перед судом убивало в русском человеке всякое уважение к законности, в результате чего складывается конформно-негативное правосознание россиян.

6. Для российского человека характерен конфликт сознания. Сознание не осмысливает право как ценность, а государство как гаранта этой ценности.

7. Постоянное влияние на национальное правосознание "бессознательного", посредством мифов и* мифологий, базовых стереотипов, архетипов, ритуальных комплексов, "первообразов" правосознания.

Одним из основных направлений в деле повышения правовой культуры общества должно быть правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где высок уровень правовой защищенности личности и правовой культуры.

Правовое образование, как часть общего образования, получаемого учащимися в системе правового образования, в ходе усвоения учебных предметов в общеобразовательной школе или получение гражданско-правового образования, есть необходимое условие: нормальной жизни, развития общества и защиты самих граждан В работе, был сделан акцент на гражданско-правовое образование, попытка показать его необходимость.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: