Объединения аудиторов в России




 

Задача профессиональных объединений аудиторов состоит в эффективной работе по повышению качества аудита бухгалтерской отчетности, результативности принимаемых мер по развитию профессии, организации взаимодействия с предприятиями и организациями.

Среди перечисленных направлений работы объединений проблема повышения качества аудиторских проверок является ключевой. От ее успешного решения в кратчайшие сроки во многом зависит инвестиционный климат в нашей стране, а также степень доверия к аудиторам со стороны потребителей их услуг. Определенные пути решения намечены в "Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу", одобренной Министерством финансов РФ. Конкретные меры по их реализации регламентированы соответствующим планом, утвержденным Минфином РФ.

В частности, предусмотрено осуществление Минфином РФ совместно с профессиональными объединениями следующих основополагающих мероприятий:

- подготовки изменений и дополнений к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности";

- разработки проектов федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности на основе международных стандартов аудита;

- подготовки предложений по совершенствованию правил независимости аудиторских организаций и аудиторов в соответствии с мировым опытом;

- определение единых квалификационных требований к аудиторам.

Представляется, что успешная реализация в приемлемые сроки намеченного комплекса мероприятий с участием профессиональных объединений возможна только при условии наличия в их рядах членов, обладающих достаточно мощным научным и методическим потенциалом.

Этому условию в полной мере соответствует Аудиторская палата России. Проиллюстрирую сделанное утверждение следующими цифрами и фактами. На сегодняшний день Палата объединяет около 900 аудиторских организаций, расположенных в 70 субъектах Российской Федерации. Еще около 600 аудиторских организаций являются ее аффинированными членами, т. е. членами входящих в нее объединений. Палата имеет в регионах России мощную территориальную сеть, которая опирается на профессиональные аудиторские объединения, действующие в рамках федеральных округов. Эта сеть во многом обеспечивает эффективную работу системы контроля качества аудиторской деятельности и профессиональной этики и системы повышения квалификации.

Более того, членами Палаты являются многие ведущие высшие учебные заведения страны, располагающие научными и педагогическими кадрами высочайшего уровня. Например, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, Финансовая академия при Правительстве РФ, Российская академия государственной службы при Президенте РФ и другие.

К работе по реализации "Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу" Палата может подключить свои профильные комитеты и комиссии, часть которых возглавляют ведущие специалисты аудиторских компаний большой четверки - KPMG и PricewaterhouseCoopers, имеющих богатый опыт по созданию систем, способствующих повышению качества аудиторской деятельности.

Наличие такого мощного научного и методического потенциала позволило Палате обратиться в Минфин России с письменным предложением активно включиться в эту работу, что и происходит в настоящий момент.

Одновременно, хотелось бы отметить, что, с нашей точки зрения, для профессиональных объединений аудиторов деятельность по реформированию бухгалтерского учета в рамках Концепции, безусловно, является весьма важной, но отнюдь не единственной проблемой, которой им следует в настоящее время заниматься. Особенно, это касается объединений, претендующих на получение статуса "саморегулируемого". Им необходимо в кратчайшие сроки привести свою членскую базу, структуру и направления деятельности в соответствие с требованиями, определенными проектом Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", который в настоящее время обсуждается в Правительстве РФ. Эти требования нацелены, в частности, на укрупнение профессиональных аудиторских объединений, работающих с аудиторскими организациями, максимум до двух, что следует из следующего простого расчета.

Статус саморегулируемого смогут получить, исходя из требований проекта вышеупомянутого Федерального закона, только те объединения, членами которых на момент аккредитации будут являться не менее 1500 аудиторских организаций, имеющих местонахождение не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации. В то же время, по данным Минфина РФ, аудиторским организациям выдано около 6000 лицензий на аудиторскую деятельность. По его же сведениям, реально работает на рынке не более 4000 из них. Разделив 4000 на 1500, получим два полных объединения.

Хотелось бы подчеркнуть, что обсуждаемый проект Федерального закона возлагает на саморегулируемые аудиторские объединения ряд несвойственных им на сегодняшний день прав и обязанностей, например, по сплошному контролю качества аудиторской деятельности своих членов, повышению квалификации аудиторов, их аттестации. Чтобы быть готовыми без переходного периода приступить к осуществлению дополнительных прав и обязанностей, следует, с нашей точки зрения, начинать готовиться к работе в новом правовом поле уже сегодня.

Палата на протяжении 2004 г. активно занимается решением проблем функционирования с учетом новых правовых условий. Особое внимание она уделяет следующим направлениям своей деятельности. Палата добивается путем контроля и оказания методической помощи от аудиторских организаций - своих членов полноты и понятности для их сотрудников внутренних стандартов, соответствия этих рабочих документов федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, наличия эффективной внутренней системы контроля выполнения требований профессиональной этики.

Для осуществления контрольных функций в Палате сформирована система, которая состоит из Комиссии по контролю качества аудиторской деятельности и соблюдения профессиональной этики аудиторскими организациями (аудиторами) и из 200 уполномоченных экспертов по контролю за качеством аудиторской деятельности и соблюдению профессиональной этики аудиторскими организациями (аудиторами). Они действуют на всей территории России, где работают члены Палаты. Следует отметить, что это высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы по контролю качества, прошедшие специальную подготовку и сдавшие квалификационное тестирование.

Следующее направление работы, непосредственно связанное с повышением качества аудиторской деятельности наших членов, - интенсификация и совершенствование их информационного обеспечения. Указанное направление является для Палаты одним из наиболее приоритетных, поскольку эффективность работы аудиторов, ее качество во многом определяются информацией, которой они располагают в конкретный момент времени. Сбор и анализ такой информации - весьма трудоемкий процесс, проведение которого не под силу небольшим аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам.

Для обеспечения этой потребности действует мощная информационная система, функционирование которой обеспечивается специально созданным структурным подразделением - Информационным центром Палаты. Она еженедельно информирует всех своих членов, имеющих электронную почту, по следующим рубрикам, пользующимся большой популярностью: "Внимание: конкурс", "Арбитражная практика", "Нормативные акты по аудиторской деятельности", "В помощь аудитору (комментарии специалистов)", "Мониторинг специализированной центральной и региональной прессы".

В целях дальнейшего повышения качества информационного обслуживания Информационный центр отработал систему рассылки информации по электронной почте. Блоки информации, в размере около 2 МБт, или около 200 страниц электронного текста, сформированные по вышеперечисленным и другим рубрикам, еженедельно рассылаются почти по 900 электронным адресам. Объем этих блоков за 2004 г. увеличился в среднем почти в 2 раза.

В Палате сформирована, как представляется, достаточно эффективная система повышения квалификации ее членов. Эту важнейшую для повышения качества аудита задачу решают две самостоятельные структуры, учрежденные Палатой, и ее профильный комитет. Институт повышения квалификации проводит курсы и семинары для аудиторов в рамках программ по повышению квалификации, утвержденных Минфином РФ.

Консультационный и учебно-методический центр организует консультационные семинары с аудиторами и другими специалистами финансового и экономического профиля, представляющими рынок аудиторских услуг, по программам, отвечающим сегодняшним потребностям рынка, особенно - в части сопутствующих аудиторских услуг. Например, в рамках подготовки к работе по внедрению Международных стандартов бухгалтерской отчетности этот Центр совместно с Современной гуманитарной академией и представителями крупных аудиторских компаний, имеющих большой опыт работ с международными стандартами, подготовил и записал на лазерные диски вводный курс по МСФО. Указанная работа продолжается. В настоящее время совместно с аудиторской компанией PricewaterhouseCoopers ведется разработка диска, позволяющего трансформировать бухгалтерскую отчетность, составленную по российским ПБУ, в финансовую отчетность, отвечающую требованиям МСФО. Обсуждается возможность создания программного обеспечения для дистанционного обучения аудиторов и бухгалтеров с использованием спутниковых систем связи. Эта работа нацелена, в том числе, на скорейшую реализацию положений "Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу".

С нашей точки зрения, в перспективе профессия аудитора может успешно развиваться лишь в тесном контакте со смежными профессиями, с которыми аудиторы взаимодействуют при предоставлении своих услуг. Такие межпрофессиональные контакты помогают успешно решать многие проблемы, связанные с повышением эффективности работы предприятий и организаций, развитием их бизнеса. Этим направлением Палата занимается уже второй год. Проиллюстрирую сказанное следующим примером.

Немногим более года тому назад Палата совместно с Госстроем и при участии Минфина РФ организовала для аудиторов, оказывающих услуги строительным предприятиям и организациям, для их руководителей и специалистов Первую всероссийскую конференцию "Аудит, инвестиции, правовой и экономический консалтинг". Конференция продолжалась четыре дня и рассмотрела перспективы развития строительного комплекса, внешнего и внутреннего аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, новые правила формирования сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, правовые основы приватизации и продажи земельных участков, в том числе в городе, и многое другое.

Конференция выявила большую заинтересованность аудиторов и строителей в осуществлении совместных мероприятий, позволяющих им обсуждать проблемы, определяющие развитие обеих профессий в текущей и среднесрочной перспективе. Было принято решение о целесообразности ежегодного проведения практических мероприятий с тематикой, аналогичной той, которой была посвящена Первая всероссийская конференция "Аудит, инвестиции, правовой и экономический консалтинг".

В соответствии с этим решением Палата совместно с Российским союзом строителей при участии Федерального агентства по строительству и ЖКХ и при поддержке Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства финансов РФ организуют в г. Москве Вторую всероссийскую конференцию "Строительный комплекс: Аудит, инвестиции, правовой и экономический консалтинг". Ее основная цель - обсуждение проблем, связанных с совершенствованием управления собственностью, повышением эффективности работы предприятий и организаций строительного комплекса и качества аудиторских проверок их бухгалтерской отчетности, с перспективами и механизмами привлечения инвестиций, а также формированием системы взаимодействия между строительным комплексом и аудиторами. Представляется, что эта конференция будет способствовать своевременному решению многих актуальных проблем развития профессий строителя и аудитора.

На современном этапе развития экономики перед аудиторскими объединениями стоит комплекс проблем, которые им необходимо решать как совместными силами, так и в рамках каждого объединения, в направлениях, которые определяет новое правовое поле, определяемое положениями проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и в "Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу".

Новые стандарты аудиторской деятельности Правительство РФ утвердило пять новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также внесло ряд уточнений в действующие стандарты. Стандарты разработаны Минфином РФ с участием других государственных органов и аудиторской общественности и соответствуют международным стандартам.

Леонид Шнейдман, директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов РФ, отметил: «Принятие очередной группы стандартов аудиторской деятельности обеспечивает дальнейшее развитие нормативно-правовой базы аудита в России. При этом создается база, в полной мере сопоставимая с аналогичными системами стандартов в странах с развитой рыночной экономикой».

Среди новых стандартов аудиторской деятельности особо выделяются стандарты, посвященные обязанностям аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита (стандарт №13) и учету требований нормативных правовых актов в ходе аудита (№14). Три новых стандарта имеют значение для правильной организации аудита – согласование условий проведения аудита (№12), понимание деятельности аудируемого лица (№15) и аудиторская выборка (№16). Уточнения, внесенные в действующие федеральные правила (стандарты), носят, в основном, редакционный характер.

«Стандарты №13 и 14 имеют особое значение для понимания роли аудита и того, что следует ожидать от деятельности аудитора, – пояснил заместитель директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов РФ Андрей Крикунов. – Эти стандарты еще раз подчеркивают, что ответственность за соблюдение законодательства и нормативных правовых актов в полной мере несет руководство организации. Роль же аудитора заключается в том, чтобы высказать независимое мнение о бухгалтерской отчетности организации, которое никоим образом не может и не должно рассматриваться как некая гарантия или страховка. Новые стандарты подчеркивают, что аудит нельзя отождествлять с какими-либо расследованиями или иными действиями правового характера».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: