Виды массовых игр и методика их проведения




 

Игра – вид деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе.

 

Игра соединяет в себе элементы многих, самых разнообразных видов деятельности. Дети участвуют в игре добровольно, во время игры укрепляют свое здоровье, развиваются физически, у них улучшаются координация движений, снимается усталость. Игра способствует росту организаторских способностей, приобретению навыков жизни в коллективе, содействует психическому развитию, развивает взаимовыручку и взаимопомощь, порядочность и честность.

Играть в игры интересно, нужно и полезно. Ведь в игре — жизнь ребенка, он общается, отдыхает и обучается с помощью игры.

Кроме того, игра — это ведущая деятельность ребенка.

Игра — это одна из сфер человеческой деятельности, она является богатой почвой для общения и деятельности, получения знаний, формирования умений и развития навыков. Сущностью игры является то, что она представляет собой не обычную, реальную жизнь, а условность, выход в сферу деятельности совершенно специфического характера. Игра — это свободное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически или морально. Потребность в игре возникает как потребность в развлечении, удовольствии и бывает только на досуге. Даже дети, для которых игра — основной вид деятельности, прекрасно осознают ее условность.

Цели, которые преследует игра, которым она служит, лежат вне непосредственных материальных интересов и индивидуальных биологических потребностей. У древних греков игра обозначала забавы детей, у евреев соответствовала понятиям шутки и смеха, у римлян — радости, веселья, у древних германцев означала плавное движение, доставляющее удовольствие. В английском языке существуют два понятия: «рlау» — игровое действие и «gаmе» — игра по четким правилам. Итак, как мы видим, с понятием «игра» связаны свобода жизнепроявления, потребность в развлечении, в получении удовольствия, шутки и смех. И все это лишено внешнего навязывания и долженствования. Такие сущностные особенности игры роднят ее с досуговой деятельностью, но не тождественны ей.

Игра выбирается на уровне своих возможностей и потому человек всегда может добиться мастерства и успеха, тогда как в профессиональной деятельности успех и признание приходят не всегда. Человеку приятно делать то, что вызывает в нем ощущение уверенности и мастерства. К тому же выбор игр необычайно велик и разнообразен.

Независимо от вида игр, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований.

Требование первое. Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования в массовой досуговой деятельности, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать, а отдыхающий, ищущий развлечений подросток не склонен «загружать» себя сложной и в принципе ненужной ему информацией. В результате теряется интерес. Но и в том случае, когда подросток включится в игру, он будет путаться, сбиваться и тем самым нарушать темп игры или разрушать ее.

Требование второе. Игра должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей.

Такая ситуация, например, возникает тогда, когда при командной игре участники получают индивидуальные задания или когда проводится конкурс, который требует от участников определенных способностей — спеть, сыграть, нарисовать и т.д. Тот, кто такими способностями не обладает, выполнять задание не станет.

Третье требование. Игра должна быть интересна для всех. Это требование тесно связано со следующим.

Четвертое требование. Игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников. Более всего это требование следует соблюдать при организации и проведении подвижных игр, построенных на проявлении ловкости, быстроте физической реакции, приложении физических усилий. В таких играх с удовольствием принимают участие дети, подростки и молодые люди. Чем человек старше, тем критичнее он относится к себе и тем критичнее он оценивает свои возможности. Редко кто «с ходу» решится принять участие в игре перед массой незнакомых людей. Поэтому при проведения игр с массовой аудиторией предпочтительнее обращаться к играм, которые позволяют участвовать не покидая своего места — викторинам, аукционам и т.п. Доступность игры — это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека.

Требование пятое. Задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, но и способ привлечения к его выполнению. Такими способами могут быть розыгрыш порядка участия по жребию, выбор конверта с заданием по принципу вытягивания билета на экзамене и др.

Все эти требования относятся к играм соревновательным.

 

В другой группе игр — ролевых — такие требования отсутствуют, так как они представляют собой определенное поведение в предлагаемых условиях.

Содержание ролевых игр не носит сюжетного характера и произвольно в своих проявлениях. Например, участники встречи уславливаются, что проведут ее подобно мушкетерам в таверне или как древнегреческие граждане во время симпосионов. Участие в таких играх требует определенных знаний об эпохе, манерах поведения и общения, характере одежды. Определенные знания нужны и для воссоздания обстановки, аксессуаров и т.п.

Педагогическая ценность ролевых игр заключается в том, что они будят фантазию, разнообразят ролевое поведение, стимулируют творческие потенции, обогащая досуг человека нестандартным и увлекательным развлечением.

В отличие от ролевых игр все прочие строятся на конкурентности, борьбе, столкновении. Само определение игр как соревновательных говорит об их сути. Чтобы соревновательность возникла, необходимо противопоставление играющих друг другу, будь то парная игра или командная. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают друг друга. В этих случаях игра проходит с большим азартом, то есть сопровождается таким эмоциональным состоянием, как возбуждение, связанное со страстным ожиданием победы. Это состояние передается и зрителям — болельщикам, рождает атмосферу приподнятости и праздничности, раскрепощает болельщиков и позволяет привлекать к участию в игре. Дети и подростки охотно откликаются на оказание помощи «своей» команде, готовы подсказать, заменить игрока и т.д.

Обязательный элемент соревновательных игр — судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать игру и определять победителя. Оценка результата и определение победителя всегда скрывает в себе возможность конфликта как играющих и судей, так и болельщиков, и судей, поэтому она должна быть предельно объективной.

 

Классифицировать игры по видам очень сложно. Признаки одной игры оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы. Игры, например, делят на подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие. Но спортивные игры тоже являются подвижными, а творчество — непременный компонент любой игры.

По содержанию: познавательные (интеллектуальные), спортивные (военно-спортивные), развлекательные, творческие, социальные, музыкальные, профилактические и др.

По форме организации: сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-эпопеи, подвижные, народные, игры по станциям, игры-состязания, игры-путешествия и др.

По месту проведения: на местности, с эстрады, на воде, на пляже, в автобусе, в помещении и др.

По количеству играющих: индивидуальные, парные, коллективные, групповые.

Игр великое множество, и все они преследуют определенные воспитательные цели.

Игры на знакомство. Цель — знакомство детей друг с другом, настрой на общение. Особенность организации: лучше проводить вожатому с конкретным отрядом. В содержании игр должны использоваться имена.

Игры в автобусе. Цель — организация воспитательного пространства данного временного периода интересным и полезным делом. Особенность: игры не должны побуждать участников к двигательной деятельности, а максимально использовать заданные условия.

Игры-кричалки. Цель — эмоциональная и психическая разрядка и зарядка, повышение настроения. Особенность: данные игры побуждают участников к повышению тона речи в синтезе с юмористичным содержанием текста, используется оборот повторения.

Игры на внимание и координацию. Цель развитие активного и волевого внимания, координации, осуществление контроля и самоконтроля. Особенность: в содержании данных игр участники должны изобразить движения, заданные ведущим, в определенном порядке, темпе, скорости.

Спортивные игры. Цель — привитие олимпийской культуры, повышение интереса к видам спорта. Особенность: игры подразумевают четкую систему правил, судейства в зависимости от вида спорта.

Интеллектуальные игры. Цель — активизировать познавательную деятельность, развить эрудицию, логику, быстроту реакции, умение мыслить нестандартно при решении задач логического характера. Особенность: игры строятся по принципу викторин, блиц-опросов и содержат вопросы как на заданную тему, так и разностороннего характера.

Творческие игры. Цель — активизировать познавательные и творческие способности ребенка. Особенность: данные игры строятся по принципу конкурсов актерских талантов, «рекордов» ребенка, в которых дети демонстрируют свои способности.

Игры на местности. Цель — развитие навыков ориентирования, максимальное использование заданных условий. Особенность: данные игры в своем содержании используют особенности местности и находящиеся на ней объекты.

Имитационные игры. Цель — развитие памяти, творчества, выдумки детей, способности выделять существенные признаки кого-либо. Особенностью таких игр является имитация движений, речи, характера заданного объекта (чаще человека, животного).

Сюжетно-ролевые игры. Цель — развитие памяти, воображения, актерских данных, воспроизведение и наиболее точная передача специфики роли. Особенность игр: сюжет и роли должны быть знакомы и узнаваемы.

Подвижные игры. Цель — активизировать двигательную активность детей, развивать физические навыки. Данный вид игры способствует укреплению мышечной системы детей, созданию комфортной атмосферы в группе, дает возможность каждому ребенку принять участие в той или иной игре, в зависимости от состояния здоровья. Особенность: относятся к типу командных игр, проводятся как на свежем воздухе, так и в просторном помещении; наличие инвентаря (мяч, скакалка и др.) необязательно.

Музыкальные игры. Цель — развивать музыкальные навыки ребенка, прививать эстетический вкус, разнообразить досуг. Особенность: данные игры предполагают знание текстов песен (детских, из мультфильмов, современных и др.), могут проводиться в микрогруппах (по 5—7 человек).

 

Конкурсно – игровая программа - это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Главное отличие конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное наличие победителя, в игре же могут быть варианты.

 

Забава – массовая форма игрового действия, связанная с музыкально-ритмическими или пластическими играми. Например: В песне «В лесу родилась ёлочка» вместо буквы «Эр» играющие хлопают в ладоши.

Розыгрыш – игровое действие, эстетический смысл которого – неожиданность результата. Розыгрыш может быть большим и маленьким.

Рифмы – предполагают ответ «да» и «нет».


Алгоритм построения конкурсно - игровой программы.

 

Для того чтобы составить конкурсно – игровую программу нужно:


1. Определить тему (главное событие) Именно тема мотивирует количество эпизодов и конкурсов.


2. Тема определяет сюжетную линию, на которую будут «нанизаны» отдельные конкурсы.

зарабатывание максимального количества очков

путешествие с приключениями

формирование коллектива на основе конкурсного отбора

ведение следствия или раскрытие тайны

спасение попавших в беду.

 

3. Решите кто будет участником вашей игры.

команды

отдельные игроки

команды, но на данном этапе действует не вся команда, а только один – два игрока.

 

Принципы отбора игроков (участников конкурса)

- отбор 2-х игроков на сцену с помощью «манка» - это психологическая ловушка, выполняет функцию справедливого отбора. Например: Ведущий просит, назвать родственников кепки. Участники называют. После того, как перечислены примерно 10 головных уборов, ведущий считает по принципу аукциона – и вызывает того, кто назвал слово последним.

- Пара игроков выходит, первый побеждает и к нему присоединяется другой соперник.

- различные «доборы»

(«Олимпийский принцип»: выбираем сразу 16 человек, делим их на пары, в процессе проведения конкурсов проигравшие выбывают и останется 1 победитель).


4. Определите, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы:

игра в зале;

игра с передвижениями по «станциям»

длительная ролевая игра.


5. Определите, кто будет выявлять победителей в конкурсах:

жюри (продумать критерии оценки действий участников)

победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий (в этом случае нужны люди, которые будут следить за временем и считать очки)

победителя определяет случай

 

6. Определите последовательность конкурсов.

Конкурс (любое бытовое или профессиональное действие) – это действие нужно замотивировать, то есть поставить в эстетический контекст (например: Набираем артистов в театр имени Курочки рябы. Объявляется конкурс «Лучший летописец» На ноге игрока привязывается кисточка. Игрок пишет справа налево по стеклу, чтобы могли прочитать зрители.)

Конкурс нужно усложнить и растянуть во времени. Но! Время выполнения конкурса должно быть примерно 40 секунд – 1 мин.

 

Содержание конкурса определяется его видом.

Виды конкурса:

Речевые

Музыкальные

Сочинительские

Конкурсы актёрского мастерства

Пантомимические конкурсы

Конкурсы изобразительного искусства

Танцевальные

Подвижно-спортивные

Прикладные (с предметом)

На смекалку

На внимание


7. Определите, КТО и КАК будет вести игру.

Существуют способы ведения игровой программы:

«ОТ СЕБЯ» - «Я – ведущий»

«ОТ КОГО-ЛИБО» - ролевая персонификация ведущего (например: выходит попугай Кеша и др.

 

Существуют основные требования к ведущему:

Этика внешнего вида

Культура речи и эмоциональность

Доброжелательное отношение к аудитории

Добросовестная подготовка.


8. «Про безопасность не забудь: тактичен и осторожен будь»!

Ведущий должен представить участника конкурса, чтобы зрители могли поддерживать конкретного человека.

Ведущий должен прийти на выручку, если участник затрудняется в ответе на вопрос.

Нельзя ставить участников в неловкое положение

После завершения конкурса ведущий обязан похвалить участника, за успех или поддержать, если он не выполнил задание

Нельзя отчитывать участника, делать ему резкие замечания или вступать с ним в спор

Задание должно быть безопасно


9.Составьве список необходимого реквизита.


10. Определите, как и чем следует поощрить победителей игры (призы).


11. Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например, «музыкальные паузы».

 

 

https://summercamp.ru/Методика_и_организации_и_проведения_игр

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: